Взаимодействие с родителями.
материал
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как провести выходной день с ребёнком.
Консультация для родителей.
Как организовать выходные, если вы никуда не уезжаете? Чем занять ребенка, чтобы он не скучал и провел выходные весело и интересно?
Родители, если вы пролежите перед телевизором все выходные, то они пройдут быстро и скучно, а дети ваши останутся разочарованными. Вот советы, как сделать выходные интересными для себя и детей.
1. Для детей главное, чтобы дни были разнообразными. Напишите план: горка, снег, гулянья, гости, музеи.
2. Как можно больше времени проводите на свежем воздухе. Если есть возможность, съездите к друзьям за город. Гуляйте в парке, во дворе, ездите в лесопарки, берите коньки — и марш на каток, катайтесь на лыжах. Постарайтесь весь световой день провести на улице. Ведь когда выйдете на работу, погулять уже не получится. И детям гулянье необходимо!
3. Сделайте то, о чем давно мечтали, но до чего никак не дойдут руки. Поставьте домашний спектакль, съездите в гости к друзьям, которые далеко живут, сходите в театр. Главное — всей семьей.
4. Разнообразьте катание с горки — устройте там праздник с конкурсами: кто дальше всех уедет, кто быстрее и т. д.
5. Идите в зимний поход. В парк или в лес. Закопайте под елками сюрпризы, маленькие подарочки. Нарисуйте карту или план. Вот карта, по ней ты сможешь свой подарок найти». Пусть ребенок по карте ищет нужные елки и обнаруживает подарки. Поверьте, дети от таких поисков сокровищ будут в восторге!
6. Гуляя в лесу, давайте ребенку задания: повесить кормушку, насыпать корм в уже висящие кормушки, зарисовать все деревья, которые он встречает
7. Сходите в музей. Дошкольнику будет интересно в музее краеведческом, зоологическом. Если дите любит греческие мифы, ведите в греческий зал. Наметили поход в картинную галерею — заранее почитайте мифы и Библию, ведь большинство классиков писали именно на эти темы.
8. Вместе с ребенком устройте акцию — разберите детские вещи (можно и свои тоже), соберите хорошую одежду, из которой малыш вырос, хорошие, но не любимые игрушки и отправьте все это нуждающимся детям в детские дома или в социальные центры. Сейчас такие акции устраивают многие детские магазины, кафе и церкви. Ребенку очень полезно сделать такое доброе дело.
9. Не смотрите телевизор безостановочно! Заранее отметьте в программе те передачи и фильмы, которые вам понравятся, посмотрите их вместе с детьми, обсудите.
10. Устройте «день вкуснятины». Можно, например, освободить в этот день маму от кухни, а папе с детьми наготовить простых вкусностей. И все вместе пеките печенье, позвольте детям измазаться в муке, в тесте, налепить неровных фигурок. Главное — самостоятельно!
Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени.
То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.
Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Информация для родителей «Безопасность на дорогах»
Подготовил социальный педагог
Гурова Е.В.
г.Советский 2020г.
«Правила безопасности для детей.
Безопасность на дорогах»
- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»
- Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
- Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам;
- не спешите и не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
Предварительный просмотр:
Административная ответственность
Право родителей на воспитание детей является наиболее важным правом.
Родители не только имеют право, но и обязаны заботиться о здоровье физическом, нравственном, психическом и духовном развитии своих детей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители
могут быть привлечены к различным к различным видам юридической ответственности:
- административной,
- семейно-правовой,
- уголовной.
11.06.2010 г. №102 был принят закон «Об административных правонарушениях», где в соответствии с ч.2 ст.18, детям в возрасте до 16 лет запрещено появляться в ночное время в общественных местах, на улицах, стадионах и т.д. а также на территории развлекательных учреждений без сопровождения родителей.
Под ночным временем понимается:
1) в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 до 6.00 часов местного времени;
2) в период с 1 апреля по 30 сентября - с 23.00 до 6.00 часов местного времени.
Невыполнение требований Закона влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1. на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
2. на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;
3. на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Однако при необходимости позднего пребывания на улице есть и другой вариант: никто не запрещает появляться ребенку на улице после 23 часов вечера в сопровождении родителя или законного представителя.
Добиться ожидаемой работы закона только усилиями одной полиции достаточно сложно.
