Беседа с родителями на тему «Безопасное использование сети Интернет»
консультация

Бекирова Эльвира Хасановна

Помощь родителям в воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с родителями на тему «Безопасное использование сети Интернет»

Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу сегодняшнюю беседу мне бы хотелось посвятить основам безопасной работы в глобальной компьютерной сети Интернет. Ни для кого не секрет, что наши дети сейчас стремительно развиваются в связи  с появлением новых технологий. И у всех вызывает умиление, когда годовалый или двухгодовалый малыш уверенно нажимает кнопки на пульте управления телевизора или звонит по мобильному телефону. Или иногда я слышу как мама или папы с гордостью говорят: «А мой сын (или дочь) вчера зарегистрировал меня в «Одноклассниках». А ему всего 8 лет!». Маленькие дети, безусловно, не задумываются о том, что они делают. А вот дети постарше, которые уже научились читать и долго находятся у компьютера, а тем более - в сети Интернет, вызывают серьезные опасения.

Многие  из вас, конечно считают себя  продвинутыми пользователями  и  уверены  в  том,  что  с вашими  детьми  ничего  плохого  в  сети произойти  не  может, но  это  не  так.  Вы должны  понимать,  что выскакивающие  сами  по  себе  рекламные  баннеры  порно-сайтов,  навязчивые торговые слоганы и призывы получить «бесплатно» рецепт для похудения  –  это опасные  ловушки,  прежде  всего,  для  ваших  неподготовленных  пока  к  социально-агрессивному миру Интернета, детей.

Что же Вы можете  сделать  для  повышения  безопасности  пребывания своих  детей  в  сети  Интернет?  Так как ваши дети помимо дома общаются с компьютером также и на школьных уроках, то действия  родителей  должны  быть скоординированы с рекомендациями учителей.

Если я спрошу Вас: вы,  родители,  на  данный  момент  знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным интернетом.

В  интернете  пользователя-подростка  могут  обидеть,  запугать  или  даже оскорбить.  Лучшей  защитой  является  руководство  собственным  здравым смыслом.  Наиболее  важной  задачей  является  предупреждение  детей  об опасностях Интернета, неоднократное напоминание о том, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Не только учитель, но и вы, родители  не  должны  дистанцироваться  от  вопросов  детей,  а  наоборот - надо стараться  максимально  завоевать  их  доверие,  постоянно  интересуясь  их времяпрепровождением  в  сети.  Тогда  вы  будете  в  курсе  той  информации, которой владеют ваши дети.

Даже  если  ребенок  не  сталкивался  с  оскорблениями  в  Интернете, рекомендуется объяснить ему следующее:

  Не  распространяй  контактную  или  личную  информацию,  например, фотографии,  без  тщательного  обдумывания  возможных  последствий. Сетевая  дружба  может  закончиться,  а  личная  информация  может  быть скопирована и использована злоумышленникам.

  В интернете как и в жизни каждый человек имеет право на уважительное отношение.

  Лучше  человеческие  отношения  переносить  в  сетевое  общение,  а  не наоборот.

  Родители  —  твои  друзья,  которые  больше  всех  заинтересованы  в физическом и эмоциональном здоровье ребенка.

Хотелось бы привести вам основные  возрастные  рекомендации  по  безопасному  пользованию Интернетом:

Дети до 7 лет

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям  дошкольного  возраста  нравится  установленный  порядок,  и  это  является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого.

В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала.  Дети  часто  не  видят  разницы  между  использованием  интернета  и играми или рисованием на компьютере.

На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера и интернета.

Время,  проводимое  за  компьютером,  необходимо  ограничить  по причинам, связанным со здоровьем.

Поместите  компьютер,  например,  в  гостиной.  При  использовании интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.

Доступ к интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых  веб-сайтов,  выбранных  заранее.  Более  подготовленные  дети  могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.

Самым  безопасным  решением  является  создание  для  ребенка  персональной  рабочей  среды,  в  которой  выбор  сайтов  ограничивается  только указанными сайтами.

