Родительское собрание в 7 классе "Воспитывайте своим примером"
материал (7 класс)
Цель родительского лектория : содействовать пониманию родителями значения личного примера в воспитании детей, способствовать повышению эффективности воспитания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский лекторий на тему: «Воспитывайте своим примером» 7 класс
Классный руководитель: Щербинина О.В.
Цель родительского лектория : содействовать пониманию родителями значения личного примера в воспитании детей, способствовать повышению эффективности воспитания .
Особую роль в воспитательном процессе играет семья.
Важность семьи в воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные
ценности. Родители должны являться образцами, примером для подражания. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Вот, что написала о семье поэтесса Татьяна Дементьева:
Семья — это то, что удержит нас в
шторм,
Ведь ей не страшны брызги
жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь
защитит.
Семья — наша крепость и верный
наш щит.
Мать! Она осязает, чувствует, любит своего ребёнка, волнуется. Страдает за него уже тогда, когда малыш собирается появиться на свет.
Мама! Мама - первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мама - это слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя.
Мать любит своего ребёнка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окружённого славой и неудачника. Мать всегда поймёт его страдание и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.
Беспредельна самая бескорыстная любовь – любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.
Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может, постепенно, подтачивая то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего гражданина становится очень трудным. Ибо сильное, но неразумное, слепое материнское чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит ребёнка и приносит огромное несчастье в первую очередь самой матери.
«Наши детские годы были полны лишений, так пусть детство наших детей будет безоблачным, счастливым»
Матери, начинающие воспитание детей с этого педагогического кредо, с пелёнок начинают задаривать ребёнка множеством игрушек, потакают его капризам. Всё самое вкусненькое отдаётся ему. Постепенно он превращается в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа не тяготит родителей, а скорее приятно забавляет. О ней рассказывают друг другу как о чём-то милом, безобидном, даже приятном. Но ребёнок растёт, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки, а дорогие вещи: часы, фотоаппарат, компьютер, модное пальто, карманные деньги. Подобные удовольствия превышают материальные возможности родителей, особенно если в семье нет отца.
Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она обвиняет своих детей в чёрствости, жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям.
Самые тяжёлые раны наносятся матери, когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердце, превозмогая душевную боль. Приходится через суд напоминать о своём праве на их заботу.
Горькие плоды неразумной любви к своему ребёнку пожинают не только отец и мать. Человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не давая взамен, вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, верным, бескорыстным другом, достойным гражданином своей Родины. Он всегда, везде, при всех обстоятельствах думает, прежде всего, о себе, о своих желаниях и удобствах.
Если бы на этом собрании дать слово людям, которые ведут трудную работу в комиссиях по делам несовершеннолетних, сколько печальных историй узнали бы мы о детях, покалеченных безрассудной родительской любовью.
В каждой семье своя жизнь. Её характер определяется не только материальными возможностями, квартирными условиями, количеством членов семьи, их взаимоотношениями, но и умением отца, матери правильно организовать труд, учёбу, отдых, бюджет, хозяйство в семье, то есть создать такую обстановку в своём доме, которая бы помогала хорошо воспитывать детей.
Воспитать человека - значит воспитать у него «перспективные пути», по которым будет располагаться его «завтрашняя радость». В семье должна быть такая организация жизни, которая помогла бы добиваться, чтобы всё, что доставляет радость ребёнку, постепенно становилась шире, глубже, значительнее не только его собственных, личных интересов. Определённых организационных качеств требует от родителей и руководство небольшим семейным хозяйством, бюджетом.
Материальное благополучие семьи зависит не только от того, каков заработок её старших членов, но и от того, как и на что он расходуется. Сейчас, когда жизненный уровень народа становится всё ниже, вопрос об умении планировать бюджет семьи не теряет своей остроты. Больше заработки - больше потребности. Больше новых, красивых вещей в магазинах, у соседей, у знакомых – сильнее желание приобрести их тоже.
Но этими желаниями надо управлять. Нельзя все деньги, заработанные за полмесяца, истратить в первый же день получки на какую-то дорогую вещь и создать этим на длительное время всей семье ненормальные жизненные, а следовательно, и плохо воспитывающие условия. Нельзя покупать какую-то вещь только потому, что её купил сосед.
