выступление на родительском собрании с темой "«Роль семьи в профилактике наркомании подростков»"
план-конспект урока (8, 9, 10, 11 класс)
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ.
Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность по данному вопросу учителей, родителей, работников воспитательной, правоохранительных сфер оставляет желать лучшего. Однако без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании.
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. Каждый 10-й школьник в стране пробовал наркотики. Один наркоман за год втягивает от 4 до 17 человек. При таких темпах в стране через 5 лет более чем 1/4 населения попробует наркотики.
Но в тоже время многие считают, что со мной и моими близкими это не произойдёт, эта беда меня и моих близких обойдёт стороной. Но опыт многих семей (благополучных в том числе) показывает, что зло НАРКОМАНИИ достаточно изобретательно в своём стремлении затягивать в своё болото всё большее и большее количество людей. Данная тема особенно актуальна в молодежной среде, поэтому нужно подробнее обратить на нее внимание родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie_8g.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль семьи в профилактике наркомании подростков»
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ.
Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность по данному вопросу учителей, родителей, работников воспитательной, правоохранительных сфер оставляет желать лучшего. Однако без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании.
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. Каждый 10-й школьник в стране пробовал наркотики. Один наркоман за год втягивает от 4 до 17 человек. При таких темпах в стране через 5 лет более чем 1/4 населения попробует наркотики.
Но в тоже время многие считают, что со мной и моими близкими это не произойдёт, эта беда меня и моих близких обойдёт стороной. Но опыт многих семей (благополучных в том числе) показывает, что зло НАРКОМАНИИ достаточно изобретательно в своём стремлении затягивать в своё болото всё большее и большее количество людей. Данная тема особенно актуальна в молодежной среде, поэтому нужно подробнее обратить на нее внимание родителей.
Уважаемые родители!
Тема нашего собрания " Роль семьи в профилактике наркомании подростков". Я расскажу вам одну легенду: "Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели. Третий путник им ответил:
- "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей - "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик»
(от греч. narkotikos —усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, так как среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Итак, наркотики — это токсические вещества, вызывающие поражение многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ранней смерти. Под действием наркотиков у человека происходят резкие изменения психики, появляются галлюцинации — видения, которые не существуют на самом деле. Человек начинает жить новыми ощущениями, ничего не замечая вокруг, ему могут казаться разные вещи. При отсутствии контроля за своим поведением, человек способен на любые поступки и преступления. После того как действие наркотика проходит, наступает очень болезненное состояние, вынуждающее снова применять наркотическое средство. Человек постоянно думает о том, как достать новую порцию зелья. Он становится злым и угрюмым, перестает интересоваться друзьями и семьей. Таким образом, развивается страшная болезнь — наркомания, которая может привести к смерти. Постоянное применение наркотических веществ ведет к изменению личности — понижается роль высших чувств и повышается роль чувств низших; ухудшается здоровье и меняется характер.
Причины использования наркотиков:
— недостаточное воспитание нравственно-этических качеств;
— отсутствие эмоциональной уравновешенности, неспособность противостоять различным внешним ситуациям;
— своеобразная мода в современном обществе на наркотики. Наркомания — это почти всегда смерть в молодом возрасте. Особенно страшно, что ряды наркоманов пополняются в основном из подростковой среды.
Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.
"Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?"
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "белой вороной".
Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем же опасна гиперапека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, все равно найдет какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. То же самое можно сказать и о нехватке опеки над детьми, не достаточном внимании в их воспитании, жизни, проведении свободного времени.
3. Обсуждение проблемы.
Ваша роль как родителей чрезвычайно велика именно в вопросе предупреждения пристрастия к наркотикам. Почему? Потому, что раннее предупреждение употребления наркотиков более эффективно, и это очень важно. Детство — это время, когда вы можете доверительно обсуждать с ребенк ом опасности алкоголя, табака и других веществ, используемых подростками, и подготовить его к встрече с ними в будущем (если эта встреча еще не произошла). Я предлагаю вам 5 вопросов, которые мы должны с вами обсудить.
