Родительский лекторий. Проблемы нравственности
материал

Манзык Мария Васильевна

Родительский лекторий

«Проблемы нравственности.  Почему дети лгут?»

Манзык М.В. - Классный руководитель 5а класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy._problemy_nravstvennosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Проблемы нравственности.

 Почему дети лгут?»

Манзык М.В..

Классный руководитель 5а класса

2017-2018 уч.г.

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

 В числе нравственных устоев, свойственных все народам с древних времен, нельзя не отметить скромность. Не надо считать себя выше другого человека, возноситься, хвастаться.

С какого же времени эти правила могут вводиться в поле зрения ребенка?

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно  не в идее отвлеченных понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного  поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый шаг, поступок – это испытание; С чем я? С добром или злом? Как поступить: совершить добро или зло?

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет «говорить совесть».  Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои  человеческие обязанности перед совестью, работать над собой.

Уже две тысячи лет существуют изложенные в Библии  духовные Законы, раскрывающие, как человек должен жить на Земле, что он должен делать и чего избегать.

 В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим  нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать примером отдельной беседы. Так, например, можно долго говорить о заповеди «Возлюби ближнего твоего». Можно рассуждать с детьми о том, кто же этот ближний, кого нужно любить? Сосед? Одноклассники?

Человек, с которым ты связан родственными узами? Да, но не только. Ближний – это человек, который  находиться в беде, которому нужна помощь.  Человек живет не только ради себя  и не для своей  только пользы, но прежде всего  для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего. Эта истина должна  пониматься с детства.

 О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «Не убий». Речь идет не только о физическом убийстве, но и о злобе, гневе, ненависти.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее – вот чего требуют заповеди «Не укради», 2Не желай ничего чужого».

Эта же беседа посвящена одному из важнейших нравственных правил: «Не лжесвидетельствуй», то есть не лги, не занимайся сплетнями, пересудами, не говори зло ни о друге, ни о недруге. Ложь является злым пороком в человеке. Заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства укоренена в сознании ребенка.

Всем известно, что не всегда дети говорят правду. Согласитесь, что существует множество различных случаев, когда вы уличили своего ребенка в обмане.

Итак, почему дети лгут? Почему одни лгут меньше, другие больше? Как вести себя родителям, если их дети лгут? Это очень важные вопросы, требующие знания психологии детей, мотивов их лжи. Разобраться в этой проблеме нам поможет книга американского психолога Пола Экмана, которая так и называется: «Почему дети лгут?»

Для начала рассмотрим виды и мотивы лжи. Понятно, что не все дети лгут по одной и той же причине. Существует очень много мотивов детской лжи. Вот лишь некоторые из них, самые распространенные: избежание наказания, защита от друзей, неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление вызвать интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избежание стыда.

 Конечно, данные мотивы не являются исключительно детским, они встречаются и у взрослых, но на данный момент мы будем рассматривать их как детские. Считается, что чаще всего дети лгут потому, что хотят избежать наказания. Поэтому мы остановимся на этом мотиве лжи.

Раз ребенок лжет, боясь наказания, значит, это основано на его прошлых воспоминаниях о родительской реакции на какой-либо проступок. Это говорит о том, что ребенок боится своих родителей, боится того, как они поступят.

Поэтому ребенок, не желая повторений прошлых родительских наказаний, вынужден солгать. Родители же, чтобы ребенок не испытывал чувства страха перед ними, не должны попадать под влияние своих первых вспышек гнева, возникающих при обнаружении того или иного поступка своего ребенка. Тогда он будет более искренен и не будет бояться открыть родителям свой поступок. Но если все же ребенок лжет, то родители должны принимать во внимание то, что именно он совершил, что он пытается утаить, и, безусловно, возраст ребенка. Вот что стоит иметь в виду:

  • Ответственен ли ребенок за то, что он сделал? Был поступок продиктован осознанным решением сделать нечто, не одобряемое родителями?
  • Какой ущерб нанесен? Пострадал ли кто-либо или чье – то имущество? Нарушен ли какой-то моральный принцип?
  • Усугубила  ли ложь ситуацию, если бы ребенок не солгал?

Разные поступки -  одни совершенны нечаянно, другие – сознательно. Большинство наверняка оценят проступок как более серьезный во втором случае.

Можно привести множество примеров детской лжи с различной мотивацией. Все они будут различны по своей сложности. И это только докажет, что родителям прежде всего следует выяснить  мотивы, по которым дети лгут. Тогда будет легче принимать решение: как следует себя вести. Чтобы исключить поводы ко лжи у детей. Но  выяснение мотивов это еще не решение проблемы, связанной с ложью. Не мене важным является и понимание того, почему одни дети лгут чаще,  другие – реже. Это зависит от многих факторов, играющих немалую роль в жизни детей: их интеллектуального развития, социальной приспособленности, семейного воспитания.

Учеными проводился эксперимент, и выяснилось, что чем выше коэффициент интеллекта, тем ниже процент лжи. Иными словами: более способные и развитые дети меньше лгут. Сразу же возникает вопрос почему? Предположим, что им это просто не нужно. Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы обходиться без плутовства.

Но другой эксперимент показал, что эти же одаренные дети стали бы лгать не меньше, чем их  менее способные  сверстники, в таких ситуациях, когда они могли рассчитывать на свои способности, когда они в них сомневались. Существует и еще одно предложение, что одаренные дети в большей степени способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обмана.

