Страхи в профессиональной деятельности педагога
презентация к уроку
Современные педагоги работают в условиях интенсификации учебного процесса, перегруженности учебных программ, временных ограничений и личностной конкуренции. Ускорение темпа жизни, появление огромного количества информации, необходимость быстрого принятия решений связаны со значительным психическим напряжением, а, как известно, все изменения в обществе незамедлительно отражаются и на сфере образования. Стресс, напряженность, перегрузки, страхи становятся характерными чертами нашего времени. Как и всем, педагогам присущи профессиональные страхи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В качестве барьеров профессионального развития и становления педагогов могут выступать: Низкий уровень профессиональной компетенции Отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств Психологическая неготовность Небольшой опыт (но не сам по себе, а если сопряжен с другими причинами) Страхи педагогов
Нормальный уровень тревоги и страха в любой деятельности необходим . Он сопутствует росту, развитию, совершенствованию деятельности, переживанию нового, неизведанного. Определенный уровень тревоги говорит об ответственности. Если же страх доводится до абсурда, становится неуправляемым, ограничивая деятельность, он мешает работе или даже превращается в фобию. Педагогические фобии – неконструктивные страхи педагога, боязнь определенных педагогических явлений или действий, приводящие к избеганию некоторых ситуаций, ограничению профессиональной деятельности
Психологи отмечают, что приобретая фобию, человек субъективно избавляется от чего-то неприятного, т. е. фобия служит своего рода психологической защитой. Педагог избегает определенных ситуаций, чтобы избавить себя от негативных переживаний, перегрузок, облегчить себе жизнь. Но это мешает работе и профессиональному развитию. С ледовательно , важно не бояться трудностей и понять, что наличие страха помогает почувствовать значимость своей деятельности, свою ответственность. Работа со страхом поможет сформулировать новое отношение к своей работе, обнаружить в ней новый смысл, повысить свою ценность.
Функции педагогических страхов: Индикаторная С трахи служат индикатором имеющихся у педагога проблем, затруднений, отсутствия профессиональных знаний, умений. Ограничивающая Имея страхи, педагог избегает определенных ситуаций и этим содержательно ограничивает свою деятельность, информированность. Д еформирующая Страхи обесценивают деятельность педагога, снижают ее эффективность . Влияют на эмоции, снижают рациональное мышление
Виды педагогических страхов Страх критики Педагог с опаской или враждебно относится к критике в свой адрес, даже к доброжелательной, считая, что его ученая степень, звание, должность говорят о высоком уровне их профессиональной компетентности, не подлежащей критике. Может сказаться на давлении на учеников с собственным мнением. Негативно влияет на общение с коллегами З атрудняет коррекцию собственной деятельности, лишает возможности роста.
2. Страх ошибок и неудач. Страх несостоятельности. Страх потери авторитета. Чаще проявляется у педагогов с заниженной самооценкой . Может быть связан с «синдромом самозванца», неуверенностью в себе, чувством несоответствия времени, требованиям... Ограничивает деятельность преподавателя: вынуждает не обращаться к новым формам, методам, технологиям (вдруг не получится?), не приглашать на свои занятия коллег (вдруг раскритикуют?), избегать сложных вопросов, которые задают ученики (вдруг не смогу ответить ?) и др . Педагог не решается ввести новое в методику, стиль преподавания, боясь совершить ошибку, потерять авторитет. Мешает профессиональному и личностному развитию педагога. Виды педагогических страхов
3. Страх превосходства коллег Препятствует продуктивной коммуникации, обмену опытом. 4. Страх новизны Преподавателя пугает всё новое: встреча с новой группой, ведение нового предмета, использование нового учебного пособия, включение нового материала, новая организация занятий, новые требования... Он отказывается от инноваций, в том числе технический, таких как ИКТ, Интернет… Сильно затрудняет свое развитие (профессиональное, личностное) Виды педагогических страхов
5. Страх ответственности Связан с отказом педагога от ответственности за качество своего преподавания и перекладыванием этой ответственности на учеников или администрацию. Редко какой преподаватель готов открыто признать, что низкое качество знаний учеников по его предмету связано не только с их ленью, но и с тем, что он не смог заинтересовать, объяснял непонятно, не организовал закрепления материала, не использовал активных методов обучения и др. Может проявляться и как отказ преподавателя от кураторства, участия в общественной работе, классного руководства Виды педагогических страхов
6. Страх конфликтов Преподаватель избегает конфликтных ситуаций, так как считает себя неготовым к их разрешению в свою пользу. Постоянно уступает требованиям и желаниям учеников, родителей, коллег, чтобы избежать конфликтов. Выполняет любые требования руководства, даже если он с ними не согласен. Не высказывает свое мнение, если оно расходится с точкой зрения администрации, не умеет на просьбу ответить «нет». Не допускает возможности продуктивных конфликтов. Виды педагогических страхов
7. Страх быть собой В психологии выделяется термин эремофобия – боязнь быть самим собой. Страх быть собой у педагогов и выражается в искусственной строгости, холодности, неприступности, чопорности, отсутствии юмора, боязни открыто выражать свои чувства, творчески подходить к построению образовательного процесса. И наоборот, страх быть собой может выражаться также в искусственном стремлении преподавателя «опуститься до уровня учеников»: заигрывание, подражание ученикам в жаргоне, мимике, жестах… Виды педагогических страхов
8. Страх общения с руководством : держать границы 9. Страх общения с родителями : держать границы, быть принятым 10. Страх общения с учениками : держать границы, заинтересовать, удержать, привить интерес к предмету, не сказать и не сделать лишнего… Виды педагогических страхов
Что делать? 1. В работе Планирование собственного времени Создание комфортной зоны своего рабочего пространства Свои методы снятия стресса и усталости, профилактика СЭВ Саморазвитие: курсы повышения квалификации, хобби, чтение, театры, кино, интернет, блоги… 2. Относительно самого себя Работа с психологическими границами – своими и чужими: Уметь говорить НЕТ Уважение чужих границ (Вам тоже могу говорить НЕТ) Контроль себя, а не других Определенный круг тем с разными людьми (коллеги, родители, дети) Позитивное мышление
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-20035-1513438966.jpg)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886520-1485837356.png)
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876406-1484230380.jpg)
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721755-1449479747.jpg)
Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-169179-1461497837.jpg)
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....