«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».
статья

Майорова Елена Валерьевна

 

Пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения.

Статья напечатана в сборнике №20 научнопрактических и методических статей, посвященный актуальным проблемам развития, воспитания и обучения детей и подростков, а также современным вопросам профессионального образования, их перспектив и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sertifikat_mayorova_e.v.pdf276.78 КБ
Файл statya.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Майорова Елена Валерьевна

Учитель-логопед. Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа "ЮДЖИН-ЦЕНТР", РФ, г. Москва

Мельникова Елена Викторовна

Учитель-логопед. Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа№1416 « Лианозово», РФ, г. Москва

«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».

Взаимодействие семьи и школы всегда было неотъемлемой составляющей общей деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В настоящее время важность взаимодействия образовательной организации и родителей не ослабевает. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Эффективность работы педагогов, в том числе и коррекционных педагогов, по обучению детей во многом зависит от степени взаимодействия образовательной организации с семьёй в этом процессе.

Продуктивным вариантом сотрудничества является равноправное взаимодействие педагогического состава образовательного учреждения и родителей (или лиц их заменяющих), направленное на успешность ребенка.

Популярными и значимыми по результативности формами сотрудничества считаются:

-  привлечение родителей к планированию и организации совместных

проектов;

- разработки и проведение социально - значимых акций.

- сотворчество при организации и проведении досуговых мероприятий;

- организация и проведение дней самоуправления;

- организация и проведение родительских конференций;

- организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.

Для реализации комплексной помощи детям с речевыми нарушениями, очень важно учитывать сочетание нескольких составляющих:

- взаимодействие педагогов и специалистов в образовательной организации;

- преемственность в работе дошкольного и школьного звена в рамках реализации коррекционно-педагогической помощи;

- взаимодействие с родителями.

Несмотря на имеющейся широкий спектр информации для родителей, представленный в печатных изданиях и в интернете, практика показывает, что полного понимания о работе учителя-логопеда у родителей нет. Часто специалисты сталкиваются с мнением родителей, что логопед исправляет только звуки. Поэтому одним из важных направлений в работе коррекционных педагогов, до сих пор остается расширение представлений родителей о деятельности специалистов. Учитель-логопед, проводя консультации, стремиться добиться активной позиции родителя в совместном взаимодействии, формирует адекватную оценку к достижениям и возможным неудачам ребенка на разных этапах работы, параллельно настраивает на систематическое, доброжелательное участие в коррекционно-развивающей работе.

Таким образом, пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения. Такие формы взаимодействия, как родительские собрания, консультирования, открытые мероприятия, решают просветительские задачи, способствуют продуктивной активности родителей и профилактике речевых трудностей у детей.

Ориентируясь на результаты диагностического обследования, родителям можно кратко объяснить основные направления деятельности логопеда. Сформулировать значимость работы по данным направлениям.

Примеры совместного взаимодействия учителя-логопеда и родителей

Участие учителя-логопеда

Участие родителя

(законные представители)

Рекомендации

ЦПМПК (Центральная медико-психологическая комиссия)

ППк (психолого-педагогический консилиум)

Логопедическое обследование в рамках ЦПМПК и ППК не является автономной процедурой. Это компонент целостного диагностического процесса.

1.Присутствие при проведении обследования.

2.Предоставление данных медицинского обследования.

1.При согласии с коллегиальным заключением ЦПМПК или ППк следовать предложенным рекомендациям. 2.Участвовать в реализации ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов.

3.Проверять и, по необходимости, участвовать в задаваемых специалистами домашних заданиях.

Зачисление на занятия с учителем-логопедом. Первичная консультация, индивидуальная беседа, родительское собрания (формы взаимодействия с родителями).

1.Ознакомление родителя с рабочей программой, реализуемой специалистом в работе с ребенком.

2.Краткое ознакомление с методическими материалами.

3.Ознакомление с практическими материалами (тетрадями на печатной основе), используемыми в работе с ребенком.

4.Предоставление расписание работы с ребенком.

1.Ознакомление с рекомендуемыми материалами.

 

Реализация рабочей программы.

1.Проведение занятий.

2.Осуществление текущего контроля (ознакомление родителей с достижениями ребенка)

3.Проведение плановых консультаций.