Каждый родитель должен знать и контролировать, где и с кем находится его ребенок.
Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Информация для родителей
«Наказание детей в семье»
Подготовила социальный педагог Е.В. Гурова
г.Советский
Наказание детей в семье
Мы порой даже не осознаем, что постоянно оказываем влияние на формирование у наших детей того или иного отношения к жизни. Если мы хотим, чтобы наше воспитание привело к появлению у ребенка чувства ответственности и стремления помочь нам, то необходимо выработать в себе ясное понимание трех особенностей.
• Как мой ребенок может воспринимать то, что он уже вынес из процесса познания жизни?
• Какие познания больше всего влияют на развитие отношений моего ребенка ко всему происходящему вокруг?
• Каким образом я способен повлиять на эти познания или подвести их к более правильному восприятию?
Перед тем как воплотить конкретные методы воспитания в жизнь, внимательно разберитесь в ответах на эти три вопроса, и вы не только узнаете, что надо делать, но и почему так происходит.
Дети вступают в этот мир, будучи в очень невыгодном положении. И не только потому, что они гораздо меньше взрослых и полностью зависят от них, но и потому, что общество не замечает их истинных, нераскрытых способностей. Для того чтобы лучше понять, что оказывает влияние на вашего ребенка, вам необходимо взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Смотря на происходящее глазами ребенка, родители смогут избежать ошибочных поступков, которые часто приводят к детской беспомощности и неправильной самооценке. Существуют способы, с помощью которых вы сможете перестроить ситуацию и помочь ребенку проявить собственные силы и способности.
Наши ласковые, терпеливые уговоры и умение проследить за ребенком для того, чтобы узнать, что он может, а что еще не может делать, приведут к постепенному увеличению количества попыток, прилагаемых нашим малышом для удовлетворения собственных желаний.
Ни наказание, ни жалость не являются эффективными методами подготовки детей к жизни. Потому что, воздействуя на ребенка с помощью «кнута» или «пряника», мы лишаем его возможности выработать в себе два ценных качества, необходимых в современном обществе, — ответственность и уважение. Ребенок, которому не привили чувство ответственности, став взрослым, может попадать под влияние других людей. Он, как правило, ничего не будет делать сам без разрешения и постарается найти себе таких друзей, которые будут ему указывать, что делать. Или же он может выражать обществу свой протест, противясь всему, о чем его просят. В обоих случаях он будет недооценивать собственную способность изменять положение дел в свою пользу.
Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы наказываете, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.
Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы — единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.
Почему вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь, делаете ли вы это со зла, от обиды, желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Затем остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так чему же на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?»
Предварительный просмотр:
Поощрение и наказание детей от 0 до 3 лет.
Основные потребности ребенка до 3 лет — любовь, безопасность и внимание. Когда ребенок этого не получает, он начинает вести себя «плохо»: может начать капризничать, устраивать истерики, все делать наоборот.
Наказывать ребенка до трех лет бессмысленно.
Какую цель преследует родитель, наказывая малыша? Чтобы ребенок понял, что ТАК себя нельзя вести. Но дети в этом возрасте ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием. Родитель хочет, чтобы у ребенка сформировались причинно-следственные связи. Например, малыш кусает маму. Мама бьет малыша по губам, чтобы он понял, что так делать нельзя. Но такое поведение мамы не работает.
Ребенок до 3 лет не может устанавливать эти связи, его мозг пока просто к этому не готов:
еще не созрели те отделы, которые отвечают за функции формирования причинно-следственных связей.
Поэтому единственный и верный путь к взаимопониманию со своим ребенком — всегда с ним договариваться, всегда объяснять словами, что происходит.
Что будет, если наказывать малыша в таком возрасте:
- Наказывая ребенка, родитель его запугивает. В таком общении нет доверия, малыш просто боится взрослого — и, пока он маленький, он будет его слушать (хотя и не всегда).
- Плохим поведением ребенок сообщает вам загадку, которую вы должны отгадать, сделать какое-то действие со своей стороны.
- Если ваш ход мысли был верен — поведение малыша изменится в лучшую сторону.
Как договориться с маленьким ребенком.
Будьте на стороне ребенка, смотрите на него, думайте, как он. Задавайте себе вопросы, прежде чем наказать его: «Что сейчас происходит?