Дети 7–9 лет

Юные школьники имеют дело с Интернетом не только у себя дома, но и в  школе,  и  у  друзей.  Родители  вместе  с  детьми  должны  обсудить,  как использовать  Интернет  надлежащим  образом  и  согласовать  правила,  которым необходимо  следовать.  Дети  7–9  лет  уже  могут  иметь  относительно  хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со  всем  материалом,  доступным  в  Интернете,  особенно  с  эмоционально вызывающим  или  неуместным  материалом  (изображения,  текст  или  звук).

Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям более осмысленно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям.

В  этом  возрасте  ограничения,  защита  и  использование  Интернета  под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета  и пересматривать их по мере взросления детей.

Использование  Интернета  дома  по-прежнему  разрешено  только  в присутствии  родителей.  Это  обеспечивает  получение  помощи  в  любой проблемной ситуации.

Сделайте  естественным  использование  интернета  путем  установки компьютера в комнате, которой пользуется вся семья.

Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому  родители должны  контролировать  публикацию  личной информации  в интернете. Для  предотвращения  доступа  к  неуместным  сайтам  можно  также применять  программы  фильтрации,  но  важно,  чтобы  родители  по-прежнему активно участвовали в использовании интернета ребенком.

Дети 10–12 лет

Школьники,  как  правило,  умеют  пользоваться  интернетом.  Родители могут  поддержать  ребенка,  выяснив,  какие  сайты  могут  помочь  с  домашним заданием,  содержат  информацию  о  хобби  или  других  увлечениях  ребенка. Интернет может также использоваться для решения вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.

Ребенку  необходим  родительский  присмотр  и  контроль,  а  также  знание правил  безопасной  работы  в  Сети.  Тем  не  менее,  ребенок  может  узнать,  как избавиться от присмотра и обойти правила, если он  будет считать их слишком ограничивающими его свободу или несоответствующими его потребностям.

Родителям  и  детям  необходимо  прийти  к  соглашению  относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В  соглашении  должны  быть  учтены  все  потребности  и  мнения.  Объясните родителям,  что  необходимо  «по-взрослому»  договориться  с  детьми,  какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорить об  опасности  размещения  личной  информации.  Если  ребенок  уже заинтересовался общением на форумах или в социальных сетях, родителям следует  обсудить  с  детьми  безопасность  и  комфортность  общения  и  продолжать проявлять внимание, соответствующее возрасту, и контролировать их.

Многие  дети  любопытны  и  любознательны,  поэтому  родителям необходимо  акцентировать  внимание  на  необходимости  осторожного  и корректного использования информации, взятой в Интернете.

Ещё одной немаловажной проблемой, связанной с развитием ИКТ стала так  называемая  «интернет-зависимость»  (синонимы:  интернет-аддикция, виртуальная  аддикция)  и  зависимость  от  компьютерных  игр  («геймерство»).

Первыми  с  ними  столкнулись  врачи-психотерапевты.  Сейчас  же  это  явление стало массовым социальным феноменом во всём мире.

Психологическую  в  своей  основе  интернет-зависимость  сравнивают  с наркоманией  –  физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также  присутствует  психический  компонент.  Интернет-зависимость определяется,  как  навязчивое  желание  подключиться  к  Интернету  и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Интернет-зависимость  –  психическое  расстройство,  навязчивое желание  подключиться  к  Интернету  и  болезненная  неспособность  вовремя отключиться  от  Интернета.  Интернет-зависимость  является  широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне: расстройство не  включено  в официальную  классификацию  заболеваний  DSMIV.

Информация  для  человека  имеет  огромное  значение.  Компьютер  и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме  того,  благодаря  компьютеру  стали  доступными  различные  виды информации.  Это  и  считается  первопричиной  компьютерной  или  интернет зависимости,  так  как  в  определённом  смысле,  они  страдают  нарушением процессов обмена информацией.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально  медицина  пока  не  признала  интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются  в  существовании  интернет-зависимости  или  отрицают  вред  от этого явления.

