Консультация "Готов ли ребенок к школе?"
консультация
Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе?". Подняты основные тезисы готовности ребенка к школе, его мотивационную сторону и способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gotov_li_rebenok_k_shkole.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для родителей
«Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?»
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения с взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- Правильное произношение всех звуков;
- Умение различать звуки речи на слух;
- Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
- Словарный запас;
- Сформированность грамматического строя речи;
- Связную речь;
- Речевую коммуникацию
Звукопроизношение и фонематический слух
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
* Назови животных и их детенышей.
У курицы – цыпленок; у кошки… у собаки… у коровы...
у медведя… и т.д.
* Кто что делает? Подбери к каждому животному его действие.
Рыба – плавает, змея…, лягушка…, собака – лает, свинья…корова…т.д.
* Назови, одним словом каждую группу предметов.
Яблоко, груша, банан, апельсин. Кресло, кровать, стол. Зима, весна, лето, осень. Волга, Днепр, Енисей, Кама. Россия, Франция, Китай, Бразилия. т.д.
* Кто что делает? Учитель – учит детей, врач…, маляр, художник…т.д.
* Названия, каких предметов отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Карандаш – что?, заяц…, книга…, ребенок…, рубашка…т.д.
* Подбери к словам ОН, ОНА, ОНО, ОНИ подходящие по смыслу предметы.
Ведро…, лодка…, варежки…, солнце…, лыжи…, зонт…, голова…, туча…т.д.
* Отгадывание загадок.
* Многозначные слова. ЯЗЫК – у колокольчика, человека, у ботинка… т.д.
Грамматический строй речи
Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
* Назови предметы в единственном и множественном числе.
Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
* Составь одно слово из двух. Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.
* Правильно употреби предлоги в предложениях. Мальчик плавает в воде. Выходит из воды. Загорает у воды. Гриб под кустом (у, перед, возле, за) т.д.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
- составлять рассказ по картинке, по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обратите внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация
- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
- уметь слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации;
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
План – конспект занятия программы «Здоровый ребенок успешный ребенок» для учащихся 5В класса.
Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика....
"Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия"
Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия....
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....