Если бы я была ребенком, почему бы я вела себя так? Чего не хватает ребенку? Что он сейчас просит? Что ему надо?»
Вот три совета, которые помогут найти общий язык с малышом:
- Дети до 3 лет легко отвлекаются. Если ребенок плачет, капризничает, скажите ему: «Смотри, какая полетела бабочка, я никогда такую не видела, бежим скорей посмотрим, что за крылышки у нее. Ой, а что кушает бабочка, как ты думаешь? Может, молочко или печенье, как ты?»
- Разговаривайте с ребенком, присев на колени, чтобы ваши глаза были наравне с малышом, обнимите его и скажите простыми словами, что вы хотите от него.
- Говорите, объясняйте ребенку, что с ним происходит. Например, «Ты злишься на маму, мама зовет тебя домой, а ты хочешь еще играть на улице. Ты мой хороший, понимаю тебя, но нам надо идти, папа ждет. Потом мы еще придем на детскую площадку»
Если не получается обходиться без наказаний, то наказывать нужно грамотно, не забывая при этом про поощрения. Поэтому начиная с полутора лет, самое время заняться воспитанием ребенка, основанным на системе поощрений и наказаний. Именно в этом возрасте малыш начинает осваивать азы самостоятельности, он учится быть независимым – и ему это нравится.
Любая система воспитания должна основываться на безусловной любви к ребенку. Малыш должен быть уверен в родительской любви вне зависимости от того, плохо он сегодня себя вел или хорошо. Наказание и поощрение ребенка эффективны только на фоне здоровой, доброжелательной семейной атмосферы.
Наказывать, конечно, можно. Важно подобрать действенные меры наказания. Но это не должно быть физическое наказание. Оно не поможет ребенку понять свой проступок и исправиться, а лишь вызовет чувство обиды, озлобленности и страха. Дети, которых бьют родители, нередко вырастают не уверенными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией.
Наказание ребенка может состоять в порицаниях и запретах. Так, ребенку в возрасте от полутора до двух лет бессмысленно что-то запрещать, потому что он слишком быстро забывает, за что наказан, и будет воспринимать наказание, как несправедливое. Для того, чтобы пресечь негативное поведение детей 1,5-2-х лет, можно переключать их внимание на другие увлекательные занятия. Например, ребенку, разбрасывающему вещи из шкафа, можно предложить почитать книгу, порисовать вместе – уверяю, малыш тут же забудет про лежащую в шкафу одежду. Более того, после он с увлечением будет помогать маме собирать разбросанные вещи.
После двух лет ребенок многие вещи уже делает осознанно, но им не движет скорее любопытство, чем желание навредить. Так, малыш может разлить молоко лишь затем, чтобы посмотреть, как оно капает со стола. В этом случае нужно сделать малышу замечание. Тон должен быть строгим, укоризненным. Покажите ребенку, что вам совсем не смешно. Объясните, что разливать молоко плохо, потому что пачкается стол и ковер, и к тому же если молоко разливать – то пить ему будет нечего. Выговор должен следовать непосредственно после совершения проступка. К тому же, порицание должно быть кратковременным, поругали ребенка – и забудьте о плохом поступке. Если после порицания малыш расстроился и расплакался, не скупитесь на ласку, пожалейте, это не будет проявлением слабости с вашей стороны.
Ребенка старше двух лет можно наказывать с помощью запретов. Ребенок капризничает на улице – значит, прерываем прогулку и идем домой. Малыш кидается игрушками – убираем их в шкаф (например, до завтра). Наказывая ребенка, нужно объяснять ему, почему вы так поступаете. Так, убегать от мамы на улице нельзя, потому что можно потеряться, попасть под машину и пр. Кидать игрушки нельзя, потому что им больно. Аргументируйте свое поведение, и малыш будет внимательнее относиться к вашим замечаниям.
Важным условием любого наказания должна быть его логичность. Нельзя наказывать ребенка сегодня за то, что было ему позволено вчера. Если ребенок сегодня вынул все кастрюли из шкафа – мама молча их убрала, завтра достал кастрюли – мама смолчала, а послезавтра мама за этот же поступок его накажет – уверяю, ребенок этого не поймет. Будьте логичными, если что-то нельзя, это нельзя всегда, если можно сегодня – значит, позволено и завтра.
