Жизненные цели подростков
методическая разработка (6, 7 класс)

Мардамшина Эльза Рауфовна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennye_tseli_podrostkov.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание 2  13.11.2012 г.

Тема собрания: Жизненные цели подростков.

«Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

 а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать?»

Парадокс древнегреческих ученых

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков.

2. Продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы дискуссии:

1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?

2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?

3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

       В связи с этим хочется привести небольшую притчу. 

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя жизни.

         На доске — плакат.

Цели жизни человека:

Первая жизненная цель — создание своей личности.

Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.

  1. Анализ анкет учащихся.
  1.  Статистика анкетирования  «Мой жизненный выбор».

Результаты статистики — из 15 учащихся класса приняли участие 8, остальные проигнорировали, сказав: «Зачем и кому это нужно?»

Из 8 опрошенных на вопрос определения своих жизненных целей ответили: «Стать хорошим, успешным человеком»(1), «Отлично закончить школу и поступить в медицинский университет»(1),  «Работать поваром и купить себе машину «Ока» (она маленькая и удобная)» (1), «Получить хорошее образование и найти достойную работу»(3), «Не зависеть ни от кого,  помогать и утешать тех, кто в этом нуждается» (1),  «У меня нет какой-то определённой цели, к которой я бы настолько стремилась, но меня волнует моя хорошая учеба. А ещё у меня есть мечта – написать книгу…» (1).

Семь из восьми родителей знают о поставленных перед детьми целях.

При ответе на вопрос, что нужно для того, чтобы поставленная цель была реализована, мнения учащихся разделились следующим образом: «Хорошо учиться в школе, быть старательным, целеустремлённым, трудиться» (6), прозвучали дополнительно - «Не оставлять всё на полпути» (1),  «Знание человека, его характера, поведения»(1). Один ученик оставил вопрос без ответа.

На вопрос: «Чтобы мои цели были реализованы, что сегодня получается, а что нет?», ответили:  «Не получается хорошо учиться» (5), не ответил 1 ученик, «Пока всё получается» (3).

Поддержкой в реализации поставленных целей, по мнению учащихся,  являются семья, близкие, друзья. Только два человека включили в список помощников учителей. Следовательно, роль школы ими не осознается, хотя знания они получаются именно в школе.

 Чтобы достичь свои цели, они считают, что должны «улучшить свой характер» (1), «не лениться» (7)

  1. Результаты теста  «Вверх по лестнице жизни»

Учащиеся получили лист, на котором обозначили слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны были поместить наиболее значимые события. Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.

 В лестнице своей жизни в основном отметили такие моменты, как «я начал (а) ходить, пошёл (а) в детский сад, в школу; перечислили,  что окончили 1,2,3,4 и т.д. класс». Некоторые отметили, что начали заниматься рисованием, пением, танцами, спортом. Были те, кто запомнил, что у них появился первый компьютер, телефон. Кто-то переехал на новую квартиру, в новый дом. Побывали в разных городах России. Родилась сестрёнка, племянница. Один ученик «ожидал конца света, но так и не дождался (и это очень хорошо)». Для  одного  ученика  2012 год запомнил тем, что умерла мама Гиззатуллина Ильдара, хотя он и учился в нашем классе всего несколько месяцев.

  1. Сочинение-размышление «Письмо самому себе».

Учащимся предлагалось представить такую ситуацию: им не 14,5 — 15 лет, а 24 — 25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Учащиеся должны были написать о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.

Работы тоже были разные. Самое главное – они, по их представлениям, достигли поставленные перед собой цели. Высказали пожелание самому себе в прошлом, т.е  сейчас, не лениться, доводить дело до конца, не сдаваться перед трудностями. Высказали благодарность за то, что их «пилили» в школе. Один ученик сказал, что выбор стоит перед самим человеком, только он может сконструировать свою жизнь.  Кто-то написал, что назад возвращаться не хочет, добился всего. Высказал благодарность своему прошлому. Девочки пишут, что у них есть самое главное – своя счастливая семья, хороший муж, красивые дети. У одной из них   четверо детей.

