Лекторий для родителей "Безопасный Интернет"
материал (5 класс)

Елизарьева Ирина Александровна

Можно использовать на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекторий Безопасный Интернет52.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей. Безопасный Интернет

Интернет постепенно проникает в каждую органи- зацию, общественное учреждение, учебное заведе- ние, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молоде- жи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, осо- бенно молодых людей, он становится информацион- ной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это неудивительно: ведь в Интернете мож- но найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившую- ся книгу или обсудить горячую тему на многочислен- ных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с дру- зьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, ху- лиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подоб- ных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.

ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ: ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ОПАСНОСТИ Пользуясь возможностями Интернета, дети подвер- гаются опасности вступить в контакт со злоумыш- ленниками. Анонимность общения в Интернете спо- собствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений. Преступники используют преимущества этой анонимности для завязывания отношений с неопытными молодыми людьми. Вы сможете защитить своих детей, если поймете воз- можную опасность общения через Интернет и буде- те в курсе того, чем они занимаются в Сети.

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕ- СТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущес- твенно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по элек- тронной почте или на форумах. Для решения сво- их проблем многие подростки обращаются за под- держкой на конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подрос- тка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти уси- лия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушива- ют проблемы подростков и сочувствуют им. Но пос- тепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют мате- риалы откровенно эротического содержания, пы- таясь ослабить моральные запреты, сдерживаю- щие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оце- нивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

КАК УЗНАТЬ, НЕ СТАЛ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОТЕН- ЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРЕСТУПНИКА? Приведенные ниже признаки могут означать, что на вашего ре- бенка обратил внимание злоумышленник. Ваш ребенок проводит много времени в Интер- нете. Большинство детей, преследуемых Интернет- преступниками, проводят большое количество вре- мени в Сети, особенно в чатах; подчас закрывают дверь в свою комнату и скрывают, чем они занима- ются, сидя за компьютером. В семейном компьютере появились материалы откровенного содержания. В качестве предлога для начала сексуальных обсуждений злоумышлен- ники могут снабжать детей фотографиями, ссылка- ми на соответствующие сайты и присылать сообще- ния эротической окраски. Для того чтобы внушить ребенку мысль о естественности сексуальных от- ношений между взрослыми и детьми, преступники могут использовать фотографии с изображением детской порнографии. Имейте в виду, что ваш ре- бенок может прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены семьи пользу- ются тем же компьютером. Вашему ребенку звонят люди, которых вы не зна- ете, или он сам звонит по номерам, которые вам незнакомы. Установив в Интернете контакт с ва- шим ребенком, некоторые злоумышленники могут попытаться вовлечь детей в секс по телефону или попытаться встретиться в реальной жизни. Если дети не решаются дать номер телефона, злоумыш- ленник может сообщить им свой. Не разрешайте своему ребенку лично встречаться с незнакомцем без контроля с вашей стороны. Ваш ребенок получает письма, подарки или по- сылки от неизвестного вам лица. Обычно пресле- дователи посылают своим потенциальным жертвам письма, фотографии и подарки. В других странах они порой даже отправляют билеты на самолет, что- бы соблазнить ребенка личной встречей. Ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быс- тро выключает монитор компьютера или пере- ключается на другое окно, если в комнату входит взрослый. Интернет-преступники усердно вбивают клин между детьми и их семьями и часто преувели- чивают небольшие неприятности в отношениях ре- бенка с близкими. Кроме того, дети, подвергаю- щиеся сексуальному преследованию, становятся замкнутыми и подавленными. Ваш ребенок использует чью-то чужую учетную запись для выхода в Интернет. Даже дети, не име- ющие доступа в Сеть дома, могут встретить пресле- дователя, выйдя в Интернет у друзей или в каком- нибудь общественном месте, например библиотеке. Иногда преступники предоставляют своим жертвам учетную запись, чтобы иметь возможность с ними общаться.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ПОТЕН- ЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРЕСТУПНИКА? Регулярно проверяйте компьютер на наличие материалов от- кровенного характера или каких-либо свидетельств об общении с сексуальной окраской – это настора- живающие признаки.  Контролируйте доступ вашего ребенка ко всем средс- твам общения, работающим в режиме реального времени, таким, как чаты, мгновенные сообщения и электронная почта. Обычно Интернет-преступники впервые встречают своих потенциальных жертв в ча- тах, а затем продолжают общаться с ними посредс- твом электронной почты или мгновенных сообщений. Не вините детей. Если, несмотря на все меры предо- сторожности, ваши дети познакомились вИнтернете со злоумышленником, вся полнота ответственнос- ти всегда лежит на правонарушителе. Предпримите решительные действия для прекращения дальней- ших контактов ребенка с этим лицом. Если ваш ребенок получает фотографии откровен- ного характера или подвергается сексуальным до- могательствам, сохраните всю имеющуюся инфор- мацию, включая адреса электронной почты, адреса сайтов и чатов, чтобы иметь возможность ознако- мить с ней представителей власти.

ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ВРЕ- ДОНОСНЫХ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В ИНТЕРНЕТЕ К вредоносным программам относятся вирусы, чер- ви и «троянские кони» – это компьютерные програм- мы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они так- же могут снижать скорость обмена данными с Ин- тернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копийнакомпьютерываших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Но хорошо то, что, проявив здра- вый смысл и предприняв меры по предотвращению опасности, а также объяснив эти опасности своим детям, ваша семья с меньшей вероятностью станет жертвой подобных угроз.

ЧТО ТАКОЕ ВИРУС? Объясните детям, что вирусы – это программы, которые мешают нормальной рабо- те компьютера, перезаписывают, повреждают или удаляют данные. Они также распространяются меж- ду компьютерами в Сети и через Интернет, часто за- медляя их работу и вызывая другие неполадки. Так же как вирусы человека различаются по степе- ни опасности (от вируса Эбола до вируса 24-часово- го гриппа), так и компьютерные вирусы могут быть как слегка неприятными,так ибезусловно разрушительны- ми.Однакоуних естьихорошая сторона:настоящийви- рус не может распространяться без участия человека. Дляпродвижениявирусакто-тодолженраспространить файл или отправить электронное письмо. Более сложные вирусы, например черви, могут ав- томатически самовоспроизводиться на других ком- пьютерах, устанавливая контроль над программа- ми (например, приложениями электронной почты). Некоторые вирусы – «троянские кони» (названные так в честь легендарного Троянского коня) – выгля- дят как полезные программы и обманом убеждают пользователей загрузить их. Отдельные «троянские кони» способны даже работать как полезная про- грамма, одновременно нанося вред системе или другим компьютерам, подключенным к Сети. Иметь представление о разновидностях вирусов и принципах их функционирования необходимо, но гораздо важнее регулярно устанавливать на ком- пьютере последние обновления безопасности и ан- тивирусные средства.

ЧТО ТАКОЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ? Объясните детям, что под выра- жением «нежелательное программное обеспече- ние» понимаются программы, которые выполняют на компьютере некие задачи без вашего согласия. Они могут показывать рекламные сообщения, объ- явления или собирать личные данные о вас и вашей семье.

КАК МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ВАШ КОМПЬЮТЕР ЗАРАЖЕН? Ваш компьютер может начать работать медленнее или прекращать работать и перезагру- жаться каждые несколько минут. Иногда вирус ата- кует файлы, необходимые для запуска компьютера. В подобном случае вы можете, нажав кнопку запус- ка, обнаружить, что смотрите на пустой экран. Все эти симптомы являются типичными признака- ми заражения компьютера вирусом, хотя они могут вызываться также проблемами в аппаратной части или программном обеспечении, не имеющими ни- чего общего с вирусным заражением. Совет: Помните, что, открыв и запустив заражен- ный файл, вы можете не сразу узнать, что получи- ли вредоносную программу, так как вирусы часто начинают свою разрушительную работу не сразу. Пусть дети будут внимательны к сообщениям о том, что они отправили электронное письмо, содержа- щее вирус. Это может значить, что вирус указал ваш электронный адрес в качестве отправителя зара- женного письма. Это необязательно означает, что на вашем компьютере есть вирус. Некоторые виру- сы умеют фальсифицировать электронные адреса. 10 Если компьютер внезапно начал медленно рабо- тать или вы видите всплывающие окна, даже если не подключены к Интернету, то, возможно, вы стали жертвой программ-шпионов и других нежелатель- ных программ. Они автоматически загружаются в систему без всякого уведомления. Часто они быва- ют прикреплены к другому файлу, который вы ска- чали или установили. Программа-шпион может за- грузиться на ваш компьютер, даже если вы просто щелкнули по баннеру.