Поощрения (как и наказания) детей являются важным элементом воспитания. В возрасте от полутора до трех лет очень важно закрепить в ребенке стремление к правильным «хорошим» поступком. Самой распространенной ошибкой большинства родителей является устоявшееся мнение, что если ребенок ведет себя хорошо – это норма! Результатом такого убеждения является игнорирование детей родителями в случае их хорошего поведения. Ребенок слушался маму во время прогулки – это нормально, малыш собрал игрушки – это норма. А зачем хвалить за то, что нормально? Вот здесь и кроется корень многих проблем. Если ребенок ведет себя плохо, не слушается, делает все наперекор родителям – он вовсе не напрашивается на наказание, он просто просит родительского внимания. И если внимания родителей можно добиться только одним способом – непослушанием, малыш это очень быстро усвоит.
Уделяйте ребенку время, найдите увлекательные совместные занятия. И хвалите, хвалите свое чадо! Не бойтесь этим его избаловать. Внимание и ласка – это не баловство, это необходимость.
Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому. Пусть сначала он будет больше мешать, чем помогать, но зато у сына или дочки разовьется стремление к помощи в домашних делах. Не забывайте при этом его хвалить.
Несмотря на проступки ребенка, задумайтесь иногда, а нужно ли наказывать детей. Вспомните себя в детстве. Вы же сами наверняка вели себя, будучи ребенком, неидеально. Поэтому поставьте себя на место малыша, прежде чем наказывать его. Время от времени меняйте правила, ведь они призваны не усложнять нашу жизнь, а делать ее комфортнее
Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.
Предварительный просмотр:
Как развивать чувство ответственности у детей.
Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.
Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности.
- Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.
Например, мы говорим: «Наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.
- Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.
Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «Ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?», «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?».
Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т.д.
Три уровня воспитания ответственности.
- Ребенок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки и т.д.
- Ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Дети, играя, могут забыть что-нибудь, необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства.
- Ребенок выполняет задание самостоятельно.
Ребенок, выполняя всю работу, больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – начальная цель воспитания ответственного человека.
Условия развития чувства ответственности.
- Самоуважение.
Дети нуждаются в положительной оценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, им легче справиться с какой-то задачей.
- Разумные ограничения.
Ограничения рождают у детей чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
- Условия развития ребенка.
Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде, познании, общении):
- стремление к деятельности без посторонней помощи;
- умение поставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования;
- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели;
- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.
Для этого:
- поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
- учитывайте возрастные особенности ребенка;
- принимайте в расчет особенности характера;
- оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Разумеется, родительские планы (в соответствии с исходными ситуациями и особенностями развития ребенка) будут различными по своей форме и содержанию. И все же ядром каждого плана, ориентированного на будущее ребенка, неизбежно окажутся одни и те же элементы и принципы:
- формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, терпение, трудолюбие;
- развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;
- формирование устойчивого, целостного мировоззрения ,способного к саморазвитию;
- выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета, бережное отношение к имуществу и т.д.;
- выработка навыков общения: умение устанавливать контакты с людьми, владение основами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходимости сопротивляться давлению общества.
Источник: О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы от ответственности и правах ребенка», Москва 2010 «Творческий центр».
Подготовила социальный педагог Е.В. Гурова
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Заседание родительского клуба «За руку с семьей»
Тема: «Игра в жизни ребенка»
Подготовила:
Социальный педагог Е.В. Гурова
г.Советский
Конспект заседания «Игра в жизни ребенка»
Цель: Социально-педагогическая поддержка семьи в формировании личности ребенка.
Задачи: - организовать взаимодействие родителей, детей, педагогов;
- продолжать развивать интерес к познанию своего ребенка;
- развивать понимание того, что совместный семейный досуг - есть залог счастливой
и дружной семьи;
- показать родителям как можно играть с детьми в домашних условиях.
(СЛАЙД №1)
П. - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на заседание родительского клуба «За руку с семьей». Это наше первое с Вами заседание и его тема «Игра в жизни ребенка». Понятно, что сегодня мы будет говорить о наших любимых детях.
