Родительское собрание для 7 кл "Роль семьи в формировании личности ребенка"
консультация (7 класс)
Разработка данного родительского собрания поможет классным руководителям:
- выявить какие проблемы семейного воспитания стоят перед родителями, помочь найти пути их решения;
- изучить точки зрения родителей по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
- сформировать у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._pedagogika_semeynyh_otnosheniy.docx | 83.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нефтекумск
Нефтекумский городской округ
Ставропольского края
ДЛЯ 7 КЛАССА
ПОДГОТОВИЛА
КЛ.РУК. 7 «Б»
ШАШАНОВА
ТАТЬЯНА
ВАСИЛЬЕВНА
2021 год
Аннотация.
Данное родительского собрание разработано в соответствии с наиболее актуальными проблемами понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания ребенка.
Прогнозируемый результат: осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблемам детей и семьи.
Цель:
- познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;
-обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.
Задачи:
- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;
- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
- формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
- способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.
Оформление:
- Плакат «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)
- Плакат «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом», «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их» (высказывание В.А. Сухомлинского).
Подготовка: На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» (примерные вопросы анкеты)
Анкета для родителей «Ребенок и его семья»
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество
1 Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живете
а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищенности.
II Что более всего заботит вас в семье?
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи.
III Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) да;
б) нет,
в) не знаю.
IV Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
а) да,
б) нет;
в) не знаю
V Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным; встретить любовь,
в) иметь много друзей,
г) реализовать свои интеллектуальные возможности
VI Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) да,
б) нет
VII Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) да,
б) нет
VIII Что для вашего ребенка вечер дома?
а) радость общения, возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка
Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».
Памятки ля родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:
а) гармоничность отношений в семье;
б) особенности воспитательных усилий родителей.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
Любовь умиления
Любовь деспотическая
Любовь откупа
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
2. Ознакомление с результаты исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств ребенка.
Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
-Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по этой теме, может кто-то желает дополнить, поделиться опытом?
3. Практическая часть.
Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.
Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:
— непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
— чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
— разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
— отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
— чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» — частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
Обсуждение конфликтных ситуаций в семьях. Обмен опытом
После обсуждения выше изложенных вопросов, учитель предлагает родителям решить несколько житейских ситуаций:
- Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция.
- Сын грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, хочу предложить вам несколько советов, как желательно относиться к своему ребенку:
- Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
- Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
- Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
- Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
- Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям, он совершил свой поступок.
- Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
- Не балуй его и не делай за него то, что он сам мог бы сделать сам.
Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно
4. Коллективное обсуждение вариантов ответов.
(В ходе обсуждения ответов может возникнуть диалог, диспут с целью нахождения оптимальных вариантов решения)
-Давайте, обсудим такие проблемы: «НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ В СЕМЬЕ».
- Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Почему? (ответы родителей)
- Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами. Скажите, пожалуйста, какие средства поощрения вы знаете и используете в воспитании?
(ответы родителей)
Учитель подводит итог.
Одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребенка? (ответы родителей)
Похвала способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребенка? (ответы родителей)
Доверие – это проявление уважения к детям.
Вывод: Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, что с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.
- А как вы относитесь к материальным поощрениям?
-Какими подарками можно поощрять?
-Какими средствами наказания можно пользоваться? (ответы родителей)
Виды наказания:
- замечание;
-лишение удовольствий и развлечений;
-лишение доверия.
- Нужны ли физические наказания? Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
5. Задание для родителей.
Готовясь к данному собранию, я встретил в книге Н И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная музыкальная пауза). Вопрос родителям: у кого что получилось?
Законы семьи =
1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.
4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
5. Заключительное слово классного руководителя.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
На память о нашем родительском собрании я дарю вам памятки, в которых приведены советы по воспитанию Вашего ребёнка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.
Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка родителям. «Десять заповедей для мамы и папы»:
1)Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. (Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.)
2)Определите общие интересы. (Это могут быть как познавательные интересы, так и жизненные.)
3)Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. (Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите вместе в магазин.)
4)Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. (Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте:- Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему.) 5)Научите ребёнка делиться своими проблемами. (Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.) 6)Постоянно говорите с ребёнком. (Развитие речи – залог хорошей учёбы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно.)
7)Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. (Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.)
8)Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка. (Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.)
9)Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом. (На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте:- Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать. Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10)Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. (Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложить альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
Литература:
1.Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей.- М.: Просвещение, 1989.
2.Долгих, Г.В. Классный час. Праздник «Семейные традиции, праздники» // Классный руководитель. – 2001. – №2.
3.Швензель, Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость» // Классный руководитель. – 2000. - №8
4.Пальминова, С.Т. Семейный праздник // Классный руководитель. – 2000. - №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"
Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...
Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"
Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"...
Материалы родительского собрания на тему "Семья и формирование нравственности ребенка"
Цель: Рассказать о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье....
Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Основная цель данного мероприятия - учитывая особенности взаимоотношений родителей и их детей, помочь определить основные правила семейного воспитания....
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/...
Родительское собрание по теме: 1. Предварительное подведение итогов. 2018-2019 уч.года в 6 «г» классе.2. «Роль семьи в формировании личности ребенка»
Повестка дня:Предварительное подведение итогов успеваемости в 1-4 четвертях (проблемы, возникшие в 5 классе, их причины возникновения, как решались в 6 классе, результат работы), задачи на 2019-...
- Мне нравится (1)