Консультация для родителей
консультация

Шиманская Елена Михайловна

Консультация для родителей по теме: «Обогащение эмоционального опыта обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: «Обогащение эмоционального опыта обучающихся»

Шиманская Елена Михайловна

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Иногда родители не совсем владеют вопросами касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, родители, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?» И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что этим чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка - задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т. д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить, анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

  1. Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
  2. С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!» Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Родители могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать из понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, пантомимики, интонации. Родители учат детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Родители могут использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Педагог на своих занятиях имеет возможность проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар.

Родителям необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Родитель учит своего ребенка анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

Взрослый обогащает словарь детей словами-синонимами, обозначающими эмоции.

Например, «радостный»: «веселый», «ликующий», «лучистый», «праздничный», «лучезарный», «яркий», «бодрый», «приятный», «довольный», «жизнерадостный» и др.

Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить следующие задачи.

Средняя группа:

  • Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.
  • Учить различать эмоции по схематическим изображениям.
  1. Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику жесты, пантомимику, интонации).

Старшая группа:

  1. Продолжать знакомство детей с эмоциями.
  2. Расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.
  3. Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об

этом.

  1. Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа:

  1. Закреплять у детей полученные знания об эмоциях.
  2. Учить понимать относительность в оценке чувств.
  3. Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социапьноприемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Работа по знакомству с определенной эмоцией должна проходить в интересной и доступной для ребят форме с использованием:

  • развивающих игр (игр-драматизаций, сюжетно-ролевых, игр на развитие навыков общения);
  • упражнений (подражательно-исполнительского характера, на мышечную релаксацию);
  • этюдов;
  • рассматривания рисунков и фотографий;
  • чтения художественной литературы;
  • рассказов педагога и детей;
  • сочинения историй;
  • бесед;
  • моделирования и анализа заданных ситуаций;
  • слушания музыки;
  • рисования;
  • мини-конкурсов,
  • мини-соревнований.

Работа по развитию эмоций поможет взрослым (родителям) понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояния в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....