(СЛАЙД №2)
П. - Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Можно сказать, что игра для ребенка это – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
(СЛАЙД №3)
П. - Послушайте высказывания известных педагогов:
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко
(СЛАЙД №4)
П. - Возможности игры огромны, они:
Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображене;
Тренируют наблюдательность и ум;
Развивают творческие способности у детей;
Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к
самосовершенствованию;
Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без
которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
(СЛАЙД №5)
П. - Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир.
И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо.
И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.
П. - Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.
Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. А легче всего это сделать в игре.
П. – Уважаемые родители, какие виды игр Вы знаете?
Р. – ролевые, подвижные, настольные, развивающие… .
(СЛАЙД №6)
П. – Правильно. Еще есть сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные, конструирование и много других.
П. – Игр много. А теперь мы хотим представить Вашему вниманию - во что играют Ваши в детском саду.
Родителям показывают видео, где дети играют под руководством воспитателя (он им рассказывает про игру, проговаривает правила, показывает как играть, подсказывает), а потом начинают игру сами самостоятельно.
До родителей доводится информацию, что сначала надо показать и проиграть вместе с ребенком, чтобы он начал играть самостоятельно.
П. – А теперь задание для Вас, родители. Вы должны научить своего ребенка следующим играм.
(СЛАЙД №7)
Первая группа родителей: "У мишки день рождения".
(СЛАЙД №8)
Вторая группа родителей: "Оденем куклу на прогулку".
(Родителям дают игрушки: куклу, мишку, набор посуды, мебель и ...)
Родители организовывают игры по заданной теме.
Победителя определяют сами родители по громкости аплодисментов.
П. – К какому виду игры можно отнести игры с мишкой и куклой?
Р. – К сюжетно – ролевой.
П. – да, конечно, это сюжетно ролевые игры.
(СЛАЙД №9)
(СЛАЙД №10)
(СЛАЙД №11)
П. – А теперь, внимание на экран – мы покажем вам, в какие игры можно еще поиграть с ребенком дома (игры с зубочистками, с пуговицами, с крышками)
(СЛАЙД №12)
П. – А теперь мы предлагаем Вам сделать своими руками игрушку для своего ребенка. Это – «Мякиш». Игрушка для развития мелкой моторики рук.
Берем воздушный шарик, наполняем его мукой, муку утрамбовываем.
Завязываем оставшуюся часть шарика на узелок.
Срезаем лишний «хвостик».
Оформляем мордочку с помощью самоклеящейся бумаги и цветных маркеров.
Родителям выдается все необходимое для изготовления. Звучит музыка. Родители работают.
П. – Посмотрите, какие симпатичные игрушки «Мякиши» у Вас получились.
Рефлексия:
П. - Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?
Ответы родителей.
П. - Если не играть с ребенком, не руководить его игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и со сверстниками.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, и требуют новое.
(СЛАЙД №13)
П. - Давай поиграем, мама
С тобой в одну игру.
Вывалим кашу на пол,
Размажем её по столу!
Мама, тебе не весело?
Не надо меня ругать.
Давай позовём мы папу
И вместе будем играть!
Родителям вручаются памятки
П. - Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Заседание родительского клуба «За руку с семьей»
Тема: «Общение без проблем».
Подготовила:
Социальный педагог Гурова Е.В.
г.Советский
Заседание родительского клуба «За руку с семьей»
в форме практического занятия
Тема: «Общение без проблем».
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Задачи:
1). Научить родителей основным правилам общения с ребенком.
2). Расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Ход занятия:
(слайд 1)
Вступительное слово
П. Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
Упражнение «Знакомство»
П. Давайте познакомимся, друг с другом. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать клубок друг другу, называть себя, так как вы хотите, чтоб к вам обращались на сегодняшней встрече. (Знакомство участников).
П. Сегодняшняя наша тема посвящена общению, общению с ребенком. Почему именно общению? Общение – это то, без чего невозможно полноценное развитие ребенка. Доброжелательная атмосфера общения оказывает большое влияние на развитие личности детей, ведь от нее зависят результаты воспитания, и, конечно же, общее благополучие ребенка. Неправильное же общение «отравляет» его психику, ставит под удар психологическое и эмоциональное здоровье.
Упражнение «Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а родители продолжают, передавая друг другу мячик. «Для меня общение с ребенком это?». Ответы родителей. Обсуждение.