4.Оформление информационных стендов для родителей.

5.Организация текущих информационно-методических выставок.

1.Участие в выполнении рекомендуемых домашних задания.

2.Текущие вопросы.

3.Ознакомление с предлагаемым методическими и дидактическими материалами, полезными для работы с детьми.

4.Обратная связь со специалистом.

По возможности:

- проведение практических консультаций с показом форм и методов работы;

- посещение родителями открытых занятий (групповых и индивидуальных)

Завершающий этап работы по курсу.

Проведение итоговой диагностики.

1.Проведение анкетирования (сбор и обработка информации от родителей о результатах прохождения ребенком программы).

2.Ознакомление родителей с результатами итоговой диагностики.

3.Рекомендации.

1.Участие в анкетировании.

2. Получение рекомендаций.

1.Повторение, закрепления полученных знаний, умений и навыков в речевых играх и заданиях, рекомендованных после завершения прохождения программы.

     Современные педагогические процессы развиваются в новой концепции дидактической технологизации, которая базируется на идее системного подхода. С введением ФГОС второго поколения и изменением требований к результатам образования возникла необходимость пересмотра методики конструирования взаимодействия с родителями, цель которого использование более эффективных методов коррекции специфических нарушений речи. Одним из эффективных инновационных методов видов работы с родителями является использование технологических карт в деятельности учителя-логопеда. В специальной педагогике не разработаны, не описаны технологические карты, поэтому перед специалистами (учителями-логопедами, дефектологами, психологами) возникает необходимость создавать свои образцы и обсуждать их. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, который в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса с описанием алгоритма построения педагогического воздействия от цели до результата. Нами разработана и апробирована технологическая карта для работы с родителями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, объединить усилия для развития и воспитания детей.

2. Создать атмосферу общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимоучастия в проблемах друг друга.

1. Анкетирование и тестовый опрос родителей.

- изучение специалистом социальных факторов воспитания в семье;

- тестовый опрос родителей о согласованности их взаимодействия в воспитании ребенка;

- тестовый опрос родителей о проблемах в развитии речи ребенка;

- тесты оценки родителями коррекционной работы учителя-логопеда в подаче материала на уроках (занятиях);

- тесты оценки родителями коррекционной работы учителя-логопеда в подаче материала для закрепления дома.

2. Изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

- выявление уверенности-неуверенности ребенка в семье;

- изучение особенностей ребенка эмоциональной дистанции между им и родителями.

3. Оптимизация общения педагога с родителями.

- обогащение воспитательского опыта родителей (практикумы, дискуссии, театрализованная деятельность с участием родителей, игровые и познавательные викторины для родителей, тематические встречи);

- методы активизации на основе вербального канала общения (решение проблемных задач при выполнении рекомендаций логопеда; обращение к опыту родителей в поиске решений выхода из проблемных ситуаций; обмен мнениями между родителями; использование специальной популярной литературы по коррекции речевых нарушений; анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов детского поведения;

- методы активизации на основе межличностного канала общения ( целевые наблюдения за речевой активностью детей в деятельности; непосредственно практическое вербальное взаимодействие родителя и ребенка в различных видах деятельности; игровое моделирование и проигрывание способов родительского поведения; элементы артметодов в совместной с родителями  коррекционной работе с детьми (логоритмика, рисуночные методики, инсценировки текстов по закреплению результата)).

  Применение технологических карт в деятельности учителя - логопеда способствует формированию инновационной проектной коррекционно-педагогической деятельности и возможности выявления и прогнозирования предполагаемых образовательных результатов. 

Список использованной литературы:

  1. Антонова Т. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества

педагогов детского сада с семьей ребенка» / Т. Антонова, Е. Волкова,

Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008 - № 6 - С. 66 - 70

Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта,

Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская

«Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

metod-posobie_ehffektivnye_formy_s_semej.pdf

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции:

Методическое пособие для работников дошкольных образовательных

учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

4.        Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока. //http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/

5.        Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

6.       Сапронова О.В. Специфика технологической карты логопедического занятия. Актуальные проблемы образования и общества / Сборник научных трудов в 2-х томах. Том 1. - Ярославль, ЯФ ОУП ВПО «АТ и СО», 2014. – с. 223-226.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет

Совместная деятельность  учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...