Жизненные цели подростков
методическая разработка (6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Собрание 2 13.11.2012 г.
Тема собрания: Жизненные цели подростков.
«Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу,
а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу,
а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать?»
Парадокс древнегреческих ученых
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков.
2. Продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.
Вопросы дискуссии:
1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?
3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя жизни.
На доске — плакат.
Цели жизни человека:
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
- Анализ анкет учащихся.
- Статистика анкетирования «Мой жизненный выбор».
Результаты статистики — из 15 учащихся класса приняли участие 8, остальные проигнорировали, сказав: «Зачем и кому это нужно?»
Из 8 опрошенных на вопрос определения своих жизненных целей ответили: «Стать хорошим, успешным человеком»(1), «Отлично закончить школу и поступить в медицинский университет»(1), «Работать поваром и купить себе машину «Ока» (она маленькая и удобная)» (1), «Получить хорошее образование и найти достойную работу»(3), «Не зависеть ни от кого, помогать и утешать тех, кто в этом нуждается» (1), «У меня нет какой-то определённой цели, к которой я бы настолько стремилась, но меня волнует моя хорошая учеба. А ещё у меня есть мечта – написать книгу…» (1).
Семь из восьми родителей знают о поставленных перед детьми целях.
При ответе на вопрос, что нужно для того, чтобы поставленная цель была реализована, мнения учащихся разделились следующим образом: «Хорошо учиться в школе, быть старательным, целеустремлённым, трудиться» (6), прозвучали дополнительно - «Не оставлять всё на полпути» (1), «Знание человека, его характера, поведения»(1). Один ученик оставил вопрос без ответа.
На вопрос: «Чтобы мои цели были реализованы, что сегодня получается, а что нет?», ответили: «Не получается хорошо учиться» (5), не ответил 1 ученик, «Пока всё получается» (3).
Поддержкой в реализации поставленных целей, по мнению учащихся, являются семья, близкие, друзья. Только два человека включили в список помощников учителей. Следовательно, роль школы ими не осознается, хотя знания они получаются именно в школе.
Чтобы достичь свои цели, они считают, что должны «улучшить свой характер» (1), «не лениться» (7)
- Результаты теста «Вверх по лестнице жизни»
Учащиеся получили лист, на котором обозначили слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны были поместить наиболее значимые события. Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.
В лестнице своей жизни в основном отметили такие моменты, как «я начал (а) ходить, пошёл (а) в детский сад, в школу; перечислили, что окончили 1,2,3,4 и т.д. класс». Некоторые отметили, что начали заниматься рисованием, пением, танцами, спортом. Были те, кто запомнил, что у них появился первый компьютер, телефон. Кто-то переехал на новую квартиру, в новый дом. Побывали в разных городах России. Родилась сестрёнка, племянница. Один ученик «ожидал конца света, но так и не дождался (и это очень хорошо)». Для одного ученика 2012 год запомнил тем, что умерла мама Гиззатуллина Ильдара, хотя он и учился в нашем классе всего несколько месяцев.
- Сочинение-размышление «Письмо самому себе».
Учащимся предлагалось представить такую ситуацию: им не 14,5 — 15 лет, а 24 — 25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Учащиеся должны были написать о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
Работы тоже были разные. Самое главное – они, по их представлениям, достигли поставленные перед собой цели. Высказали пожелание самому себе в прошлом, т.е сейчас, не лениться, доводить дело до конца, не сдаваться перед трудностями. Высказали благодарность за то, что их «пилили» в школе. Один ученик сказал, что выбор стоит перед самим человеком, только он может сконструировать свою жизнь. Кто-то написал, что назад возвращаться не хочет, добился всего. Высказал благодарность своему прошлому. Девочки пишут, что у них есть самое главное – своя счастливая семья, хороший муж, красивые дети. У одной из них четверо детей.
Вывод: Я считаю, что проделанная работа очень кропотливая, были и те, кто спросил: «А кто это придумал и зачем всё нужно? Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать вывод о многом: об отношении к себе и окружающим, жизненных приоритетах, нравственном уровне. Я для себя открыла многих детей абсолютно с других сторон.
В своей работе я наметила многое, на что нужно акцентировать внимание. Но воспитание будет эффективным лишь тогда, когда родители и школа работают сообща. Поэтому, уважаемые родители, всё услышанное вас тоже не должно оставить безразличным. Я надеюсь на сотрудничество.
- Дискуссия по вопросам собрания:
1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?
3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?
- Обсуждение памятки для родителей.
Памятка для родителей
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
V. Итоги собрания.
Подготовительная работа к собранию
Анкетирование учащихся и их родителей.
Сочинение-размышление «Письмо самому себе».
Статистика темы собрания.
Классный час «Если ты окажешься на распутье...»
Анкетирование учащихся
Проективная методика «Мой жизненный выбор»
- Цель моей жизни — это…
- Мои родители знают, что моя цель жизни — это…
- Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
- Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…
- Сегодня у меня пока не получается….
- Поддержкой в достижении моих жизненных целей является….
- Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
- Для того, чтобы достичь цели, я должен …
- Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Тест «Вверх по лестнице жизни»
Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:
1989 — я появился на свет; 1990 — я начал ходить и т. д..
Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.
Анкетирование родителей
Анкетирование № 1
1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование № 2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Сочинение-размышление «Письмо самому себе»
Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5 — 15 лет, а 24 — 25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.
Анкетирование № 1
1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование № 1
1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование № 1
1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование № 1
1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?
3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?
4. Одобряете ли вы их?
5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
6. Что вам не нравится в его жизненных целях?
7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?
Анкетирование № 2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Анкетирование № 2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Анкетирование № 2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Анкетирование № 2
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?
3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Памятка для родителей «Жизненные цели подростков»
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Памятка для родителей «Жизненные цели подростков»
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Памятка для родителей «Жизненные цели подростков»
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные цели подростка
Данная презентация поможет классным руководителям провести продуктивно родительское собрание, родителям понять, что необходимо сделать совместно со своим ребёнком для определения и достиже...
Родительское собрание: "Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности".
Как известно, родители - главные воспитатели ребенка.К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые весьма достойные родители не разбираются в детской психологии и не...
Родительское собрание "Жизненные цели подростков"
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни...
Жизненные цели подростков
........
Жизненные цели подростка
Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков....
Материалы для подготовки к родительскому собранию по теме "Жизненные цели подростков"
Методическая разработка родительского собрания в 8 классе по теме "Жизненные цели подростка"....
Жизненные цели подростков
Притча. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не ...