Родительское собрание "Речевая готовность ребенка к школе"
методическая разработка

Балобина Виктория Леонидовна

В публикации представлен конспект родительского собрания "Речевая готовность ребенка  к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в группе компенсирующей направленности детей 7-го года жизни

«Речевая готовность ребенка к школе»

учитель-логопед

В.Л. Балобина

«Речевая готовность ребенка к школе»


Цель:  повышение психолого-педагогической компетентности  родителей и обучение их способам эффективного общения с детьми при  подготовке  к обучению в школе.

Слайд 1

Добрый вечер, уважаемые родители,   хочу  вас поздравить   с переходом в подготовительную к школе группу,   я  рада нашей встречи и думаю,  что время  потраченное на нее будет для Вас полезным.   Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс, и  будут иметь новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Каждый  из вас   хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей.  Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, конечно же  необходимо заниматься с ребёнком.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, как лучше подготовить  детей к школе.

А сейчас давайте немого поиграем.

Д/ игра «Да – нет». Ответы на вопросы: «Да», если согласны, «Нет», если не согласны.

«Скажите громко и хором, уважаемые родители, деток своих Вы все любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам не хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я Вас понимаю. Как быть, господа, проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ: помочь откажитесь нам? (нет).

Последнее спрошу Вас я: активными все будете? (да)

Тема моего сегодняшнего выступления «Речевая готовность к школе».

Слайд 2

Что же такое речевая готовность  – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления.

Слайд 3

Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Слайд 4

Как вы помните из прошлого собрания - речь представляет систему, которая включает в себя такие компоненты  как, звукопроизношение, слоговая структура, фонематические процессы, лексический строй, грамматический строй, связная речь.

Это и есть те речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

Слайд 5 
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 

Например: Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

 Слайд 6

2. Правильно произносит слова сложно         слоговой структуры.

Например: (Регулировщик, мотоциклист, сковорода, Дюймовочка).

Слайд 7
3.  Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

Слайд 8
4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки.

Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Например,  слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; пропуски, перестановки, добавления слогов  

Слайд 9

5. Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.

Слайд 10

6. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
Слайд 11
5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Слайд 12
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).

Слайд 13-до конца

Помимо этого
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

        Вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Не забывайте, что детство – удивительное время в жизни каждого человека, оно не заканчивается с поступлением в школу. Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. 

        Сейчас давайте подведём итог нашей встречи.

Перед Вами лежат цветные карандаши и листы бумаги. Вы должны оценить себя по достижению цели нашей встречи: если Вы владеете достаточным объёмом информации по подготовке детей к школе – возьмите зелёный карандаш, если владеете не достаточным объёмом информации – возьмите жёлтый карандаш, если не владеете вообще – то красный.

        Выбранным карандашом обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

«Больше всего мне понравилось….»,

«В дальнейшем я буду использовать….»,

«Здесь я узнала нового….».

         Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ МБДОУ « Новоаганский ДСКВ «Снежинка» учитель-логопед , высшей квалификационной категории В.Л. Балобина

Слайд 2

Быть готовым к школе- не значит уметь читать и писать, Быть готовым к школе –это значит уметь всему этому научиться Л.А. Венгер

Слайд 3

Речь- это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития

Слайд 4

Речь как система: Звукопроизношение Слоговая структура Фонематические процессы Лексический строй Грамматический строй Связная речь

Слайд 5

Звуковая сторона речи усвоена. Ребенок правильно произносить все звуки речи, не изменяет и не искажает их.

Слайд 6

Правильно произносит слова сложной слоговой структуры. Не «проглатывает», не меняет местами слоги, не искажает слоговой состав слова.

Слайд 7

Сформированы фонематические процессы. Различает звуки сходные по акустическим и артикуляционным признакам: свистящие –шипящие (с-ц, з-ж, с-ш); звонкие- глухие (б-п, к-г, д-т); сонорные ( р-л, м-н).

Слайд 8

Проводит языковой анализ и синтез. Может определить количество звуков в слове, назвать 2-ой, 4-й, 1-й, последний звук, «соседей» заданного звука. Может определить количество слогов в одно, 2-х, трехсложных слова.

Слайд 9

Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении

Слайд 10

Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики. Адекватно пользуется всеми частями речи. Владеет тематическим словарем, обобщающими словами, названиями частей предметов. Знает слова- синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий». Может определить количество слогов в одно, 2-х, трехсложных слова.

Слайд 11

Усвоен грамматический строй языка. Речь правильная без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, уменьшительно-ласкательных суффиксов, множественного числа).

Слайд 12

Достаточный уровень развития связной речи. Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа Может самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не упускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Слайд 13

Помимо этого: Достаточно развитый кругозор Ориентация в пространстве и на листе бумаги Достаточно развитая мелкая моторика .

Слайд 14

РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ

Слайд 15

ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Слайд 16

РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКИ

Слайд 17

ЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ

Слайд 18

РАДУЙТЕСЬ УСПЕХАМ РЕБЕНКА

Слайд 19

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ МБДОУ « Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Учитель-логопед, высшей квалификационной категории В.Л. Балобина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

критерии готовности ребенка к школе

Данный материал может быть полезен как педагогам , так и родителям....

Диагностика готовности ребенка к школе

Готов ли ваш ребенок к школе?...

Готовность ребенка к школе

Рекомендации для родителей...

Доклад на тему: "Социально - коммуникативная готовность ребенка к школе"

Очень часто родители, акцентируя свое внимание на интеллектуальном развитии ребенка, нередко упускают из виду социальную готовность ребенка к школе. А ведь умение общаться, осознание себя в роли учени...

Готовность ребенка к школе.Рекомендации для родителей.

Школа – это новая ступень в жизни ребенка и всей вашей семьи. Что значит подготовить ребенка к школе, к новой жизни? Обучить его письму, чтению, счету? Найти «хорошую», по вашему мнению, школу? Нет, э...