П. Это упражнение показывает насколько мы разные, и по – разному воспринимаем и по разному ведем себя со своими детьми. А теперь постарайтесь ответить на вопрос «Для ребенка общение это, прежде всего….». Ответы родителей. Обсуждение.
П. Как вы видите общение для детей это неотъемлемая часть их жизни, без которой полноценно не может развиваться ни один человек. Общение у ребенка занимает большую часть его времени, будь то общение со сверстниками или со взрослыми. Поэтому эффективному общению нужно учиться.
П. И сегодня мы посвятим этому наше занятие. Первое, что нужно сделать каждому родителю, это безусловно принять своего ребенка.
Деловая игра для родителей «Гармония общения»
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Игра-разминка.
Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.
Начать хочу со сказки.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.
Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,
а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот…
Что же было дальше? Что за сказка без конца?
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?
Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка.
Единого мнения в этом вопросе нет.
Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".
П. - Давайте вспомним функции родительства.
Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка
Обеспечение безопасности
Обеспечение адаптации к жизни
Воспитание ребенка
Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.
Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.
Метод проекции: каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих.
А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали.
Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах?
Свое отражение, отражение своей жизни.
Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя.
Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами.
А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.
Например:
Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.
Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.
Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.
А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.
Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.
Практикум «Приказы»
Приказ: Убери игрушки.
Просьба: Давай соберём с пола игрушки. Можешь разложить их по своим местам?
***
Приказ: Не бросай одежду, где попало.
Просьба: Давай будем складывать все вещи в шкаф. Не положишь ли ты их на полку?
***
Приказ: Не повышай голос на бабушку.
Просьба: Давай будем уважать друг друга и старших. Разговаривай, пожалуйста, с бабушкой вежливо, не повышая голос.
***
Приказ: Надень шапку.
Просьба: Давай защищать уши от ветра. Надень, пожалуйста, на голову шапку.
***
Приказ: Вымой руки перед едой.
Просьба: Давай будем соблюдать правила личной гигиены. Не помоешь ли ты руки, прежде чем приступать к завтраку (обеду, ужину)?
Родители встают в 2 ряда у каждого на листке записаны наиболее часто встречающиеся фразы в жизни ребенка.
Один взрослый проходит между рядами. Остальные по очереди зачитывают то, что написано на листочке.
Обсуждение-
Комфортно вам было проходить между рядами?
Что вы чувствовали?
Одно из правил общения с ребенком-
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им.
Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.
П. - Следующее, что важно в формировании позитивных отношений с ребенком - это полноценное общение. Общение детей является внеситуативно - познавательным, в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого, а так же единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
Очень важно ребенку получать ответы на интересующие его вопросы. Если потребность ребенка в знаниях не удовлетворяется, то это нередко приводит к снижению познавательной активности ребенка и формирования неправильных представлений о мире.
П. - Так же важно в общении с ребенком соблюдать и правильную дистанцию, что позволяло ему чувствовать себя принятым, чтоб видеть заинтересованность родителей в его мыслях, чувствах переживаниях, важно быть постоянно доступным для ребенка.
Педагог – психолог предлагает родителям разбиться на пары.
Практикума «Варианты общения».
Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.
Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
Позиция «Далеко – близко». Участники садятся на стулья на расстояние 3- 4 метров друг от друга.
Обсуждение:
1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
П. - На собственном примере вы испытали, какого детям, когда родители часто увлеченные собой, своими интересами, домашними делами не могут быть доступны для ребенка.
Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком.
Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на «потом».
Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки.
Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
Быть доступным для ребенка – это еще одно из правил полноценного общения с ребенком.
П. Конечно всех правил не перечислить, но мы сегодня познакомимся с основными
(слайд 2 -3- 4):
- Принимайте ребенка таким, какой он есть. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу.
- Будьте доступны для ребенка. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им.
- Активно слушайте ребенка, общение с ребенком должно быть двусторонним.
Любите ребенка. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день.
Упражнение «Хвасталки»
«Я ..., мой ребенок...»
Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка.
Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
П. - В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили радость и Вам и ребенку!
П. - Хотелось бы закончить словами известного педагога
о том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.
Рефлексия (слайд 5):
- Что понравилось, не понравилось?
- Чему научились?
- Какие чувства испытали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."
работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся...
Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....
«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.
laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...