Вопрос 1: Что я должен рассказывать ребенку об алкоголе и наркотиках?
В первую очередь вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто «формальное обсуждение». Или подходящим может стать момент, когда по телевизору показывают сцены с употреблением алкоголя или с курением, или когда алкоголь является частью праздничного стола. Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ. Многие их представления могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:
• средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так и много и не больше, чем среди не пьющих и не курящих;
• алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они не помогают решить по-настоящему ни одну проблему;
• употребление алкоголя или наркотиков — прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение, детьми до 14 лет. И дети должны четко осознавать это;
• отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешными в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков. Мифы живучи, но далеко не все люди выпивают, курят и принимают наркотики.
Вопрос 2: Как я могу вызывать ребенка на откровенный разговор и оказывать на него влияние? Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут им дать знания об алкоголе, табаке и наркотиках. Для этого понадобится определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору правильного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать — более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей.
Прием 1: Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей:
• демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т. д.);
• позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;
• докажите ребенку, что вы правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).
Прием 2: Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».
Прием 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4: Выбирайте правильный тон для ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично — дети это могут расценивать как пренебрежение к своей личности.
Прием 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и тому подобное.
Вопрос 3: Как повысить самоуважение ребенка и помочь ему сказать «Нет!» алкоголю и наркотикам? Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «Нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики. Точно так же, как существует 5 приемов умения слушать, можно предложить родителям 5 принципов формирования самоуважения ребенка.
Принцип 1: Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.
Принцип 2: Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
Принцип 3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь сломать ногу», чем: «Ты не должен лазить по заборам — это глупо» (или: «Так делают только дураки»).
Принцип 4: Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.
Принцип 5: Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова «Я люблю тебя» помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к нему. Когда дети становятся старше, они говорят, что эти действия имели для них большую ценность
Вопрос 4: Могут ли семейные идеалы и жизненные ценности, привитые в раннем детстве, помочь ребенку сказать «Нет» при встрече с алкоголем и наркотиками? Каждый из родителей имеет различные ценности и не один способ их применения в вопросах предупреждения потребления алкоголя и наркотиков. Вероятнее всего, ребенок будет перенимать вашу точку зрения и суждения, наблюдая, как семейные ценности влияют на ваше поведение. Вот несколько принципов, которые могут помочь предотвратить приобщение ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.
Принцип 1: Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся предупреждения пьянства и потребления наркотиков.
Принцип 2: Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все».
Принцип 3: Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.
Принцип 4: Выработайте у себя убеждения и привычки, которые помогали бы вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков. Это очень важно! Несомненно, ваши жизненные принципы являются ключом к здоровью ваших детей.
Вопрос 5: Как моя собственная точка зрения на употребление алкоголя и курение влияет на моего ребенка? Научные исследования показывают, что взгляды большинства взрослых людей на употребление алкоголя и курение сходны со взглядами их родителей. Ваше отношение к вредным привычкам для ваших детей характеризует количеством выпитого и выкуренного вами. Ваше поведение показывает им, как вы пьете или курите, когда вы пьете или курите и принимаете ли вы спиртное, когда управляете машиной, купаетесь или заняты любой другой деятельностью, опасной для выпившего человека. Исследования свидетельствуют, что дети курящих или употребляющих алкоголь родителей чаще становятся злостными курильщиками. Особенно опасно бравировать этими привычками перед детьми. А вот если родители воздерживаются от выпивки, это является положительным примером. Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или не важным разъяснение своих принципов детям. Этим родителям следует помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка общешкольного родительского собрания на тему "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"
Родительское собрание было проведено с целью расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье – главно...
Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"
Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...
Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей подростков"
Представленный материал включает в себя сообщение для родителей младших подростков по теме "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей пордростков" с презентацией....
Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в формировании ЗОЖ"
Выступление учителя физичексой культуры на родительском собрании по теме "Роль семьи в формировании ЗОЖ"...
Родительское собрание по теме "Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди подростков"
Презентация для родительского собрания...
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...
Выступление на родительском собрание по теме "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ в выпускных классах гимназии.Задачи:Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со ст...