Можно услышать такой разговор:
-Папа, даже соседи удивляются, что ты до сих пор не купил компьютер. У всех ребят уже давно есть компьютеры. А вчера даже Вове купили, хотя его мама работает уборщицей и получает в несколько раз меньше тебя.
Можно живо представить себе, какие денежные затруднения будет испытывать долгое время Вовина мама.
Семейные покупки «не по карману» прививают детям безответственное, эгоистическое отношение сначала к трудовым деньгам родителей, а потом к своим. Вот почему родители обязаны не только сами уметь планировать бюджет семьи, но и научить этому своих детей.
Как можно раньше ребёнок должен познакомиться с семейным бюджетом. От него не нужно скрывать финансовый семейный план, а, напротив, постепенно привлекать его к обсуждению семейных финансовых наметок. Хорошая организация семейного хозяйства обязательно предполагает и бережное отношение к вещам.
Но ещё чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Плохие отцы - это величайшее зло. И мы не имеем права больше мириться с тем ущербом, который они наносят делу воспитания. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, запуганных, совершающих хулиганские поступки, составляют дети отцов-алкоголиков.
Отец – пьяница! С педагогической точки зрения – это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявший у них детство.
«Кончилось моё детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно….всегда, всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде, чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…»- так говорит один из героев пьесы Финна «Ошибка Анны», так могут сказать все дети отцов- пьяниц.
Есть ещё одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжёлая душевная травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорблённое самолюбие, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалась ненужной, жалость к матери или злость на неё, изменение материального положения – такие сильные недетские переживания вызывают самую различную реакцию у школьников. Одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учёбу.
Трудно бывает им. И трудно становится с ними. В характере детей обиженных и оскорблённых самым близким, родным человеком появляется подозрительность, грубость, мстительность, чёрствость, лживость. Часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.
Отцы! Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место покинутого ребёнка, который долгое время видел в вас опору, своего защитника. Если всё же разрыв неизбежен, нужно сделать всё, чтобы последствия серьёзной жизненной ошибки, насколько возможно, менее болезненными были для сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.
Отцовское влияние! Это огромная и благородная сила в воспитании детей. Но беда наша в том, что она часто не ощущается даже в тех семьях, где нет пьющих родителей , где отцы живут вместе с детьми.
Эти отцы занимают позицию «невмешательства», предоставляя детей, сначала матери, а потом учителю. Им, этим отцам, «некогда» заниматься детьми. Торчать часами над шахматной доской, или что-то выясняя с приятелем. А отдать ребёнку хотя бы 2-3 часа выходного дня – на такое они не способны. Поэтому дети таких родителей нередко попадают на скамью подсудимых. Матери плачут, отцы стоят, понурив головы. Несчастные! Они ограбили самих себя, обворовали души своих детей. Их сыновья, по сути дела, тоже «безотцовщина».
Да, с воспитанием молодёжи у нас ещё не всё благополучно. И в этом большая вина тех отцов, которые отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские обязанности только материальной заботой о семье.
В состоянии ли одна мать, у которой в семье начинается второй рабочий день: ужин, уборка, стирка, шитьё, успешно справиться и с семейным воспитанием детей? И вообще, по какому праву часть отцов до сих пор перекладывают свои родительские и домашние обязанности на плечи жены. Но так бывает не везде. Ведь в той семье, где отец вместе с женой занимается домашними делами, за них принимаются и дети. Семейный коллектив быстро управится с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками трудового воспитания, воспитания уважительного, заботливого отношения к матери и друг к другу. Кроме того, справедливое товарищество в семейном труде, освобождая матерям несколько часов времени, даёт им возможность вместе с отцом организовать досуг детей.
В таких семьях ребята говорят: «А вот нам скучать некогда. И самое интересное время - это вечер, когда собираются все. Очень часто мы играем вместе с папой и мамой. Любимых игр много, некоторые мы придумали сами. Часто по вечерам мы читаем вслух книги и газеты, обсуждаем прочитанное.
Игры с детьми должны быть одними из ведущих методов воспитания, особенно в семье.
