Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».
материал (9 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».
Экзамен — проверка знаний ученика
и мудрости преподавателя.
Вопросы для обсуждения:
1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.
2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов.
Форма проведения собрания: беседа.
Родительское собрание, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и полезное дело классного руководителя. Сдача их детьми школьных экзаменов — ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям.
Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной.
Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:
^ какие темы курса повторить ученику дома;
^ какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;
^ какими справочными пособиями руководствоваться;
^ как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.
Подготовительная работа к собранию.
1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям.
Готовясь к итоговому собранию, необходимо еще раз познакомить родителей с предварительными результатами успеваемости за год и прокомментировать родителям инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску учащихся к экзаменам и их организации.
2. Изучение мнения учителей-предметников по вопросу успеваемости по отдельным предметам.
Классный руководитель изучает мнение учителей-предметников по вопросу успеваемости по отдельным предметам. На основе их мнения составляется рекомендация учащимся класса для продолжения учебной деятельности в 10-м классе.
Учителя-предметники должны не только односложно ответить, каков уровень подготовки учащихся по их предмету, но и выявить причины соответствующего уровня успеваемости, дать рекомендации по подготовке к экзамену по конкретному предмету (см. выше).
3. Подготовка расписания экзаменов и консультаций.
Классный руководитель знакомит родителей с составленным ранее расписанием экзаменов и консультаций, а также с требованиями к участию в экзаменах.
4. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.
Текст «Памятки для родителей» приводится ниже. Данная памятка выдаётся всем присутствующим на собрании.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе!
Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы. В период подготовки к экзаменам меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях, а резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии. В течение продолжительного времени учащимся придется выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, письмо, математические действия и др.), что значительно снижает работоспособность и ускоряет наступление утомления.
Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка из-за продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные напряжения - все это потребует от учащихся четкого, рационального режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые обеспечили бы их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.
Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).
Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями - беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения, обидчивости, плаксивости и др.
Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
«Как же готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый старшеклассник, все больше тревожась по мере приближения учебного года к концу. С этим вопросом они обращаются и к учителям, и к родителям, и к старшим товарищам, уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно получить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращается за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготовке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто им последует, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.
Что советуют врачи?
Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного (если, конечно, раньше он соблюдался), т.к. при его резком изменении развивается болезненное состояние десинхроноз. Это состояние характеризуется нарушением привычного ритма работы большинства органов и систем организма, в первую очередь центральной и сердечно-сосудистой.
1. Вставать нужно, как и в учебное время, в 7.00-7.30 часов утра и не забывать о зарядке.
2. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Чтобы зарядка доставляла удовольствие, в нее нужно включить упражнения, которые с охотой выполнялись на уроках физкультуры. Участвовать в упражнениях должны все группы мышц, особенно мышцы плечевого пояса, шеи, спины. Зарядка и душ придают бодрость на весь день. Физические упражнения помогают быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т.е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.
3. Занятия лучше начинать сразу после завтрака, в то же время, что и уроки в школе, т.е. в 8.30-8.45. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10 до 12 часов) у большинства учащихся отмечается первый подъем уровня работоспособности.
4. Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. Так, у части школьников с самого начала дня отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, а в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более легких вопросов.
Другие учащиеся в начале дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях, наоборот, следует идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.
5. Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.
6. Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки: потягивания, наклоны в разные стороны. Дать отдохнуть глазам, сделав несколько упражнений:
• быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз;
• крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;
• вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз;
• в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Легкие физические упражнения и движения, а также прохладный душ во время напряженного умственного труда играют роль «физических стимуляторов».
Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно раньше из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.
Через три часа занятий перерыв должен быть более длительным (30-40 минут) на второй завтрак, после которого можно выйти ненадолго погулять.
После такого отдыха можно позаниматься ещё 1,5-2 часа.
После обеда с14.00 до 16.00 отдых, во время которого нужно погулять на улице.
С 16 до 18 часов возможно ещё многое выучить и повторить. В это время начинается второй подъём работоспособности. Заниматься следует 2,5-3 часа с небольшими перерывами через каждые 40-45 минут. В 19 часов книги и тетради следует отложить до следующего утра.
После ужина – отдых. Телевидение следует ограничить, а лучше исключить из распорядка дня.
Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Продолжительность ночного сна в этот напряжённый период должна быть не менее 9 часов.
Некоторые учащиеся приобретают вредную привычку занимать поздно вечером и даже ночью.
Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Занятия по ночам истощают нервную систему, приводят к хроническому состоянию сонливости.
Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.
Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъема работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают к всевозможным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.
За день до экзамена. Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так, чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Существуют и другие учащиеся, которые меньше знают, но получают высокие оценки. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период экзаменов. Главное - постараться быть спокойнее. Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а. на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.
В день экзамена. Нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. В таком случае лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первым. Если учащийся, излагая материал, перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, значит, ему недостает четкости. Стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из сообщаемого, и составление плана ответа помогут ответить более последовательно и логически.
После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке к следующему. Остаток экзаменационного дня - время для разрядки, отдыха, восстановления сниженной работоспособности.
Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. А об их эффективности можно судить по такому факту: потерпевшие неудачу на экзамене часто приходят к врачу с жалобами на головную боль, головокружение, быструю утомляемость.
Постепенно в беседе выясняется, что все эти жалобы - следствие неправильно организованной подготовки к экзаменам. «Утром подолгу спал...», «Читал детективы...», «По вечерам долго занимался...», «Допоздна сидел у телевизора... » - вот из чего складывался предэкзаменационный период у этих «горе-учеников».
Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
2. Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все годы отличные и хорошие результаты в учебе. Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.
!!!Результаты успеваемости можно говорить вслух или предоставить родителям в виде индивидуального информационного листка.
3.Знакомство родителей с инструкцией по экзаменам, расписанием экзаменов и консультаций.
4.Знакомство родителей с требованиями школы к участию в экзаменах и памятками для родителей и учащихся.
5.Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые папы и мамы!
Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи государственных экзаменов. Оттого, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
3. Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время.
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
^ вовремя его разбудить;
^ приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
^ положить необходимые учебные принадлежности;
^ пожелать ему удачи и успехов.
Советы психологов классному руководителю.
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов. Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов). Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек». Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
-Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы. Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
-Давать негативную оценку всему классу.
-Переоценивать значение отдельных предметов.
-Избирать для общения назидательный тон.
И еще раз — будьте предельно корректны и тактичны.
Литература для подготовки к собранию:
1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.
2. Мирская Н. Когда начинаются экзамены.// «Здоровье детей», № 11, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя» Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...
Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."
Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»
Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...
Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя» Вопросы для обсуждения: 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год. 2. Подготовить родителей учащихся к н...
Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости
Экзамен — проверка знаний ученикаи мудрости преподавателя.Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной си...
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам (ГИА)»
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам (ГИА)»...
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»...