Самоповреждающее поведение
статья

Огиренко Екатерина Валерьевна

В статье представлены признаки, на которые следует обратить родителям при самоповреждающем поведении у подростка и даны рекомендации, что делать взрослому, оказавшемуся в такой непростой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopovrezhdayushchee_povedenie.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Самоповреждающее поведение подростка

Взрослый замечает, что подросток делает порезы на руках или других частях тела. Естественная реакция родителя  – тревога, страх. К подростковому психологу обращаются с вопросом: “Почему он так поступает? Как реагировать на порезы?  Подобное поведение подростка часто становится неожиданностью для родителя. 

Признаки, на которые нужно обратить внимание: 

 1. У ребенка присутствуют на теле непонятно происхождения порезы, синяки, ожоги, или же области без волос на коже головы. Чаще всего – это повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот. Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения. 

 2. Запястья и ноги у ребенка постоянно скрыты под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы. 

 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать; 

 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркнем слово «еще» - мы понимаем, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном в руках). В Интернете есть много сообществ «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда. Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе.

 5. На одежде ребенка появляются пятна крови; они могут быть замечены вами на постельном белье или полотенцах. Также может привлечь внимание родителя внезапное желание ребенка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно. 

6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, они стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно снимать одежду в раздевалке. 

7. Дома начинают пропадать вещи, которые могут быть использованы для причинения себе повреждений или устранения их последствий: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их них могут обнаружиться в школьном портфеле или в комнате ребенка. 

 8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание. 

 Что же делать родителю, оказавшемуся в такой непростой ситуации? 

 1. Вдохнуть-выдохнуть, взять паузу для того, чтобы успокоиться и подумать, прежде чем начинать какие-то действия. Это – очень важный пункт. Когда родитель понимает, что его ребенок причиняет себе вред, он стакивается с целой гаммой переживаний (и среди них едва ли есть приятные): грусть, злость, вина и страх. Первая и самая ожидаемая реакция в этой ситуации – накинуться на ребенка с кучей вопросов. Но, скорее всего, он воспримет это как нападение, и закроется, станет недоступным для дальнейшего разговора. Поэтому, повторим, прежде чем принимать какие-то решения, стоит сначала обдумать их. Если есть возможность, стоит обратиться к профессионалам – школьному психологу, психологу, специализирующемуся на работе с детьми и подростками в службах в структуре социальной защиты и т.д. 

 2. Еще раз дать подростку понять (надеемся, вы и так периодически это делаете), что вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Нужно помнить, что дети режут и бьют себя, потому что испытывают множество трудных эмоций. Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень нестабильная и тревожная. В этом постоянном шторме эмоций им нужен якорь, спокойная гавань, где они могут чувствовать себя в безопасности. Именно это должен обеспечить ребенку взрослый, родитель. Неважно, может ли родитель решить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами. Именно это дает эмоциональную стабильность, которой им не хватает. 

 3. Попытайтесь понять, какова причина, стоящая за причинением себе повреждений, потому что они – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, или же от чрезмерного давления в школе, от проблем в семье и т.д. Важно, чтобы родитель помог подростку понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.

 

4. Ребята и девушки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы говорить на эту тему, при попытках родителей начать разговор отмалчиваются. Не стоит их заставлять в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными подходами к диалогу. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители: 

 А) Можно оставить на столе в кухне блокнот, в котором сын или дочь может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Мама или папа читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии; 

Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком; 

 В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка. 

 7. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей. Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации. Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.

 

 8. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу. Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов). Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.  

9. Сильное эмоциональное напряжение и неумение ребенка с ним справляться. Этот мотив также присутствует в большинстве случаев. Сейчас в интернете много “советов для подростков” о том, что делать “когда хреново”. К сожалению, таким рекомендациям дети следуют чаще, чем обращаются за помощью ко взрослым. Поэтому ребенка нужно научить понимать свое эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями. Часто эти слова вызывают недоумение, так как даже большинству взрослых это сложно удается. Важно обсудить с ребенком хотя бы 5 вариантов “что можно сделать, когда очень плохое настроение”.  Иногда эти навыки могут спасти жизнь. Важно порекомендовать телефон (скайп) доверия для подростков.

Источник: материал психолога Новикова М. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов (классных руководителей) по первичной (допсихологической) профилактике суицидального, самоповреждающего поведения у обучающихся

Уважаемые педагоги! Суицидальное, самоповреждающее поведение подростков и молодежи является одной из задач профилактики негативных проявлений среди обучающихся в образовательных организациях. По данны...

Психологические аспекты самоповреждающего поведения

К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нане...

Самоповреждающее, суицидальное поведение

Памятка для педагогов и классных руководителей...

Буклет Самоповреждающее поведение

Селфхарм - самоповреждение. Буклет важен особенно для молодых педагогов.Необходимо знать, что регулярные самоповреждения закрепляются у человека в качестве поведенческой схемы.Он становится зависимым ...

Буклет. Самоповреждающее поведение.

Регулярные самоповреждения закрепляются у человека в качестве поведенческой схемы.Он становится зависимым от физической боли, стремится к уединению и отдаляется от близких.Самостоятельно ребёнку от эт...

Брошюра, Самоповреждающее поведение

Формы и методы профилактики суицидального поведения в работе классного руководителя с обучающимися и их родителями....