Методический кейс
тест (9 класс)
Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать или менять профессию. В молодости с выбором легко ошибиться, а сделанную ошибку бывает непросто исправить. Нелюбимая работа в конечном итоге перестает удовлетворять не только морально, но и материально. Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, дальнейшего пути обучения и труда. Сделав правильный выбор, человек способен реализовать себя как личность, найти свое место в жизни, удовлетворить собственные потребности, найти практическое применение своим знания, умениям и навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра педагогики, психологии и андрагогики
Методический кейс
«Профориетационная работа и предпрофильная подготовка»
Автор методического кейса:
Сафина Гульсина Хайдаровна
Казань, 2020
Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать или менять профессию. В молодости с выбором легко ошибиться, а сделанную ошибку бывает непросто исправить. Нелюбимая работа в конечном итоге перестает удовлетворять не только морально, но и материально. Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, дальнейшего пути обучения и труда. Сделав правильный выбор, человек способен реализовать себя как личность, найти свое место в жизни, удовлетворить собственные потребности, найти практическое применение своим знания, умениям и навыкам.
Профессиональная ориентация учащихся в самой школе.
Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для него, нужной обществу и соответствующей запросам и интересам рынка труда. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация. Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1–9-х классов сформировать умения и навыки, создавать условия для осознанного детьми выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями. Всестороннее обучение подростков: выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка. Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видом трудовой деятельности.
Работа по профориентации с родителями учащихся
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие обучающиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся во многих случаях не совпадают. Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
Анкета для старшеклассников
1. Вы приняли решение о выборе будущей профессии?
2. Ваш основной вариант будущей профессии.
3. Ваш запасной вариант будущей профессии.
4. Какие школьные предметы необходимы вам для овладения будущей профессией?
5. Какие у вас оценки по этим предметам?
6. На чем основываются ваши знания выбранной профессии:
а) наблюдение за чьей-то работой;
б) беседы (рекомендации) учителей;
в) беседы (рекомендации) родителей;
г) рассказы товарищей
д) занятия в кружках, факультативах;
е) чтение книг, журналов, радио- и телепередачи.
7. Что повлияло на ваш выбор:
а) интерес;
б) условия труда;
в) престижность;
г) оплата труда;
д) перспективность;
е) доступность;
ж) полезность;
з) призвание.
8. Чем вам нравится заниматься в свободное время?
9. Что затрудняет осуществление профессионального выбора;
а) недоступность профессии;
б) сомнения;
в) неуверенность;
г) платежная несостоятельность;
д) проблемы со здоровьем;
е) другое ______________________.
10. Уверены ли вы в осуществлении своих планов?
Анкета для родителей учащихся 9-11 классов
1. Фамилия, имя и отчество вашего ребенка.
2. Кем хочет стать ваш ребенок?
3. Куда вы посоветуете вашему ребенку поступать после 9 класса?
4. Какие трудности имеет ребенок в обучении?
5. Какие интересы и наклонности вы отмечаете у своего ребенка?
6. Что вы делаете для развития интересов вашего ребенка?
7. Какие черты характера вы можете отметить у вашего ребенка?
Работа с учащимися
∙ Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
∙ Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
∙ Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
∙ Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
∙ Анкетирование учащихся.
∙ Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся весьма разнообразны.
- Тематические родительские собрания.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей обучающихся класса. Такого рода собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.
Тематические родительские собрания профориентационной направленности можно распределить следующим образом.
5-7 классы. Тематические родительские собрания, направленные на трудовое воспитание обучающихся. Например: «Труд в жизни обучающихся», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Роль семьи в развитии способностей ребенка».
8-9 классы. Родительские собрания, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка», «Роль семьи в профессиональном определении подростков», «Возможности у меня большие, но …», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как подготовить себя и подростка к выбору будущей профессии», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации», «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассников».
- Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию – это форма воспитательной работы классного руководителя, которая направлена на воспитание профессиональной грамотности обучающихся. Обучащиеся вместе с родителями принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы профессиональных знаний.
Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, «Ярмарка профессий» (5-7 класс), конкурс загадок «В мире профессий» (5-7 класс), «Путешествие в страну профессий» (5-7 класс), «Все профессии нужны, все профессии важны» (5-7 класс), дискуссия «Мы хотим быть…» (8-9 класс), «Карнавал профессий» (8-9 класс), диспут «В поисках будущей профессии» (8-9 класс), беседа «Ты и твоя будущая профессия», беседа «Рынок профессий» и т.п.
Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
Используя упомянутые формы работы с обучающимися и их родителями, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании растущего поколения. В результате у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, а так же помогут избежать конфликтов между обучающимися и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методического кейса на городской Неделе практической психологии
Презентовала методический кейс, разработанный для родителей детей раннего возраста...
Методический кейс: литературная гостиная «Фольклорные посиделки» Номинация: «Тематический месяц».
Цель: расширять знания детей о традициях своего края;Задачи:Обучающие:Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-464249-1619077376.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС «#М@ёвка»
Маевка – это традиционное событие, которое проходит в конце учебного года. Мы подводим итоги деятельности детских объединений района, работы вожатского отряда «Надежда». На мероприят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707996-1447357538.jpg)
Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»
Цифровые следы методического кейса «Театральная методическая мастерская»...