«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».
статья
Пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения.
Статья напечатана в сборнике №20 научнопрактических и методических статей, посвященный актуальным проблемам развития, воспитания и обучения детей и подростков, а также современным вопросам профессионального образования, их перспектив и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sertifikat_mayorova_e.v.pdf | 276.78 КБ |
statya.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Майорова Елена Валерьевна
Учитель-логопед. Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа "ЮДЖИН-ЦЕНТР", РФ, г. Москва
Мельникова Елена Викторовна
Учитель-логопед. Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа№1416 « Лианозово», РФ, г. Москва
«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».
Взаимодействие семьи и школы всегда было неотъемлемой составляющей общей деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время важность взаимодействия образовательной организации и родителей не ослабевает. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Эффективность работы педагогов, в том числе и коррекционных педагогов, по обучению детей во многом зависит от степени взаимодействия образовательной организации с семьёй в этом процессе.
Продуктивным вариантом сотрудничества является равноправное взаимодействие педагогического состава образовательного учреждения и родителей (или лиц их заменяющих), направленное на успешность ребенка.
Популярными и значимыми по результативности формами сотрудничества считаются:
- привлечение родителей к планированию и организации совместных
проектов;
- разработки и проведение социально - значимых акций.
- сотворчество при организации и проведении досуговых мероприятий;
- организация и проведение дней самоуправления;
- организация и проведение родительских конференций;
- организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.
Для реализации комплексной помощи детям с речевыми нарушениями, очень важно учитывать сочетание нескольких составляющих:
- взаимодействие педагогов и специалистов в образовательной организации;
- преемственность в работе дошкольного и школьного звена в рамках реализации коррекционно-педагогической помощи;
- взаимодействие с родителями.
Несмотря на имеющейся широкий спектр информации для родителей, представленный в печатных изданиях и в интернете, практика показывает, что полного понимания о работе учителя-логопеда у родителей нет. Часто специалисты сталкиваются с мнением родителей, что логопед исправляет только звуки. Поэтому одним из важных направлений в работе коррекционных педагогов, до сих пор остается расширение представлений родителей о деятельности специалистов. Учитель-логопед, проводя консультации, стремиться добиться активной позиции родителя в совместном взаимодействии, формирует адекватную оценку к достижениям и возможным неудачам ребенка на разных этапах работы, параллельно настраивает на систематическое, доброжелательное участие в коррекционно-развивающей работе.
Таким образом, пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения. Такие формы взаимодействия, как родительские собрания, консультирования, открытые мероприятия, решают просветительские задачи, способствуют продуктивной активности родителей и профилактике речевых трудностей у детей.
Ориентируясь на результаты диагностического обследования, родителям можно кратко объяснить основные направления деятельности логопеда. Сформулировать значимость работы по данным направлениям.
Примеры совместного взаимодействия учителя-логопеда и родителей | Участие учителя-логопеда | Участие родителя (законные представители) | Рекомендации |
ЦПМПК (Центральная медико-психологическая комиссия) ППк (психолого-педагогический консилиум) | Логопедическое обследование в рамках ЦПМПК и ППК не является автономной процедурой. Это компонент целостного диагностического процесса. | 1.Присутствие при проведении обследования. 2.Предоставление данных медицинского обследования. | 1.При согласии с коллегиальным заключением ЦПМПК или ППк следовать предложенным рекомендациям. 2.Участвовать в реализации ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов. 3.Проверять и, по необходимости, участвовать в задаваемых специалистами домашних заданиях. |
Зачисление на занятия с учителем-логопедом. Первичная консультация, индивидуальная беседа, родительское собрания (формы взаимодействия с родителями). | 1.Ознакомление родителя с рабочей программой, реализуемой специалистом в работе с ребенком. 2.Краткое ознакомление с методическими материалами. 3.Ознакомление с практическими материалами (тетрадями на печатной основе), используемыми в работе с ребенком. 4.Предоставление расписание работы с ребенком. | 1.Ознакомление с рекомендуемыми материалами. |
|
Реализация рабочей программы. | 1.Проведение занятий. 2.Осуществление текущего контроля (ознакомление родителей с достижениями ребенка) 3.Проведение плановых консультаций. 4.Оформление информационных стендов для родителей. 5.Организация текущих информационно-методических выставок. | 1.Участие в выполнении рекомендуемых домашних задания. 2.Текущие вопросы. 3.Ознакомление с предлагаемым методическими и дидактическими материалами, полезными для работы с детьми. 4.Обратная связь со специалистом. | По возможности: - проведение практических консультаций с показом форм и методов работы; - посещение родителями открытых занятий (групповых и индивидуальных) |
Завершающий этап работы по курсу. Проведение итоговой диагностики. | 1.Проведение анкетирования (сбор и обработка информации от родителей о результатах прохождения ребенком программы). 2.Ознакомление родителей с результатами итоговой диагностики. 3.Рекомендации. | 1.Участие в анкетировании. 2. Получение рекомендаций. | 1.Повторение, закрепления полученных знаний, умений и навыков в речевых играх и заданиях, рекомендованных после завершения прохождения программы. |
Современные педагогические процессы развиваются в новой концепции дидактической технологизации, которая базируется на идее системного подхода. С введением ФГОС второго поколения и изменением требований к результатам образования возникла необходимость пересмотра методики конструирования взаимодействия с родителями, цель которого использование более эффективных методов коррекции специфических нарушений речи. Одним из эффективных инновационных методов видов работы с родителями является использование технологических карт в деятельности учителя-логопеда. В специальной педагогике не разработаны, не описаны технологические карты, поэтому перед специалистами (учителями-логопедами, дефектологами, психологами) возникает необходимость создавать свои образцы и обсуждать их. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, который в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса с описанием алгоритма построения педагогического воздействия от цели до результата. Нами разработана и апробирована технологическая карта для работы с родителями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Применение технологических карт в деятельности учителя - логопеда способствует формированию инновационной проектной коррекционно-педагогической деятельности и возможности выявления и прогнозирования предполагаемых образовательных результатов.
Список использованной литературы:
- Антонова Т. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества
педагогов детского сада с семьей ребенка» / Т. Антонова, Е. Волкова,
Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008 - № 6 - С. 66 - 70
Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта,
Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская
«Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
metod-posobie_ehffektivnye_formy_s_semej.pdf
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции:
Методическое пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
4. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока. //http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
5. Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
6. Сапронова О.В. Специфика технологической карты логопедического занятия. Актуальные проблемы образования и общества / Сборник научных трудов в 2-х томах. Том 1. - Ярославль, ЯФ ОУП ВПО «АТ и СО», 2014. – с. 223-226.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет
Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет...
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...
Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...
Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...