Тренинг-семинар для родителей «Как помочь ребенку в выборе профессии»
план-конспект занятия (9 класс)

познакомить родителей с самыми востребованными прфессиями. ознакомить со списком  полезных интернет ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг-семинар для родителей «Как помочь ребенку в выборе профессии»

Выбор профессии – это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»:

Хочу – это  интересы, склонности, желания, мечты.

Могу – это психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность.

Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Главное суметь совместить свои хочу, могу и надо, тогда профессиональный выбор будет удачным.

На занятиях с вашими детьми мы постараемся раскрыть, что значит для них «хочу» и могу» – с помощью диагностики и различных упражнений. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам об аспекте «надо».

Тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность зависит от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона.  Некоторые факторы предсказать нельзя, к примеру угадать, как именно будут развиваться внешнеполитические отношения.

10 самых востребованных профессий к 2025 году:

1. Cпециалисты информационных технологий

2. web – дизайнер

3. Системный администратор

4. Программист  

5. Контент – менеджер, специалист по рекламе

6. Биотехнология и электроника (биотехнолог, биоинженер, фармацевт)

7. Маркетолог

8. Эколог

9.Логист

10. 3D – дизайнер

Полезные интернет-ресурсы

http://profvector.spb.ru/ – Центр содействия занятости и профориентации молодежи «ВЕКТОР». 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., дом 25/78 .«Экскурсии на предприятия»  тел.314-74-28

https://www.r21.spb.ru/empl/proforient/topprofessions.htm – Центр занятости СПб – самые востребованные профессии.

http://rspb.ru/ – Комитет по труду и занятости населения  Санкт-Петербурга – выбор профессии, перечень наиболее востребованных профессий, особенности составления резюме

http://www.clearfix.ru/professiogram/ – профессиограммы (человек-техника, человек-знак, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек), там же пути получения профессии (ВУЗЫ СПб)

http://enjoy-job.ru/professions – каталог профессий

http://www.profguide.ru/professions/ – гид по профессиям, категории профессий

http://edunews.ru/professii/obzor  – всё для поступающих

http://www.proprof.ru/careera/vybor-professii/o-professiyah – о профессиях

http://moeobrazovanie.ru/search.php?section=prof – профессии

https://spb.ucheba.ru/prof/search – список профессий

https://www.rabotka.ru/infoworker/ – справочник профессий

http://www.edu.ru/abitur/act.32/index.php – какие ЕГЭ нужно сдавать при поступлении в тот или иной Вуз

http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php – о требованиях к выпускникам по выбранной специальности

http://www.proforientator.ru – центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии»

http://www.psy.spbu.ru/department/psychcentre/prof-consult – центр профессионально-личностного консультирования при факультете психологии СПбГУ

http://www.spo.spb.ru/ – портал средних профессиональных учебных заведений

Упражнение «Состязание мотивов»

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам: Наша задача — путем групповой дискуссии выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии вашего ребенка,  т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете профессию. Для этого устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя

Список мотивов

1/8

11/4

11/2

Финал

1. Возможность получить известность, прославиться

2. Возможность продолжать семейные традиции

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами

4. Возможность служить людям

5. Заработок

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии

7. Легкость поступления на работу

8. Перспективность работы

9. Позволяет проявить свои способности

10. Позволяет общаться с людьми

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа

13. Романтичность, благородство профессии

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия

15. Трудная, сложная профессия

16. Чистая, легкая, спокойная работа

        

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три главных мотива выбора профессии.

Примечание: Возможен и индивидуальный вариант выполнения упражнения, после которого можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Таким образом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов:

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и попробуйте найти 3 – 4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя. А теперь подумайте, соотносятся ли эти профессии с выбором вашего ребенка и вашим выбором?

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с дру¬гом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам.

Упражнение «Рейтинг ошибок»

Цель:  анализ типичных ошибок при выборе профессии; нахождение способов защиты от ошибок.

Индивидуальная работа.

Необходимый материал: список «Ошибки в выборе профессии»

Инструкция участникам:

1.  Посмотрите внимательно на список «Ошибки в выборе профессии». Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас и вашего ребенка, то есть вы видите для себя и ребенка большую вероятность совершить именно эту ошибку.

2.  Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду параллельно, на основе ваших решений, вести статистику на доске – ставить палочки напротив номеров ошибок.

3.  В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые имеют в нашей группе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса.

1.  Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

2.  Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

3.  Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

Ошибки в выборе профессии

1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕС¬СИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕ¬ЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ – НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕД¬МЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется знание языка, много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказа¬ны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья.

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в выборе профессии

Родители чувствуют ответсвенность за будущее своего ребенка. Как сделать так, чтобы чувство ответственности не переросло в гиперопеку? Как дать ребенку возможность прислушаться к себе? Предлагаю неск...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Выступление психолога на родителском собрании...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Памятка для родителей по профориентации...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Памятка для родителей по профориентации...

«Как помочь ребенку в выборе профессии»

В презентации раскрыто понятие профориентации; основные мотивы, которыми  руководствуются обучающиеся при выборе профессии,  а также ошибки родителей при выборе профессии детей...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в выборе профессии"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в выборе профессии"...