Тренинг детско-родительского общения «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ"
методическая разработка
Цель: повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
Задачи:
1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.
2. Выявить условия, необходимые для:
- построения нормальных отношений с подростком;
- выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_puti_formirovaniya_beskonfliktnyh_vzaimootnosheniy_s_podrostkami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг детско-родительского общения
«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ»
Дата проведения: ________
Присутствовало______(человек/семей)
Цель: повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
Задачи:
1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.
2. Выявить условия, необходимые для:
- построения нормальных отношений с подростком;
- выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины.
Форма проведения: тренинг.
Целевая аудитория: родители.
Оборудование: клубок ниток, бейджи, фломастеры, презентация (правила поведения, причины отклонения в поведении), листовки с описанием ситуаций, чаша с листочками чувств, памятки-рекомендации родителям.
Ход занятия
I. Организационный этап
1. Знакомство. Оформление бейджей «Имя для тренинга».
2. Приветствие. Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
II. Основной этап
1.Теоретическая часть
- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
(Презентация)
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
4. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких нотаций.
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
6. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
7. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:
- Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
- Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
- Ограничение должно быть выполнимым.
2. Практическая часть
2.1. Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
Ситуации:
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
- Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
- Дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
- Высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
2.2. Причины отклонения в поведении детей.
(Презентация)
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи, или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
2.3.Упражнение «Эмоциональное восприятие».
Инструкция: Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог,близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
2.4. Упражнение «Чаша чувств»
Инструкция: каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
- принятие
- внимание
- признание (уважение)
- одобрение
- теплые чувства.
- понимание
- любовь
- доверие
- поддержка
- юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
III. Завершающий этап
1. Рефлексия. Впечатления от занятия – обсуждение в круге.
2. Завершающее слово.
- Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
3. Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)
- Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
- Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
- Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
- Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
- Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
- Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"
Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...
Семинар — тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"
Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, ч...
Конспект тренинга детско-родительских отношений в старшей группе
Задачи:Снятие эмоционального и мышечного напряжения;Снижение импульсивности; тревоги, агрессии;Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;Воспитание межличностного довер...
Тренинг Детско-родительских отношений "Счастливое родительство"
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его пост...
Тренинг детско-родительских отношений "Ковер мира"
Детско-родительский тренинг – это активная форма взаимодействия детей и родителей, которые хотят изменить свои отношения. Сделать взаимодействия открытым и доверительным.Атмосфера тренинга созда...
Тренинг детско-родительских отношений «Пять путей к сердцу друг друга»
Трениг направлен на сблтжение родителей и детей, гармонизацию эмоциональных связей в семье. Трениг поможет родителям лучше узнать и понять своих детей, т.к. современным родителям не хватает времени на...
Тренинг детско-родительских отношений
Как улучшить отношения между родителями и детьми? В этом может помочь тренинг....