Работа с родителями учащихся выпускных классов
статья (9, 10, 11 класс)

Баскова Наталья Николаевна

методические рекомендации родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баскова Наталья Николаевна,  

учитель истории и обществознания МБОУ Озерная СШ №9

Республика Хакасия

Особенности работы с родителями выпускных классов

Одним из актуальных вопросов для учащихся и учителей и родителей является сдача ЕГЭ. Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Единый государственный экзамен является действительно сложным испытанием для современных выпускников. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. И тут возникает вопрос, а на сколько сами родители готовы к этому испытанию?

Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы. Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ.

Можно выделить следующие: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования; психофизические качества – сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.

 Типичные родительские ошибки в ходе подготовки к экзаменам – это родительские тревоги, бесконечное запугивание («не сдашь», «не знаешь», «не так занимаешься») дают эффект негативной установки, которая парализует даже детей, хорошо знающих материал, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность. Особенно опасен негативный настрой для детей со слабой нервной системой, возбудимых, эмоциональных. Родители нередко подчеркивают эти особенности, припоминают бывшие неудачи: «Ты всегда волнуешься» или «Не волнуйся, как в прошлый раз».

Усиливает волнение и страх перед экзаменом подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. Совсем не редко родители используют запугивание и «страшилки», обещая беды в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ЕГЭ, - это также плохие помощники в преодолении экзаменационного стресса.

Сравнение с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств не приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но может создать конфликтную ситуацию в семье.

Классный руководитель является одним из тех, кто может помочь родителям!

В первую очередь нужно помочь определиться детям и их родителям, какие экзамены ребенок выбирает для сдачи ЕГЭ. Как правило, ребенок советуется с родителями, в какой ВУЗ пойти учиться. Совместная работа педагога и родителей направлена на «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

Во вторых необходимо проинформировать родителей о последних изменениях связанных с процедурой экзамена. К сожалению, бывают такие ситуации, что выпускники не знают о последних изменениях, основываясь на информацию прошлых лет, не говоря уже  о самих родителях. Родители часто не имеют представления о процедуре, критериях оценки, сложности заданий, а главное – не всегда знают, как именно ребенок реагирует на трудную ситуацию.

В третьих родителям тоже нужна психологическая поддержка. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Памятка родителю выпускника!

«Рекомендации родителям по психологической поддержке и сопровождению детей в период подготовки к ГИА»

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Основные причины переживаний выпускников:

Сомнение в полноте и прочности знаний

Стресс незнакомой ситуации

Стресс ответственности перед родителями и школой

Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе и т.д.

Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания, особенности запоминания и т.д.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Избегать подчеркивания промахов ребенка;

Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Как родители могут поддержать своих детей при проявлениях переживаний выпускников:

1. Сомнение в полноте и прочности знаний:

Обсудите с ребенком, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, и почему. Выясните, какую помощь ждет от Вас ребенок (организующая, эмоциональная, учебная). Эта информация поможет совместно создать план подготовки и понять, на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

2. Стресс незнакомой ситуации:

Постарайтесь успокоиться сами, так как ваше эмоциональное состояние передается детям и их волнение только усиливается.

Окажите максимально возможную позитивную поддержку: подбадривайте ребенка, вселяйте в него чувство уверенности, настраивайте на положительный результат.

3. Стресс ответственности перед родителями:

Взаимодействие с ребенком необходимо выстраивать с помощью доверия, взаимной поддержки, понимания всей трудности ситуации.

Не желательно фиксировать постоянное внимание ребенка на экзамене. Если говорить об экзамене слишком часто – у ребенка может возникнуть защитная реакция (равнодушие, негатив и т.д.).

Прислушивайтесь к просьбам ребенка, пусть ваш ребенок чувствует вашу поддержку и желание помочь.

4. Психофизические и личностные особенности:

Обратите внимание на питание ребенка. Благоприятно на активизацию работоспособности и мозговой деятельности влияют грецкие орехи, мед, шоколад, морепродукты. Следите за тем, чтобы ребенок обязательно принимал витамины (с микроэлементами).

Обратите внимание на сон ребенка: его продолжительность должна быть не менее 8 часов.

Не допускайте перегрузок: время подготовки должно чередоваться со временем отдыха.

В период сдачи экзаменов постарайтесь не загружать ребенка проблемами бытового характера.

Помогите ребенку контролировать свое эмоциональное состояние: чаще спрашивайте о его самочувствии, о настроении. Очень часто сниженное эмоциональное состояние становится причиной простудных и вирусных заболеваний

Договоритесь с ребенком о времени для просмотра телевизионных передач и компьютерных развлечений.

5. Сомнение в собственных способностях:

Обсудите с ребенком «сильные стороны» развития его психических процессов (память, тип мышления, особенности восприятия, внимания) и возможности их использования при подготовке и сдачи экзамена.

Возможно, следует обратиться за помощью к психологу для выявления особенностей развития познавательной сферы и, исходя из этого, получения рекомендаций для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Самое важное в работе классного руководителя донести до родителей, что хоть ЕГЭ - важная ступень в образовании, но не достаточные баллы не поставят крест на дальнейшей карьере. Помогайте своим детям, призывайте ребенка делать все возможное и не тревожьтесь попусту!

Список использованной литературы.

1. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Из- учение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И.А. Хоменко, 1997.)

2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.

3. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.

4. Нечаев М.П. Педсовет: походы, технологии, методики. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями учащихся 11 класса

План работы с родителями учащихся 11 класса...

План работы с родителями учащихся 9 класса в целях успешной сдачи государственной итоговой аттестации в 2014/ 2015 учебном году

План работы с родителями учащихся 9 класса в целях успешной сдачи государственной итоговой аттестации в 2014/ 2015 учебном году...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

План работы с родителями учащихся 7 класса «А» на 2017-2018 учебный год

Работа с родителями учащихся Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых тре...

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...

План работы с родителями учащихся 9 класса

Перспективное планирование работы с родителями....

План работы с родителями учащихся 9 класса.

В помощь классному руководителю....