КАК СНИЗИТЬ РИСК ЗАРАЖЕНИЯ? Необходимо постоянно улучшать защиту вашего компьютера. Есть три основных шага, которые необходимо сде- лать, чтобы обеспечить защиту своего компьютера: • применяйте межсетевой экран; • выполняйте обновления; • применяйте новейшие антивирусные программы. Более подробную информацию см. на веб-сайте Microsoft по адресу http://www.microsoft.com/Rus/ Security/Protect/Default.mspx Однаконужнопомнить, чтоничтонеможет дать стопро- центной гарантии защиты вашего компьютера. Поэто- му в любомслучае выи ваши дети должныбыть крайне внимательны к получению сообщений от неизвестного адресата с вложением. Практически все вирусыимно- гие черви не могут распространяться, пока вы не от- кроете или не запустите инфицированную программу. Многие из наиболее опасных вирусов распространя- лись преимущественно через вложения в электронные письма – файлы, отправляемые вместе с электронным сообщением. Вирус запускается в тот момент, когда вы открываете вложенный инфицированный файл. Совет: Потребуйте от детей никогда не открывать никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда они ожидают получение вложения и точно знают со- держимое такого файла. Если вы или ваши дети получили электронное пись- мо с вложением от неизвестного лица, немедленно его удалите. К несчастью, иногда небезопасно от- крывать даже вложения, полученные от знакомых вам людей. Вирусы и черви обладают способностью красть информацию из почтовых программ и рас- сылать себя по всем адресам, указанным в адрес- ной книге. Проверяйте всю информацию, которая поступает на ваш компьютер из других источников, требуйте этого от своих детей. Вирусы могут распространять- ся с помощью программ, которые вы загружаете из Интернета, или через зараженные компьютер- ные диски, которые вы можете взять у друзей. Но в большинстве случаев вредоносные программы по- падают на компьютеры пользователей, когда они открывают и запускают вложения в электронные письма, полученные от неизвестных им корреспон- дентов. Если дети регулярно пользуются компьютером, они могут забрести на сайты или скачать файлы, кото- рые могут заразить компьютер. Иногда ваши дети могут случайно заразить компьютер программой- шпионом, даже не осознавая этого. Совет: Ключевое правило, которого следует при- держиваться, – это скачивать файлы из надеж- ных источников и обязательно читать предупреж- дения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности. Скажите детям, чтобы они спрашивали у вас разре- шение перед тем, как загрузить что-либо из Сети. Если вы полагаете, что дети не понимают, что озна- чает «скачивать только из надежных источников», или считаете, что, возможно, они не будут читать все предупреждения и соглашения, вам, возмож- но, придется принять дополнительные меры предо- сторожности: контролировать деятельность ребен- ка в Интернете или создать для него учетную запись пользователя, которая ограничивает возможности управления компьютером, что поможет предотвра- тить загрузку программ-шпионов или других неже- лательных программ. Загрузить антивирусное ПО, средства удаления про- грамм-шпионов и многое другое для повышения защищенности компьютера можно на веб-сайте 11 Microsoft по адресу http://www.microsoft.com/rus/ athome/security/downloads/default.mspx.

ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВЕ И ХИЩЕНИЯХ ДАННЫХ КРЕДИТНОЙ КАРТЫ В России мошенничество с помощью Интернета или хищения данных кредитной карты еще не стали очень широко распространены. Однако мы можем стоять на пороге этого явления, и нужно сделать так, чтобы оно не застало нас врасплох.

В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интер- нет-мошенничеств широкое распространение по- лучила применяемая хакерами техника «phishing», состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользо- вателя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользова- теля в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, но- меров кредитных карт и другой секретной информа- ции, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя. Кроме того, если вы сами или ваши дети пользуе- тесь кредитной картой для оплаты товаров и услуг через Интернет, по телефону или даже лично в со- седнем магазине, вы уязвимы для мошенников. При любой операции оплаты с использованием кредитной карты компании должны проверить ин- формацию о счете, прежде чем предоставить това- ры или услуги. Данные о кредитных картах хранят- ся на крупных серверах. К сожалению, хакеры могут взломать такую систему и завладеть информацией, чтобы воспользоваться ею в корыстных целях, на- пример, оплачивать свои счета, используя деньги с вашей карты.

СНИЖЕНИЕ РИСКА ХИЩЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ. Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно наби- рать в обозревателе адрес веб-сайта или пользо- ваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в по- дозрительном электронном письме. Нужно как можно быстрее обратиться к настоящим сотрудникам организации, если получилось так, что конфиденциальная информация была предоставле- на вами или вашими детьми неизвестным лицам, выдающим себя за сотрудников той или иной ком- пании либо организации. При немедленном обра- щении компания может уменьшить ущерб, нанесен- ный вашей семье и другим лицам. Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют в том числе и многие банки в России.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ХИЩЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДАН- НЫХ? Если вы подозреваете, что ваши личные дан- ные украдены, немедленно принимайте меры: • Измените пароли. • Поставьте в известность отдел обслуживания клиентов соответствующих организаций. • Поставьте в известность свой банк или финан- совую организацию, если необходимо, то за- кройте или временно заблокируйте ваши счета. • Запросите отчет о финансовых операциях и проверьте их корректность, о выявленных рас- хождениях поставьте в известность вашу фи- нансовую организацию. • Записывайте и сохраняйте абсолютно все. • После выполнения всех действий всегда делай- те копии документов. В виртуальном мире есть свои правила Интернет-гигиены.