 Третье преположение  -  одаренные дети умнее лгут. Их трудно уличить во лжи. Таким образом, следуя этой логике, можно допустить, что одаренные дети лгут даже больше. Общая связь интеллекта и лжи: не следует считать высокий интеллект гарантией честности. Если способности вашего ребенка выше средних, это еще не означает, что он не станет лгать и жульничать.

 Ив то же время, говоря о том, что менее способный ребенок может вообще не лгать, следует признать – и это доказывают ученые – психологи – что у таких детей больше предпосылок для лжи.

Но уровень интеллектуального развития не является показателем в том случае, если ребенок в своей семье  является свидетелем родительской лжи.

У родителей, которые часто лгут, да еще в присутствии детей, в большинстве дети становятся лгунами. Дурной пример, подаваемый родителями, не исчерпывается явной ложью. Она может быть такой незаметной, что родители даже не придают ей  значения, часто случаи лжи настолько обыденны, что становятся нормой.

Мотивы лжи родителей то же, что были перечислены ранее, но ведь дети  лгут по тем же причинам и в основном учатся этому дома. Кроме обычных примеров лжи, наблюдаемых детьми дома, установлено и то. Что дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания.

Не вызывает сомнения тот факт, что родители имеют большое влияние на своего ребенка в плане формирования его убеждений, установок и таких черт, как лживость и склонность нарушать установленные правила.

Конечно. Влияние родителей на ребенка очень велико. Поэтому родители должны позаботиться о том. Не подают ли они дурной пример ребенка своей неискренностью.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не лгал, то вам самим, прежде всего, придется научиться  каждый раз удерживаться от того маленького шага, с которого начинается большая ложь., то есть нужно учить детей и учиться самим не просто не лгать в больших масштабах, когда это может привести к нежелательным последствием, Нои даже не позволять себе небольшой неискренности с окружающими людьми, когда кажется, что это совсем ничего не значит.

А чтобы дети учились на примере своих честных родителей, надо прежде всего как можно больше времени проводить с детьми, общаться с ними. Таким образом нет определенного ответа на вопрос о том, почему дети лгут больше, чем другие. Что играет большую роль: интеллект, личность, неприспособленность к жизни. Родительское воспитание, друзья, особенности ситуации? Относительная роль перечисленных факторов зависит от возраста и от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Несомненно, что все эти факторы занимают важное место в формировании у ребенка отрицательного отношения ко лжи.

Почти все, что касается детской лжи, перетерпливает возрастные изменения, за исключением, пожалуй, частоты лжи. Осознание детьми понятия лжи, их отношение ко лжи как ко злу, умение безнаказанно солгать  - все это изменяется по мере взросления  детей. Особое значение имеют два возрастных  этапа. В возрасте 3-4 лет ребенок обретает  способность пойти на обман. Именно тогда родителям следует  применять некоторые  воспитательные  меры лжи.

Другой критический этап – подростковый возраст.  Неискренность и подверженность влиянию друзей достигают  своего пика.  Многое зависит от того, насколько родители  подростка считаются с его стремлением к личной  независимости  и способы позволить ему расширить  сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

Таким образом, существуют возрастные особенности детской лжи. Все лгут по разному, в зависимости от возраста. И поэтому, проводя работу с детьми, нужно обязательно учитывать их возрастные особенности.

Итак, как же нужно поступать родителям, когда их дети лгут? Первое, о чем надо задуматься,- насколько честны они сами. Ложь, порожденная незначительными бытовыми обстоятельствами, для самих взрослых проходит  незаметно, но дети склонны расценивать ее как настоящую.

Родители выступают главным образом для подражания, порой превосходя в этой роли даже авторитет учителя. Искренность детей решающим образом  определяется отношением их родителей ко лжи. Родители должны отдавать  себе отчет, как часто и каким образом они обманывают своих детей.

И вообще, родители должны как можно реже быть неискренними со  своими детьми. Кроме того, они  не должны  вынуждать  своих детей говорить  неправду. Например, если ребенок не хочет  что-то  рассказывать, а родители давят на него, подталкивая сказать  то, чего не было на самом деле. И чтобы не возникало таких ситуаций, когда родители хотят, чтобы ребенок делился с ними всем, что с ним происходит, а ребенок пытается что-то скрыть, нужно в семье налаживать  отношения, основанные на доверии  друг к другу.

Создать такие  отношения – это главное, что могут сделать родители, желающие видеть своих детей честными. Но такие отношения не возникают в результате нравоучений, а зарождаются с самого начала общения родителей и детей.

Взаимное доверие прежде всего нужно заслужить. Родитель, который сам частенько обманывает ребенка, не сдерживает своих обещаний, едва ли может надеяться, что ребенок станет вести себя иначе. Кроме того, уже в младшем возрасте ребенок ощущает гордость  и уверенность в себе, когда родители дают понять, что доверяют ему.

Родительская подозрительность не способствует искренности детей. Даже  если  ребенок попался  на явной лжи, это не должно  стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все же простительна. Если ложь принимает хронический характер, то ребенок сам пострадает  от последней утраты доверия. Это может стать серьезным  поводом для того, чтобы ребенок задумался над тем, стоит ли лгать.

Дети, растущие в атмосфере недоверия, могут не воспринимать утрату доверия как серьезного последствия лжи. Особенно если дети  воспитываются под страхом наказания, они остаются на  низшем уровне морального развития, расценивая ложь как средство избежать «воспитательной меры». Они едва ли достигнут высоких степеней  морального развития, позволяющих оценивать свое поведение на основе общечеловеческой  нравственной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми....