Игры и упражнения с ШНУРКАМИ
материал

Спицына Людмила Александровна

"Используй то, что под рукой " - эта знаменитая фраза Филеаса Фога (Жюль Верн, "80 дней вокруг света") очень подходит ко всем предлагаемым идеям.

Мы зачастую и не догадываемся, что можно использовать привычные вещи еще как-то иначе, приобретаем специальные средства, инструменты, инвентарь, дополнительную технику, которые все больше и больше заполняют окружающее пространство, да и использоваться-то они будут, может, раз в год. Я предлагаю вам подборку разнообразных полезных игр, позволяющих сэкономить время, деньги, проявить свою творческую фантазию - уверена, каждый найдет для себя что-то нужное и интересное.

Ознакомьтесь с играми и упражнениями со шнурками для детей.

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать. Проявив немного фантазии, веревка или шнурки доставят радость и удовольствие от игры любому ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_shnurkami.docx407.33 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Кружок»

Цель: Закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательныйсредний)

Ход: Шнурок крутиться, играет, в кружок нитку завивает.

Получилась красота - Вся веревка завита.

Упражнение «Улитка»

Цель: Упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)

Ход: Улитка медленно ползет, качаясь на листке, улитка целый день несет свой домик на себе.

Упражнение «Облака»

Цель: Упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)

Ход: Облака, облака - Кучерявые бока.

Облака кудрявые Целые, дырявые.

Легкие воздушные. Ветерку послушные.  (С. Михалков)

Игра «Повтори узор»

Цель: Развивать фантазию.

Ход: Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.

Упражнение «Бусы»

Цель: Учить регулировать силу натяжения узла.

Ход: Из шнурка тихонечко бусы завяжу

Подарю подружке их. И ласково скажу: «Я тебя люблю!» 

Упражнение «Бабочка»

Цель:  Формировать навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант).

Ход: Из шнурков сложилось чудо -

Завязались бантики, потихоньку подходите.

Полюбуйтесь-поглядите! Вот так чудо-чудеса: это бабочка краса!

Игра" Кто больше?"

Цель: Развивать ловкость пальцев рук.

Ход: Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и победитель.

Игра "Кто быстрее?"

Цель: Развивать ловкость пальцев рук.

Ход: Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.

Игра «Разные дорожки»

Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц - по извилистой)

Игра «Три цвета есть у светофора»

Цель: Дать представление о понятии «светофор» и его назначении, закрепить знания цветов зеленого, желтого и красного сигналов светофора

Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»

Цель: Воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)

Игра «Колеса для машин»

Цель: Формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Ход: Учить выкладывать из шнурка круги-колеса для машин.

Игра «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие ловкости пальцев рук.

Ход: Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить

ребёнку: перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»; «прошагать» по лесенке из шнурка.

   

Упражнение «Плетение»

Цель: развитие ловкости пальцев рук.

Ход: «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

 

Упражнение «Рисование веревочкой»

Цель: развитие ловкости пальцев рук, координации, глазомера.

Ход: Дети выкладывают нитками, веревочками контур картинок (домик, солнышко и др.), геометрических фигур, контур букв и цифр.

 

Упражнение со шнурком «Паучок»

Цель: Учить оплетать шнурком пальцы.

Ход: Паучок пошел гулять, Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда. И букашку, и жука.

 

Игра «Червячки пошли гулять»

Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Ход: Возьмем  несколько шнурков разной длины (от 3-х штук и больше, исходя из навыков ребёнка). Если как в песенке, то 5 штук – 5 червячков от самого маленького к самому большому. Приговариваем  стишок: «1, 2, 3, 4, 5 – червячки пошли гулять». Скажем детям, что червячки выходят погулять по порядку: сначала самый большой, потом поменьше и т. д. Предложим выложить шнурки в порядке убывания. Вторая часть стиха: «1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять». А в домик червячки убегают в обратном порядке – от маленького к большому, в порядке возрастания. Перемешаем  шнурки и предложим вернуть их в домик в обратном порядке.

Игра «Сушки-баранки»

Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Ход: В этой игре необходимо нанизывать на верёвочку баранки и сушки.  Возьмем сушки-баранки разных размеров: большие и маленькие. Предложим нанизывать их на верёвочку в определённой последовательности. Например, «большой-большой-маленький», «большой-маленький-большой-маленький». Придумываем  разные варианты и  усложняем задачу по мере освоения простых последовательностей.

Игра «Веселые буквы»

Цель: Развитие моторики, изучение букв. 

Ход: Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами – новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил.