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ В ИНТЕРНЕТЕ: КАК ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ? В ЧЕМ СОСТОИТ ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ ИГРОВЫМИ САЙТАМИ И САЙТАМИ С АЗАРТНЫМИ ИГРАМИ. Множество детей обожают искать развлечения (на- пример, игры) в Интернете. Иногда при поиске но- вого игрового сайта они могут попасть на карточный сервер. Большинство игр и развлечений для несо- вершеннолетних вполне законны, однако им нельзя играть в азартные игры на деньги. Разницамеждуигровымисайтамиисайтамисазартны- ми играми состоит в том, что на игровых сайтах обыч- но содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. Сайты с азартными играми могут допускать, что люди вы- игрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

КАК ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ИГР НА ДЕНЬГИ? Родители должны решить, во что можно играть их детям. Обсудите жанр игр (скажем, только биль- ярд, стратегии и шахматы) и количество участников (можно ведь играть и одному). Напоминайте детям, что им нельзя играть на деньги. Предложите им играть в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование на- личных или безналичных проигрышей/выигрышей. Помогите детям понять механизм таких игр. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки боль- ше теряют деньги, нежели выигрывают. Не позволяйте детям использовать номера ваших кредитных карт в Интернете. Держите их в недоступ- ном для детей месте. В сетевых играх на деньги они обычно требуются. Дети могут ненароком влезть в долги. Объясните, что к играм на деньги можно пристрас- титься. Всегда есть опасность приобретения зависи- мости. Это как болезнь. Особенно если есть кредит- ная карта и положительный баланс на ней; человек может играть, пока не истратит все до конца. Контролируйте поведение своих детей в Интернете. Следите за тем, какие сайтыпосещают ваши дети и что они делают в Интернете.

 ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ОНА У ВАШИХ ДЕТЕЙ? То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сна- чала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она – безграничный источник но- вых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной инфор- мации, сколько общаются в чатах и играют в он- лайновые игры. Поддержание в жизни детей разумного равнове- сия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей; Интер- нет сделал это еще более трудной задачей. Об- щение в Интернете и интерактивные игры могут настолько затягивать детей, что они часто теря- ют ощущение времени. Несколько советов ниже помогут вашим детям не впасть в Интернет-зави- симость.

СОВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИ- МОСТИ. Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Социально дезадап- тированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться аноним- ным, не бояться осуждения (если что-то сделал не- правильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий вы- бор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором ему будет Бесплатный сыр бывает и в Интернет-мышеловках. 13 комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не полу- чается в реальном мире, он будет стремиться к пре- быванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, кото- рая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ре- бенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к уны- нию, вам необходимо внимательно следить за его от- ношениемкИнтернету, с темчтобыпредотвратить его превращение из средства раскрытия личности ре- бенка в плохо контролируемую страсть. Следите за симптомами проявления Интернет- зависимости. Она проявляется в том, что дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от сво- ей реальной жизни, проводя в виртуальной ре- альности большую часть своего времени. Интер- нет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подклю- читься к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражи- тельным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Интернет-независимый ребенок лег- ко может переключиться на другой канал обще- ния, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается – в Сети или нет. Спросите себя: оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи вашего ребенка, его здоро- вье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в Интер- нете. Обратитесь за помощью к специалистам. Если у вашего ребенка проявляются серьезные призна- ки Интернет-зависимости, проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Навязчивое исполь- зование Интернета может быть симптомом других проблем, таких, как депрессия, раздражение или низкая самооценка. И когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой. Не запрещайте Интернет. Для большинства де- тей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите «Внутрисемейные правила использования Интернета» (см с. 34 дан- ного издания) . В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое еже- дневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограниче- ние на посещение чатов или просмотр материа- лов «для взрослых». Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок поча- ще играет с другими детьми на свежем воздухе. Мотивируйте его на такое общение. Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ваш ребенок застенчив и испы- тывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специ- ального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют де- тей с одинаковыми интересами, например, судо- модельный или литературный кружок. Контролируйте своих детей. Существуют про- граммы, которые ограничивают использование Интернета и осуществляют контроль за тем, какие сайты посещаются, например MSN® Premium. Од- нако сообразительный ребенок, если постарает- ся, может и отключить эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности. Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им авто- номный аналог одной из их любимых игр. Напри- мер, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему по- читать книги той же тематики. Следите за достижением равновесия у вашего ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его.