Серьёзные и весёлые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные и музыкальные, самые разнообразные игры. Они удовлетворяют потребность в творчестве, в движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть честными, сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, подчиняться родителям, уступать товарищам. Играя с детьми, передавая им в свободные минуты свои хорошие умения, вкусы, интересы, привычки, взрослые не только получают возможность воспитывать детей без назойливых нравоучений, но и подметить много интересного в поведении, склонностях сына или дочери.
То, что многие отцы и матери плохо знают своих детей, а потому упускают время для воспитания их характера, чаще всего объясняется именно редким общением с детьми в часы досуга.
Особенно в младшем возрасте детские души тянутся к родителям. А многие взрослые вместо того, чтобы радоваться этому, ловить часы, когда рождается духовная близость с детьми, чаще всего отмахиваются от своих детей, избегая напряжения, необходимого при общении с ними.
Чтобы хорошо воспитать своего ребёнка, родители должны быть в семье нравственным образцом. Если взрослые добиваются от детей того, чего не делают сами, их требования не находят отклика в сердце дочери или сына.
И наоборот, если отец и мать в глазах ребёнка приближаются к нравственному идеалу, то каждое их слово, похвала или порицание имеют для них особый вес, каждое их требование выполняется охотно.
« Я хотел бы быть во всём похожим на моего отца. Ну, кто я ему. Он мог бы меня отдать в детский дом, просто бросить, такое бывает в жизни. Но он со мной, хотя я ему не родной, ничего подобного не случилось. И не случится потому, что мой отец – настоящий человек. Он обладает каким-то внутренним благородством, чистотой, неугасимой любовью к жизни и ещё чем-то таким, что трудно выразить словами. Могу ли я чем-нибудь огорчить такого отца?»
Пример хороший и плохой- величайшая положительная или отрицательная
сила в воспитании. На это обращали внимание во все времена и эпохи выдающиеся писатели и педагоги.
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Когда вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями.
А если дома вы грубы, хвастливы, пьянствуете, оскорбляете родных , вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Проявляются последствия такого воспитания в том, что дети воспринимают безнравственное поведение родителей, и родители теряют их любовь и уважение.
«Я часто думаю, как могла такая умная, хорошая женщина, как моя мама, полюбить эгоиста, грубияна и невыдержанного человека, как мой папа!? Не думайте, что у меня папа не родной, он мне родной. Но разве в этом дело?
Когда я спросила, как она могла его полюбить, мама промолчала.
Но вопрос, почему она не разошлась с ним ещё в молодости, она ответила, что не хотела лишить меня отца. А разве он у меня есть?!»
Эти строки написаны девочкой – подростком. Такая резкость и безоговорочность суждений особенно характерна для подросткового возраста.
Критическое отношение к родителям со стороны старших детей очень возмущает некоторых взрослых, особенно отцов. Они видят в этом проявление непочтительности младших к старшим. Что же, гневаться на нетерпимое отношение детей к своим нравственным прорехам, конечно, проще, чем осознать свои недостатки и заставить себя исправлять их.
В наше время сложные задачи воспитания нового высоконравственного человека, более глубокое представление о человеческом достоинстве настойчиво требуют, чтобы и в семье каждый воспитатель всерьёз взялся за шлифовку своего нравственного облика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ ?»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ ?»...
Родительское собрание "Учимся понимать своего ребенка"
Данная разработка помогает объединить воспитательные усилия семьи и школы в формировании подрастающей личности,расширить психологические знания родителей, помочь наладить отношения детей и родителей в...
Родительское собрание "Как помочь своему ребёнку учиться"
Рекомендации...
Родительское собрание "Сделайте жизнь своих детей лучше!"
Родительское собрание"Сделайте жизнь своих детей лучше!"По книге «Сила разума для детей» Авторы: Джон Кехо и Нэнси Фишер Мысль как энергия Всё, что нас окружает: стены нашего дома, меб...
Родительское собрание "Сделайте жизнь своих детей лучше!"
Родительское собрание "Сделайте жизнь своих детей лучше!"По книге «Сила разума для детей» Мысль как энергияВсё, что нас окружает: стены нашего дома, мебель, одежда, которую мы носим, книга, котор...
презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"
Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...
Родительское собрание "Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?"
Практические рекомендации для родителей и классных руководителей, как помочь обучающимся пятого класса повысить успеваемость в школе....