Раскладывайте на полу или на столе яркими нитками разные буквы. Когда ребенок уже знает буквы – пишите нитками слова.

Игра «Пуговица на нитке»

Цель: Развивать внимательность, ловкость и чувствительность.

Ход: Возьмите нить длиной около 60 см и пропустите ее через пуговицу, которая имеет два отверстия. Завяжите узел на конце нитки, чтобы она образовала круг. Расположите пуговицу по середине нити. Теперь оденьте нить на указательные пальцы и разведите руки, чтобы нить натянулась. Сейчас будет самое интересное. Надо научиться вращать и раздвигать руки одновременно. Почувствуйте, как пуговица наматывается в одну сторону и разматываясь наматывается в другую. Пуговица вращается, это похоже на игру на гармошке. Можно услышать жужжание.

Игра « Плетёнка на пальцах для одного»

Цель: Развивать моторику рук, логическое мышление, внимание.

Ход: Плетенка выполняется из тонкой верёвочки или шерстяной нитки длиной 1,3 м, концы которой связаны вместе узелком.

*Красные стрелки на рисунке обозначают последовательность действий в первую очередь, зелёные – во вторую.

В образовавшуюся петлю продень мизинцы и большие пальцы обеих рук. Указательными пальцами обеих рук подцепи верёвочку у середины противоположной ладони.

игры с нитками

Спусти петли с больших пальцев и разведи руки в стороны.игры с нитками

Поддень большими пальцами снизу верёвочку, которая проходит за мизинцами.

игры с нитками - плетенка3

Проводя большие пальцы над ближней к ним частью верёвочки, поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с мизинцев.

игры с нитками

Проведи мизинцы над ближней к ним частью верёвочки и поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с больших пальцев.

игры с нитками - плетенка5

Проведи большие пальцы сверху над двумя ближними участками верёвочки и поддень ими снизу третий участок.

игры с нитками

Подцепи указательным пальцем правой руки петлю, надетую на указательный палец левой руки, и надень эту петлю на большой палец левой руки. То же проделай с другой рукой.

игры с нитками

Указательным пальцем правой руки сними нижнюю петлю с большого пальца левой руки. То же проделай с другой рукой.

игры с нитками

Вдень указательные пальцы в верёвочные треугольнички, образовавшиеся между большим и указательными пальцами каждой руки. Скинь петли с мизинцев и быстро разведи руки в стороны, одновременно разворачивая их ладонями от себя и растопыривая пальцы.

игры с нитками

Плетёнка готова.

игры с нитками

 

Игра «Шнуровка Ботиночек»

Цель: Учиться завязывать шнурки разными способами, развивать моторику, зрительное восприятие.

Ход: Вспомните и покажите различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест»! сверху и т.д.

Игра «Сюжетные шнуровки».

Цель: Развивать моторику рук, способствовать развитию речи, развивать наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование.

 Ход: Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите ребенку сказку про то, как зверек собирал себе еду на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуроватъ детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии ребенку, пусть он сочинит свой сюжет.

Игра «Моталочка»

Цель: Развивать моторику рук.

Ход: Учить ребенка сматывать, разматывать и наматывать нитки разным способом, вокруг разных предметов. Например: бумажная трубка, клубок, деревянная палочка, квадратная коробка и т. д.

Игра «Веревочка»

Цель: развивать ловкость, зоркость, зрительное внимание.

Ход: Игроки становятся в круг и берут веревку в руки перед собой. Водящий входит в круг. Его задача – осалить кого-либо по рукам, которые держат веревку. Это основное условие. Поэтому участники могут, уворачиваясь от водящего, отрывать руки по одной или сдвигать в стороны. Тот, кого ведущий осалил, сам становится ведущим.

Игра-упражнение «Фигуры»

Цель: развивать ловкость, зоркость, зрительное внимание, мышление.

Ход: Ведущий называет какую-либо фигуру, а задача игроков – расположить свои руки, держащие веревку, таким образом, чтобы она образовала заданное (геометрическую фигуру, звезду, решетку и т. д.). Играть можно вдвоем и более.

Игра: «Шнуровка-планшет»

Цель: Совершенствовать зрительное восприятие, развивать зрительно-моторную координацию, готовить руку ребенка к письму.

Ход: Нам понадобится планшет в виде разделочной доски и цветные шнурки. Прикрепить разноцветные шнурки с помощью узла. Можно рисовать шнурками.

Игра-шнуровка – «Заплети косички солнышку»

Цель: Развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход: На подушке в виде солнышка заплетать косы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...

Игры с НЕСТАНДАРТНЫМ оборудованием ШНУРКИ (Веревка)

Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений паль...