ОНЛАЙНОВОЕ ПИРАТСТВО У СЕБЯ ДОМА: КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ? Онлайновое пиратство – это незаконное копирова- ние и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или про- грамм – без разрешения правообладателя.

СНИЖЕНИЕ РИСКА ПИРАТСТВА У СЕБЯ ДОМА. Пре- дупредите детей о возможных опасностях. Пиратс- тво, по сути, обычное воровство, и, скорее всего, вы вряд ли собираетесь поощрять воровство в своей семье. И чем раньше ваши дети это поймут, тем луч- ше. Однако не всегда бывает достаточно сказать де- тям о том, что какая-то деятельность – это плохо. В таком случае попробуйте просто поговорить с ними о возможных последствиях. Объясните вашим де- тям, что если они незаконно скачивают файлы, то ваш компьютер рискует стать уязвимым для виру- сов или программ-шпионов. Совет: Внушите своим детям, что нельзя незакон- но скачивать или распространять фильмы, музы- кальные файлы и программы. Объясните детям, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет от- ветственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компани- ях – распространителях пиратских продуктов, кото- рые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Ли- цензионный пользователь программного обеспече- ния всегда может рассчитывать на консультацион- ную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удоб- ных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель. Научите своих детей законным методам скачива- ния. В Интернете существует множество мест, где вы и ваши дети можете скачать программы, филь- мы, игры и музыку бесплатно или за небольшую цену. Например, сайт MSN Music предлагает более миллиона записей от разных студий. Обсудите с детьми допустимые траты на музыкаль- ные записи или игры, чтобы у молодого поколения не было соблазна для незаконного скачивания.

БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ Интернет предоставляет несколько форм общения между участниками, которые любят использовать дети и подростки: чаты, системы обмена мгновен- ными сообщениями, блоги или Интернет-дневники.

В ЧЕМ СОСТОИТ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЧАТАХ И СИС- ТЕМАХ ОБМЕНА МГНОВЕННЫМИ СООБЩЕНИЯМ? Возможно, вы слышали о чатах, в которых люди встречаются для обмена сообщениями на опреде- ленную тему. Может быть, вы даже сами там обща- лись. Комнаты чата, в которых происходит обще- ние, представляют собой виртуальные помещения в Сети, в которых люди могут набирать сообщения, почти мгновенно появляющиеся на экранах ком- пьютеров других участников. Чаты обычно являют- ся анонимными, поскольку участники пользуются псевдонимами. В Интернете существует множество чатов различ- ной направленности. В них предоставляется по- трясающая возможность обсуждать разные темы с людьми со всего мира. Чаты очень популярны среди детей, и, к сожалению, преступникам это известно. Поэтому эта форма общения представляет особен- ную опасность для детей и подростков. Многие люди, говоря об общении в системе обмена мгновенными сообщениями, называют это общени- ем в чате, однако все же существует небольшая раз- ница. Первая обычно используется для беседы меж- ду двумя собеседниками, в то время как в чате идет разговор с группой людей, но основные правила бе- зопасности остаются одними и теми же. 15

 КАК СДЕЛАТЬ ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ КОМФОРТ- НЫМ? Контролируйте использование чата вашим ребенком. Помните о том, что дети могут участво- вать в чатах, расположенных на сайтах, при помо- щи программ поддержки чатов, сотовых телефонов и даже некоторых онлайновых игр. Добейтесь того, чтобы дети никогда не сообщали в чатах свои личные данные. Так, при выборе псевдо- нима необходимо выбирать имя, не выдающее лич- ные данные детей. Например, вместо псевдонима DetroitSue можно использовать SassySue. Следует настоять на том, чтобы дети не посылали своих фо- тографий тем, с кем они познакомились в чате. Дети должны знать, что они всегда могут обратить- ся к вам за советом или помощью. Предупредите ре- бенка о том, что, если что-либо в чате вызовет у него чувство дискомфорта, необходимо немедленно его покинуть и сообщить о происшедшем кому-нибудь из взрослых. Пусть дети всегда сообщают вам об участниках чата, которые предлагают им встретить- ся в приватных комнатах чата. У детей должно быть настороженное отношение к по- пыткам собеседников перевести общение из вир- туальной плоскости в реальную. Им никогда нельзя соглашаться на личную встречу с незнакомыми людь- ми, с которыми они познакомились в Интернете. Скажите детям, чтобы они посещали только модери- руемые чаты. Перед тем как вступить в беседу, пусть ознакомятся с положениями и условиями участия в чате, правилах поведения и положением о конфи- денциальности.

ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКИ: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут Интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадле- жат подросткам. При этом двое из трех раскрыва- ют свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не сек- рет, что подробное раскрытие личных данных потен- циально опасно. При этом все больше молодых пользователей созда- ют собственные дневники, и каждый стремится привлечь как можно больше внимания аудитории. Иногда это приводит к тому, что дети размещают в блогах такой неуместный материал, как провокаци- онные фотографии – свои или друзей. Правильное ведение дневника может дать детям и их родителям возможность общаться и поделиться друг с другом опытом; дети могут поведать родите- лям о новых технологиях, а родители могут дать ряд ценных жизненных советов. Другое преимущество – привитие ответственнос- ти и дисциплины ведения дневника; возможность творческого самовыражения; новые возможности общения с друзьями и родственниками, обучение компьютерным и Интернет-технологиям, а также развитие навыков набора на клавиатуре, правопи- сания, письменной речи и редактирования.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ- ДНЕВНИКА. Требуйте от ваших детей никогда не публиковать в них какую-либо личную информацию, в том числе фа- милию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес элект- ронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сооб- щениями, возраст или дату рождения. Требуйте от ваших детей никогда не помещать в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверять, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию. Пусть ваши дети знают, что публикуемая в Интерне- те информация остается там надолго и кто угодно может легко распечатать веб-журнал или сохранить его на своем компьютере. Рекомендуйте детям пользоваться веб-журналами только с ясно сформулированными условиями ис- пользования и проверять, можно ли защитить с по- мощью пароля сами веб-журналы, а не только учет- ные записи пользователя (даже если это так, лучше держать в уме, что любой человек может получить доступ к Интернет-дневнику). Рекомендуйте вашим детям не стремиться соревно- ваться с другими детьми, ведущими веб-журналы. Пусть дети стараются вести свой блог в положитель- ном ключе и не использовать его для злословия или нападок в адрес других детей.

ИГРЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ: КАК ИГРАТЬ БЕЗОПАСНО Компьютерные игры уже давно сравнялись по попу- лярности с телевидением, музыкой и фильмами, а где-то даже превзошли их. Вы можете помочь сво- им детям играть в занимательные и даже поучитель- ные игры и само собой соответствующие возрасту вашего ребенка. Нужно только придерживаться не- которых советов.

СОВЕТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАС- ТИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ В ОНЛАЙНОВЫХ ИГРАХ ПО СЕТИ. Получите информацию. Ознакомьтесь с классифи- кацией игр и условиями конфиденциальности, а так- же прочтите правила на сайте игры. В качестве при- мера можно познакомиться с кодексом поведения Xbox® Live. Будьте в курсе, в какие игры и с кем играют ваши дети. Поместите компьютер или игровую консоль (например, Xbox) туда, где экран хорошо просматри- вается; искренне интересуйтесь, во что дети играют. Установите правила. Это следует сделать до выхода детей в Интернет; кроме того, убедитесь, что ребе- нок их понимает. С примером такого рода домашних правил можно ознакомиться, прочитав «Внутрисе- мейные правила пользования Интернетом» (см. с. 34 данного издания). Контролируйте чат и сообщения во время игр. Поп- росите детей сообщать вам, если другой игрок упот- ребляет нецензурные слова; в этом случае можно выделить обидчика в списке и отключить или за- блокировать его сообщения. Другой вариант – со- общить о некорректно ведущем себя игроке адми- нистраторам игры по электронной почте, в чате или другим способом. Для дополнительной информа- ции о возможных мерах воздействия на таких игро- ков можно обратиться на официальный сайт игры. Обучите детей навыкам безопасности. Скажите де- тям, что, если кто-либо из игроков будет вести себя оскорбительно, игру следует остановить и немед- ленно сообщить вам. При необходимости – связать- ся с администратором. Убедитесь в конфиденциальности. Требуйте от детей никогда не выдавать в игровом чате личную инфор- мацию (например, имя, пол или домашний адрес), фотографии и не соглашаться на встречи. Убеди- тесь, что дети знают о необходимости обратиться к вам за помощью в случае чего. Выбирайте соответствующие имена. Заставьте ре- бенка использовать подходящие имена героев, со- ответствующие игровым правилам. Эти имена не должны раскрывать никакую личную информацию или провоцировать домогательство. Примечание: Для компьютеров и игровых консолей типа Xbox есть технология маскировки или скрытия голоса, позволяющая изменить настоящий голос ребенка. Имейте в виду, что взрослые также могут пользоваться этой программой и выдавать себя не за того, кто они есть на самом деле. Берегитесь хулиганов. См. с. 17 данного издания о том, как поступать с задирами (гриферами) в Интер- нет-играх. Играйте вместе. Безопаснее всего для детей играть через Интернет вместе с вами. Возможно, им этого хочется меньше всего на свете (особенно тем, кто постарше), но это очень хороший способ научиться общению в Сети.