Вывод: Я считаю, что проделанная работа очень кропотливая, были и те, кто спросил: «А кто это придумал и зачем всё нужно? Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать вывод о многом: об отношении к себе и окружающим, жизненных приоритетах,  нравственном уровне. Я для себя открыла многих детей абсолютно с других сторон.

В своей работе я наметила многое, на что нужно акцентировать внимание. Но воспитание будет эффективным лишь тогда, когда родители и  школа работают сообща.  Поэтому, уважаемые родители, всё услышанное вас тоже не должно оставить безразличным. Я надеюсь на сотрудничество.

  1. Дискуссия по вопросам собрания:

1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?

2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?

3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?

  1. Обсуждение памятки для родителей.

Памятка для родителей

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

    V.   Итоги  собрания.

Подготовительная работа к собранию

Анкетирование учащихся и их родителей.

Сочинение-размышление «Письмо самому себе».

Статистика темы собрания.

Классный час «Если ты окажешься на распутье...»

Анкетирование учащихся

Проективная методика «Мой жизненный выбор»

  1. 􀂙Цель моей жизни — это…
  2. 􀂙Мои родители знают, что моя цель жизни — это…
  3. 􀂙Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
  4. 􀂙Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…
  5. 􀂙Сегодня у меня пока не получается….
  6. 􀂙Поддержкой в достижении моих жизненных целей является….
  7. 􀂙Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
  8. 􀂙Для того, чтобы достичь цели, я должен …
  9. 􀂙Для того, чтобы достичь цели, я не должен…

Тест «Вверх по лестнице жизни»

Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:

1989 — я появился на свет; 1990 — я начал ходить и т. д..

Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест.

Анкетирование родителей

Анкетирование № 1

1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?

2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?

3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?

4. Одобряете ли вы их?

5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?

6. Что вам не нравится в его жизненных целях?

7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?

8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?

9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?

10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

Анкетирование № 2

1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?

2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

Сочинение-размышление «Письмо самому себе»

Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5 — 15 лет, а 24 — 25 лет. Они пишут себе письмо в свое прошлое. Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.

Анкетирование № 1

1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?

2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?

3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?

4. Одобряете ли вы их?

5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?

6. Что вам не нравится в его жизненных целях?

7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?

8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?

9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?

10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

Анкетирование № 1

1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?

2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?

3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?

4. Одобряете ли вы их?

5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?

6. Что вам не нравится в его жизненных целях?

7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?

8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?

9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?

10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

Анкетирование № 1

1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?

2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?

3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?

4. Одобряете ли вы их?

5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?

6. Что вам не нравится в его жизненных целях?

7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?

8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?

9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?

10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

Анкетирование № 1

1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?

2. Каким вы видите своего ребенка в будущем?

3. Знакомы ли вы с его жизненными целями?

4. Одобряете ли вы их?

5. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?

6. Что вам не нравится в его жизненных целях?

7. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?

8. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?

9. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?

10. Что делать, если ребенок разочаровался в стремлении к своей цели?

Анкетирование № 2

1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?

2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

Анкетирование № 2

1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?

2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

Анкетирование № 2

1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?

2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

Анкетирование № 2

1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?

2. Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребенка?

3. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

Памятка для родителей «Жизненные цели подростков»

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Памятка для родителей  «Жизненные цели подростков»

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Памятка для родителей  «Жизненные цели подростков»

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

1. Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

7. Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные цели подростка

Данная презентация поможет классным руководителям провести продуктивно  родительское собрание, родителям понять, что необходимо сделать совместно со своим ребёнком для определения и достиже...

Родительское собрание: "Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности".

Как известно, родители - главные воспитатели ребенка.К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые весьма достойные родители не разбираются в детской психологии и не...

Родительское собрание "Жизненные цели подростков"

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни...

Жизненные цели подростка

Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков....

Материалы для подготовки к родительскому собранию по теме "Жизненные цели подростков"

Методическая разработка родительского собрания в 8 классе по теме "Жизненные цели подростка"....

Жизненные цели подростков

Притча. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не ...