Страхи в профессиональной деятельности педагога
презентация к уроку
Современные педагоги работают в условиях интенсификации учебного процесса, перегруженности учебных программ, временных ограничений и личностной конкуренции. Ускорение темпа жизни, появление огромного количества информации, необходимость быстрого принятия решений связаны со значительным психическим напряжением, а, как известно, все изменения в обществе незамедлительно отражаются и на сфере образования. Стресс, напряженность, перегрузки, страхи становятся характерными чертами нашего времени. Как и всем, педагогам присущи профессиональные страхи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_strahi_pedagogov_burbygina.pptx | 143.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В качестве барьеров профессионального развития и становления педагогов могут выступать: Низкий уровень профессиональной компетенции Отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств Психологическая неготовность Небольшой опыт (но не сам по себе, а если сопряжен с другими причинами) Страхи педагогов
Нормальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим . Он сопутствует росту, развитию, совершенствованию деятельности, переживанию нового, неизведанного. Определенный уровень тревоги говорит об ответственности. Если же страх доводится до абсурда, становится неуправляемым, ограничивая деятельность, он мешает работе или даже превращается в фобию. Педагогические фобии – неконструктивные страхи педагога, боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящие к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности
Психологи отмечают, что приобретая фобию, человек субъективно избавляется от чего-то неприятного, т. е. фобия служит своего рода психологической защитой. Педагог избегает определенных ситуаций, чтобы избавить себя от негативных переживаний, перегрузок, облегчить себе жизнь. Но это мешает работе и профессиональному развитию. С ледовательно , важно не бояться трудностей и понять, что наличие страха помогает почувствовать значимость своей деятельности, свою ответственность. Работа со страхом поможет сформулировать новое отношение к своей работе, обнаружить в ней новый смысл, повысить свою ценность.
Функции педагогических страхов: Индикаторная С трахи служат индикатором имеющихся у педагога проблем, затруднений, отсутствия профессиональных знаний, умений. Ограничивающая Имея страхи, педагог избегает определенных ситуаций и этим содержательно ограничивает свою деятельность, информированность. Д еформирующая Страхи обесценивают деятельность педагога, снижают ее эффективность . Влияют на эмоции, снижают рациональное мышление
Виды педагогических страхов Страх критики Педагог с опаской или враждебно относится к критике в свой адрес, даже к доброжелательной, считая, что его ученая степень, звание, должность говорят о высоком уровне их профессиональной компетентности, не подлежащей критике. Может сказаться на давлении на учеников с собственным мнением. Негативно влияет на общение с коллегами З атрудняет коррекцию собственной деятельности, лишает возможности роста.
2. Страх ошибок и неудач. Страх несостоятельности. Страх потери авторитета. Чаще проявляется у педагогов с заниженной самооценкой . Может быть связан с «синдромом самозванца», неуверенностью в себе, чувством несоответствия времени, требованиям... Ограничивает деятельность преподавателя: вынуждает не обращаться к новым формам, методам, технологиям (вдруг не получится?), не приглашать на свои занятия коллег (вдруг раскритикуют?), избегать сложных вопросов, которые задают ученики (вдруг не смогу ответить ?) и др . Педагог не решается ввести новое в методику, стиль преподавания, боясь совершить ошибку, потерять авторитет. Мешает профессиональному и личностному развитию педагога. Виды педагогических страхов
3. Страх превосходства коллег Препятствует продуктивной коммуникации, обмену опытом. 4. Страх новизны Преподавателя пугает всё новое: встреча с новой группой, ведение нового предмета, использование нового учебного пособия, включение нового материала, новая организация занятий, новые требования... Он отказывается от инноваций, в том числе технический, таких как ИКТ, Интернет… Сильно затрудняет свое развитие (профессиональное, личностное) Виды педагогических страхов
5. Страх ответственности Связан с отказом педагога от ответственности за качество своего преподавания и перекладыванием этой ответственности на учеников или администрацию. Редко какой преподаватель готов открыто признать, что низкое качество знаний учеников по его предмету связано не только с их ленью, но и с тем, что он не смог заинтересовать, объяснял непонятно, не организовал закрепления материала, не использовал активных методов обучения и др. Может проявляться и как отказ преподавателя от кураторства, участия в общественной работе, классного руководства Виды педагогических страхов
6. Страх конфликтов Преподаватель избегает конфликтных ситуаций, так как считает себя неготовым к их разрешению в свою пользу. Постоянно уступает требованиям и желаниям учеников, родителей, коллег, чтобы избежать конфликтов. Выполняет любые требования руководства, даже если он с ними не согласен. Не высказывает свое мнение, если оно расходится с точкой зрения администрации, не умеет на просьбу ответить «нет». Не допускает возможности продуктивных конфликтов. Виды педагогических страхов
7. Страх быть собой В психологии выделяется термин эремофобия – боязнь быть самим собой. Страх быть собой у педагогов и выражается в искусственной строгости, холодности, неприступности, чопорности, отсутствии юмора, боязни открыто выражать свои чувства, творчески подходить к построению образовательного процесса. И наоборот, страх быть собой может выражаться также в искусственном стремлении преподавателя «опуститься до уровня учеников»: заигрывание, подражание ученикам в жаргоне, мимике, жестах… Виды педагогических страхов
8. Страх общения с руководством : держать границы 9. Страх общения с родителями : держать границы, быть принятым 10. Страх общения с учениками : держать границы, заинтересовать, удержать, привить интерес к предмету, не сказать и не сделать лишнего… Виды педагогических страхов
Что делать? 1. В работе Планирование собственного времени Создание комфортной зоны своего рабочего пространства Свои методы снятия стресса и усталости, профилактика СЭВ Саморазвитие: курсы повышения квалификации, хобби, чтение, театры, кино, интернет, блоги… 2. Относительно самого себя Работа с психологическими границами – своими и чужими: Уметь говорить НЕТ Уважение чужих границ (Вам тоже могу говорить НЕТ) Контроль себя, а не других Определенный круг тем с разными людьми (коллеги, родители, дети) Позитивное мышление
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...
Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....