Детско - родительские взаимоотношения. Секреты эффективного общения.
методическая разработка
Семинар - тренинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско - родительские взаимоотношения. Секреты эффективного общения. | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - тренинг для родителей
«Детско-родительские взаимоотношения. Секреты эффективного общения»
Цель: Повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем тренинге, который посвящен секретам эффективного общения с детьми. Я думаю, что здесь собрались неравнодушные люди, которые заинтересованы в том, чтобы взаимоотношения с собственными детьми были гармоничными и приносили только радость! Есть такая поговорка – «Предупрежден – значит, вооружен!», даже если у вас все хорошо, я думаю информация, которую вы получите в ходе нашего тренинга будет вам полезна. Итак, давайте начнем!
1. Для того чтобы нам не вспоминать имена каждого участника, я предлагаю сделать визитки.
2. Теперь, когда мы будто бы заново познакомились, я предлагаю начать работу и немного расслабиться.
- Каждому из вас будет предложено поехать или пойти куда-нибудь, вам нужно несколько секунд подумать и назвать 3 предмета (живых или неживых) или 3 качества, которые вы возьмете с собой.
1) Вы едете в Москву на экскурсию по Красной площади;
2) Вас вызываю на «ковер» к начальству;
3) Вас вызывают в школу;
4) Вы едете на конкурс «Мисс Вселенная»;
5) Вы едете на прием к президенту;
6) Вы едете отдыхать на курорт;
7) Вы едете на Северный Полюс;
8) Вы едете на известную телепередачу в качестве героя программы;
9) Вы еде в кругосветное путешествие;
10) Вы идете в лес за грибами;
11) Вы идете на выставку известного художника;
12) Вы участвуете в каком-то творческом конкурсе;
13) Вам нужно доставить кому-то важную посылку;
14) Вам нужно сообщить о каком-то неприятном известии;
15) Вы идете в ЗАГС;
Я думаю, у всех появился настрой на работу и мы продолжаем…
Теоретическая часть.
Ваши дети сейчас находятся в подростковом возрасте – самом сложном возрастном периоде, от которого зависит, как сложатся взаимоотношения с людьми, как они научатся разрешать конфликты и во многом это зависит от того, как мы – взрослые научим их действовать в той или иной ситуации. У каждого из нас, наверное, хотя бы раз возникали конфликты с собственным ребенком и наверняка вы переживали, что в тот момент вы делаете что-то не так и как можно было бы всего это избежать?
- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
(вывешиваются поочередно на доске)
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.
4. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
5. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
6. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
Практическая часть.
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Теперь давайте разделимся на 4 группы и немного поработаем…
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
- любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
- дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
- высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Причины отклонения в поведении детей.
( наглядно вывешивается поочередно на доске)
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение «Эмоциональное восприятие».
- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Упражнение «Чаша чувств»
(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух). Кому попадется чистый листочек, должен самостоятельно назвать то или иное чувство.
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать:
- принятие
- внимание
- признание (уважение)
- одобрение
- теплые чувства.
- понимание
- любовь
- доверие
- поддержка
- юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
Представьте, что к вам с какой-то проблемой подходит ваш ребенок, вам нужно учитывая качества, которые вы только что называли отреагировать на его проблему, но не просто что-то сказать в ответ, а ободрить ребенка, начиная фразу со слов «Ты все равно молодец!»
- Меня не любят, потому что я некрасивый.
- Меня не любят, потому что я позволяю себе быть слабым.
- Меня не любят, потому что я курю.
- Меня не любят, потому что я не модно одет.
- Меня не любят, потому что у меня нет велосипеда.
- Меня не любят, потому что я не умею ездить на роликах.
- Меня не любят, потому что я троечник.
- Меня не любят, потому что я отличник.
- Меня не любят, потому что думают, что я любимчик учителя.
- Меня не любят, потому что у меня самый модный телефон.
- Меня не любят, потому что я не хожу в школьной форме.
- Меня не любят, потому что я не делаю домашние задания.
- Меня не любят, потому что я проиграл эстафету в соревнованиях.
- Меня не любят, потому что я не хожу на дискотеки.
- Меня не любят, потому что я не такой как все.
- Меня не любят, потому что я не курю.
- Меня не любят, потому что моя мама работает техничкой.
- Меня не любят, потому что моя мама занимает высокую должность.
- Меня не любят, потому что у меня есть друзья старше меня.
- Меня не любят учителя.
Ну и напоследок, мы хотим предложить вам интересное упражнение, называется оно «Да, нет, может быть». Я буду вам задавать вопросы, на которые может быть только три варианта ответа – «да», «нет», «может быть» и под соответствующий вариант ответа вам нужно будет встать и немного прокомментировать свой выбор.
- Я верю в Бога;
- Хорошие родители ограждают от трудностей в жизни;
- За семейным столом все вкусные кусочки должны доставаться детям;
- Секс до брака допустим?
- Я интересный человек.
- Мне бы хотелось, чтобы семейная жизнь моего ребенка была похожа на мою.
- Я хочу изменить свой возраст.
- Мужчина и женщина имеют равные права.
- Не смотря на недостатки, иногда плохое поведение, баловство, неудачи в учебе, трудный характер я люблю своего ребенка!
В качестве завершения нашего тренинга, я предлагаю вам провести рефлексию. Есть два варианта, вы можете высказаться, что понравилось, что не понравилось, было ли данное мероприятие полезным или вы считаете, что в пустую, провели время или просто «одеть» наше дерево – с помощью клея прикрепить к стволу листочки.
Зеленые листочки – вы считаете, что мероприятие было интересным и полезным.
Желтые – вы что-то приобрели для себя новое
Оранжевые – мероприятие было бесполезным.
Напоследок, нам хотелось бы раздать всем памятки по правилам общения с детьми и поблагодарить вас за работу.
Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений
Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений...
Родительское собрание "Пути эффективного общения с детьми"
Родители должны знать эффективные пути общения с детьми. У всех родителей есть свои потребности. Часто родители создают более благоприятное положение в семье для детей, которые требую...
Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений "Мы вместе"
Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:1....
Из опыта работы по теме: "Детско-родительские занятия как эффективная форма сотрудничества с семьёй"
Работа с родителями всегда была и остаётся одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения.В совместной работе детского сада и семьи используются разнообразные формы. Из них в практ...
«Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»
Тема нашего собрания посвящена семье и взаимоотношениям с детьми, с учетом её индивидуальности. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физи...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...
Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании «Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»
Цель: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьмиЗадачи:Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях;л...