Зависимость  (наркотическая)  в  медицинском  смысле  определяется  как навязчивая  потребность  в  использовании  привычного  вещества, сопровождающаяся  ростом  толерантности  и  выраженными  физиологическими и психологическими симптомами. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к  определённой  деятельности.  Этот  термин  употребляется  не  только  для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных  игр,  обжорства  или  гиперрелигиозности.  Очевидно,  его  можно употреблять  и  при  рассмотрении  интернет-зависимости.  Здесь  характер зависимости  иной,  чем  при  употреблении  наркотиков  или  алкоголя,  то  есть физиологический  компонент  полностью  отсутствует.  А  вот  психологический проявляется  очень  ярко.  Таким  образом,  можно  определить  интернет-зависимость  как  нехимическую  зависимость  –  навязчивую  потребность  в использовании  Интернета,  сопровождающуюся  социальной  дезадаптацией  и выраженными психологическими симптомами.

По  данным  различных  исследований,  интернет-зависимыми  сегодня являются  около  10  %  пользователей  во  всём  мире.  Российские  психиатры считают,  что  сейчас  в  нашей  стране  таковых  4-6  %.  Несмотря  на  отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость  уже принимается в расчёт  во  многих  странах  мира.  Например,  в  Финляндии  молодым  людям  с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1.  Навязчивый  веб-серфинг  —  бесконечные  путешествия  по  Всемирной паутине, поиск информации.

2.  Пристрастие  к  виртуальному  общению  и  виртуальным  знакомствам  – большие  объёмы  переписки,  постоянное  участие  в  чатах,  веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая  зависимость  –  навязчивое  увлечение  компьютерными  играми по сети.

4.  Навязчивая  финансовая  потребность  –  игра  по  сети  в  азартные  игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5.  Киберсексуальная  зависимость  –  навязчивое  влечение  к  посещению порносайтов и занятию киберсексом.

А теперь мне хотелось бы предложить  вам  заполнить  таблицу  теста для  определения  наличия  интернет-зависимости  у вашего ребёнка.  Если  результат  теста  покажет  наличие  таковой  зависимости,  то необходимо срочное обращение к специалисту-психологу.

Хотя, на  мой взгляд, самый простой  и  доступный  способ  избавления  от такого  рода  зависимости  –  это  социальная  переориентация  на жизнеутверждающие  ценности  и  не  компьютерные  интересы.  Любовь  к здоровому  образу  жизни, общение  с  живой природой, творческие прикладные увлечения,  такие,  как  рисование,  как  правило,  выводят  человека  из зависимости.

Тест для родителей на наличие игровой Интернет-зависимости их ребёнка

Поставьте в соответствующую графу один балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.

Вопросы                                                                          Балл

  1. Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой

панелью, планшетом, карманным персональным

компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры?

  1. Легко ли он прекращает игру по вашему требованию?
  2. Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и

играет в компьютерные игры?

  1. Часто ли он рассказывает вам о персонажах из компьютерных

игр и игровых ситуациях?

  1. Часто ли ребенок с друзьями обсуждает игровые ситуации?
  2. Изменился ли резко его внешний вид, одежда?
  3. Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч,

плащ, необычные аксессуары, обувь?

  1. Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее,

быстрее?

  1. Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам

цели?

  1. Изменились ли резко его привычки?

Если сумма баллов дает больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение мер по безопасному использованию сети Интернет детьми

Без преувеличения интернет - всемирная сеть, в которой чтобы мы ни искали - это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой детей могут подстерегать опасности....

Памятка для родителей по безопасному использованию сети Интернет

Интернет-безопасность обучающихся. Памятка родителям...

Инструктаж по безопасному использованию сети Интернет с обучающимися и их родителями

Инструктаж по безопасному использованию сети Интернет с обучающимися и их родителями...

Памятка для родителей о правилах безопасности в сети Интернета

Памятка для родителей о правилах безопасности в сети Интернета...

Классный час на тему Безопасность в сети Интернет

Разработка классного часа, поможет донести информацию до обучающихся...

Цикл занятий для 5-7 классов на тему "Безопасность в сети Интернет"

В данном материале представлен цикл занятий, который можно проводить в рамках недели безопасности в сети Интернет....

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....