ИНТЕРНЕТ-ХУЛИГАНСТВО: КАК ПРИ ЭТОМ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ? Так же как и в обычной жизни, в Интернете появи- лись свои хулиганы, которые осложняют жизнь дру- гим пользователям Интернета.

КТО ТАКИЕ ИНТЕРНЕТ-ХУЛИГАНЫ И ЧТО ОНИ ДЕЛА- ЮТ? Их называют гриферами, задирами, дурными игроками, повернутыми и т.д. Есть вероятность, что один из таких злодеев по крайней мере единожды побеспокоит вашего ребенка в таких многопользо- вательских играх, как Halo 2, EverQuest, The Sims Online, SOCOM и Star Wars Galaxies. Обидчики (гри- феры), по сути, те же дворовые хулиганы; они полу- чают удовольствие, хамя и грубя окружающим. Обычно хулиганы издеваются над другими, осо- бенно над начинающими (чайниками); мешают иг- рать товарищам по команде; используют нецензур- ную лексику; жульничают; создают вместе с другими гриферами бродячие банды; блокируют выходы из комнат; выманивают монстров на неосторожных иг- роков или используют игру, чтобы досаждать, кому только можно, или изводить конкретного человека. Хотя они составляют лишь малую часть от общего числа пользователей, из-за гриферов некоторые компании потеряли клиентов. В итоге многие раз- работчики игр не жалеют этих хулиганов и использу- ют любые методы для их вычисления

КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ СТОЛКНУЛИСЬ С ГРИ- ФЕРАМИ? Пусть ваши дети их игнорируют. Если ре- бенок не будет реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надо- ест и они уйдут. Посоветуйте детям изменить параметры игры. До- бейтесь, чтобы ребенок играл в игры, правила или режимы которых можно изменить, например, не- возможность убить товарищей по команде. Таким образом, тактика гриферов становится бессмыс- ленной. Порекомендуйте создать частную игру. Большинс- тво многопользовательских игр позволяет созда- вать закрытые комнаты, куда можно пускать толь- ко друзей. Пусть дети играют на сайтах со строгими правилами. Там, где установлены строгие правила, администра- тор сможет немедленно заблокировать хулиганов. Пусть играют в игры,где отгриферов можно легко из- бавиться. Предложите ребенку играть в те игры, где сообщения хулиганов можно отключить или проголо- совать за их исключение из игры. Придумайте еще что-нибудь. Если обидчик продол- жает беспокоить вашего ребенка, добейтесь, что- бы он сменил игру или сделал перерыв и вернулся позже. Сообщайте о «дырах» в игре. Поищите вместе с ребенком уязвимости в игре или новые способы жульничества. Сообщайте о своих находках адми- нистратору. Пусть ваши дети воздерживаются отвечать огнем на огонь. Убедитесь, что ребенок не использует против обидчиков их же тактику; скорее всего, это спрово- цирует гриферов на еще более озлобленное пове- дение. Или, что еще хуже, создаст о ребенке впечат- ление как об обидчике. Рекомендуйте детям избегать провокаций с имена- ми. Ребенок избежит многих проблем, если не ста- нет использовать псевдоним, который может спро- воцировать обидчика. Пусть дети не выдают личную информацию. Хули- ганы (да и вообще кто угодно) могут использовать настоящие имена, номера телефонов, а также до- машние или электронные адреса, чтобы причинить ребенку неприятности. 18 КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ? Интернет предлагает колоссальное количество воз- можностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни по- лезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность мате- риалов; поскольку абсолютно любой может опубли- ковать информацию в Интернете. Это, в частности, относится к детям, которые склонны думать: «Раз в Интернете – значит, пра- вильно. У газет или журналов есть проверяющие люди: корректор и редактор. Но Интернет не смо- жет проверить, насколько правдива размещенная информация. Расскажите детям, как работает Интернет, и объяс- ните, что каждый может создать сайт и никто ему не задаст никаких вопросов. Научите детей использо- вать широкий круг источников и проверять все, что они видят в Сети.

 КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛОЖНЫЕ МАТЕ- РИАЛЫ? Начинайте, когда дети еще маленькие. Те- перь, когда даже дошкольники используют Интер- нет, важно научить их отличать факты от мнений как можно раньше. Спрашивайте детей о найденной ими в Интернете информации. Например, для чего нужен этот сайт? Для развлечений? Продажи товара? Есть ли на сай- те контактная информация или раздел «О нас»? Спонсируется ли сайт кем-то или это место обще- ственной дискуссии? И подумайте: является ли Ин- тернет наилучшим местом для поиска именно этой информации? Убедитесь, что дети проверяют собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам. Приучите детей сове- товаться с вами. Поощряйте использование детьми разных источни- ков. Возьмите их с собой в библиотеку или приобре- тите для них энциклопедию на диске. Это даст детям доступ к альтернативным источникам информации. Научите детей эффективным способам поиска. Это сильно увеличит их возможности получения качест- венной информации. Один из способов – приучить детей пользоваться не одной поисковой машиной, а несколькими.

 МАТЕРИАЛЫ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ: КАК ИЗБЕЖАТЬ? ЧТО ЗНАЧИТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Как правило, большинство родителей не склонны поощ- рять знакомство своих детей с материалами пор- нографического, ненавистнического содержания, материалами суицидальной направленности, сек- тантскими материалами, ненормативной лексикой. Такую информацию относят к материалам нежела- тельного характера. Если порнографические материалы или материа- лы с ненормативной лексикой можно относитель- но легко идентифицировать и отсечь с помощью средств фильтрации, то от нежелательных матери- алов других типов детей защитить гораздо сложнее. Например, на детских сайтахмогут встречаться самые разныеформывыражения ненависти: от радикально- го расизма до грубого высмеивания. Такие сайты на первый взгляд могут казаться безобидными, но они вносят свой вклад в формирование детской онлайно- вой культуры, в которой грубость по отношению к дру- гим считается допустимой. Расисты и группы ненависти стали использовать Интернет для привлечения молодежи в свои ряды. Последние ищут восприимчивых молодых людей, а 19 затем вовлекают их в свое сообщество, используя для этого чаты и электронную почту. Некоторые ненавистнические сайты создают раз- делы специально для детей. Эта часть сервера спе- циально имеет располагающий вид, предлагает безобидные игровые занятия и дает ссылки на ува- жаемые сайты.

КАК ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ ИЗБЕЖАТЬ НЕНАВИСТНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ? Используйте средства фильтрации нежелательно- го материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®) . Но фильтры могут только помочь в блокировании неко- торых нежелательных материалов, они не могут пол- ностью решить проблему. Выражения ненависти, встречающиеся в Интернете, часто принимают мяг- кие формы и не всегда распознаются фильтрами. Поэтому важно поддерживать доверительные отно- шения с детьми, чтобы они без колебаний обраща- лись к вам за помощью. Контролируйте использование Интернета и наблю- дайте за детьми. Как правило, дети, не достигшие десятилетнего возраста, еще не имеют навыков критического мышления, необходимого для само- стоятельного посещения Сети. Расскажите детям о существующих в Интернете спо- собах выражения ненависти. Научите их распозна- вать материалы с ненавистническим содержанием и символикой, например, изображение свастики, оскорбительные отзывы о расовой принадлежнос- ти, карикатурные описания разных этнических и ра- совых групп. Вашим детям будет легче избежать ма- териалов ненавистнического содержания, если они будут знать об истории расизма, шовинизма и стра- тегиях распространителей ненависти. Младшим детям нужно подробно объяснить, что это за материалы, для чего их публикуют, какие опас- ности они несут, в чем состоит вред расовых кон- цепций. Старших детей необходимо научить критически относиться к содержанию онлайновых материа- лов и не доверять им без совета с вами. 20 Гимн продвинутых родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий - безопасность в сети

готовая презентация для родительских собраний...

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Педагогический лекторий

В помощь классному руководителю...

лекторий для родителей: "Агрессивное поведение детей и подростков"".

Данный материал предназначен, в большей степени, для педагогического просвещения родителей, в семьях которых имеются нарушения детско-родительских отношений и, где преимущественным методом воспитатель...