Консультация для родителей "Лево -право. как понять, мне подскажет мама"
консультация

Фомичева Елизавета Викторовна

Для детей дошколнього возраста важно научиться ориентироваться в пространстве, в целом, и на листе бумаги,  в часности, определять направление и знать где лево, где право. Можно попытаться малыша научить направления еще в раннем возрасте, хотя в этом возрасте просно освоить данный навык будет непросто. В статья представленны упражнения, которые помогут родителям научить ребенка различать право и лево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_levo-pravo.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей,

как научить ребёнка различать направления

«Лево – право, как понять, мне подскажет мама»

Подготовила педагог-психолог Фомичева Е.В.

Для детей дошкольного возраста важно научиться ориентироваться в пространстве, в целом,  и на листе бумаги, в часности, определять направление и знать где левая и правая сторона. Можно попытаться научить малыша различать лево — право даже до в раннем возрасте. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает ассоциативная память, важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Владение понятиями «лево» и «право» - это те начальные азы, которые должен закреплить каждый воспитанник. И чем раньше это произойдет – тем быстрее он начнет ориентироваться в пространстве.

Сначала ребёнок сталкивается с самой идеей, что в одной плоскости есть две стороны, одна из которых называется «право», а другая «лево». Эта идея не возникает по щелчку пальцев, хоть и кажется взрослым очевидной. Ребёнку, который ещё вчера отлично обходился без этой системы координат, требуется время, чтобы привыкнуть, что есть какая-то разница и в ней есть какой-то смысл.

Разница «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваивается сама собой даже на уровне проприорецепции (ощущения положения частей своего тела в пространстве) — ведь наше тело категорически разное в этих направлениях. А вот «лево» и «право» полностью симметричные, и до определённого возраста ребёнок просто не в состоянии понять, почему одинаковые для него вещи называются по-разному.

Чтобы познакомить ребёнка с понятиями «право» и «лево», стоит регулярно оперировать этими словами в повседневной речи, показывать рукой разницу в направлениях. Ребёнок вряд ли запомнит это сразу, но в его картине мира уже появится понимание, что стороны называются по-разному и это постоянные определённые названия, а не ситуативное наименование «в одну сторону» и «в другую сторону».

Когда ребёнок усвоил мысль, что у всего на свете есть стороны, которые называются «право» и «лево», ему предстоит запомнить, какая из них где. В период, когда определение сторон ещё не автоматизировалось, можно использовать подсказки разных типов. Впрочем, многие взрослые в силу индивидуальных особенностей продолжают путать стороны и тоже пользуются этими подсказками.

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево — где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы — правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Вот некоторые упражнения, выполнение которых помогут вам формировать протранственные представления у детей:

1. «Юные художники». Нанесите на ручи ребенка яркие контрастные краски (например, зелёную и красную), можно использовать пальчиковые краски и сделайте отпечаток — сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

2. «Назови что слева, а что справа». Показывая ребёнку рисунки в книжках, объясняйте, где расположено лево, а где право. Например: «Видишь, в левом верхнем углу страницы солнышко, а с правой стороны, — цветочек».

3. «Три игрушки». Выберете любые три игрушки, объясняйте своему малышу что находится слева, что справа, а что посередине. Затем поменяйте игрушки местами или возьмите другие.

4. «Роботы». Скажите своему ребенку, что сегодня вы поиграете в игру, где он будет выполнять роль робота, которому необходимо выполнять инструкцию взрослого, исследуя комнату: «Пройди прямо, поверни направо, пройди прямо, поверни налево...». если ребенок умеет считать, можно добавить еще количество шагов, которые необходимо пройти.

5. Подвижные «Игры-обманки». Например, когда ведущий даёт инструкции вроде «подняли левую руку», «повернулись направо» и показывает их, а в какой-то момент его слова и действия расходятся. Кто неправильно повторил за ведущим — выбывает или сам становится ведущим! Эту игру важно применять тогда, когда направления «лево» и «право» уже выучены и необходимо их только закреплять.

6. Лабиринты. Можно помогать ребенку ориентироватьс яна листе бумаги. Говоря в какую сторону необходимо поворачивать.

 

Стихи на тему ориентирования в пространстве:

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

/В. Берестов/

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

/И. Токмакова/

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ — я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ — мячик кидает,
А ЛЕВАЯ — ей помогает.

/А. Тимофеевский/

 

Ходит гномик: топ да топ!
Левой! Правой ножкой.
А зовут все гномика
Во дворе - Алешкой!
Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку!
Гайда Лагздынь

Советы для родителей:

1. Предложите вашему ребенку поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

2. Когда переходите с ребенком дорогу, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

3. Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

4. Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

5. Использование подсказок и «опознавательных знаков». Иногда сама природа даёт подсказки в ориентировании. У некоторых детей на одной из ручек может быть отметка: родинка или родимое пятнышко, шрамик и т. п. Обратите внимание малыша на такой «опознавательный знак» и попросите запомнить, на какой руке он располагается. После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

6.  Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка — слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остаётся правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

7. Визуальные подсказки: универсальный способ: сложите указательный и большой пальцы в виде буквы «L». Рука, на которой буква будет смотреть в правильную сторону, левая.

8. Кинестетические подсказки. Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.

        Можно добавить тактильную память. Для этого необходимо сжимать легенько правую руку, приговаривая что это правая рука. К тому же, можно закреплять рукопожатием, показывая что жмут правую руку.

9. Повесьте около письменного стола ребенка с левой стороны картинку «льва», обозначая что первая буква слова начинается на ту же букву, что и обпределение «левая» сторона.

 

    И в завершении: запаситесь терпением, понимайте, что ничего быстро не происходит, необходимо системность, терпение и игровая форма для ребенка, тогда результат вас действительно порадует!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Правила дорожного движения»

Консультация для родителей:«Правила дорожного движения»...

Консультация для родителей "Правила хорошего слушателя или как стать хорошим читателем"

Полезные советы для родителей по формированию интереса у детей к чтению....

Консультация для родителей " Правила поведения родителей на детских утренниках"

Вашему вниманию предлагаю консультацию для родителей о том, как правильно вести себя на детском утреннике в саду....

Консультация для родителей "Права ребенка"

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня – э...

Консультация для родителей "Правила безопасности"

Правила безопасности на проезжей части....