Консультация для родителей: " Что такое ОНР?"
консультация
Статья для родителей комбинированных групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для родителей комбинированных групп детского сада. | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое ОНР?»
-У нашего ребенка ОНР. Что это такое?
Очень знакомая фраза, которую слышит каждый логопед от родителя.
Давайте подробнее остановимся на этом речевом нарушении – ОНР. Известно, что речь—это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов вызывают трудности общения с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР — общее недоразвитие речи.
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень или НВ ОНР— наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины общего недоразвития речи.
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два или три года, занятия проходят по 2-3 раза в неделю. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед проводит ежедневно занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи, проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию учителя - логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.
При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение, которое необходимо соблюдать.
Так же учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что такое музыкальность?"
Консультация для родителей "Что такое музыкальность?" Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, ка...
Консультация для родителей «Что такое задержка психического развития»
ЗПР - задержка психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка....
Консультация для родителей: "Что такое задержка психического развития (ЗПР) ?"
В консультации дано описание понятия "задержка психического развития" и краткая характеристика детей с данным диагнозом....
Консультация для родителей:"Что такое мышление?"
В консультации дано определение понятию "мышление" и описание трех видов мышления....
Консультация для родителей "Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?"
Материал предназначен для родителей...
Консультация для родителей : " Что такое фонематический слух?"
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Что такое ФГОС дошкольного образования?"
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не...