Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми
методическая разработка

Цыбулина Татьяна Николаевна

Выступление педагога-психолога знакомит родителей с родительскими позициями в воспитании ребенка. Важно, чтобы эти позиции были адекватными. поскольку они оказывают очень большое влияние на формирование личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_pozitsii_i_stili_vzaimodeystviya_s_detmi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми: выступление педагога-психолога МБОУ Гимназии №14 на родительской конференции «Осознанное родительство – взгляд в будущее»

 

То, какие отношения устанавливают родители с ребенком, оказывает очень большое влияние на формирование его личности. Хотя считается, что родители желают своему ребенку добра, воспитание детей может быть неправильным и негармоничным. Иногда это связано с проблемами самих родителей, иногда родители просто не знают, как воспитывать детей. Известный санкт-петербургский психотерапевт Э.Г.Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию негармоничного воспитания. Он выделил семь таких типов и описал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания.

Типы, позиции родителей

Родительская позиция – это совокупность установок, направленность воспитательных воздействий. В основе позиции лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Оценки имеют свое выражение в формах. способах воспитания детей. Родительские позиции обладают тремя свойствами, которые могут быть как с положительным, так и с отрицательным знаком:

  • Адекватность
  • Динамичность
  • Прогностичность

Адекватная позиция наблюдается, когда оценка возможностей ребенка, его психологического опыта объективна, нет искажения в восприятии ребенка и в его оценке.  На этом строится процесс воспитания. Воспитатель знает, куда направить ребенка.

Неадекватная позиция – искаженное представление о возможностях ребенка, неправильное построение взаимодействия с ребенком.

Например: неправильная оценка интеллектуальных возможностей; наличие болезни Дауна (в Великобритании такие дети достигают успеха). Наша система не позволяет развиться ребенку, если его родители не обращаются за помощью к специалистам. Родители стараются спрятать детей, формируют у них явления госпитализма, вырабатывают зависимость от взрослых. В результате дети не способны быть самостоятельными, часто потом живут в специальных пансионатах, где о них заботятся.  

 Родители таких детей не хотят признавать, что их ребенок имеет интеллектуальную недостаточность. На первое место родители могут поставить соображения престижа, выставить мощную психологическую защиту – вытеснение из сознания данной проблемы. Родители отдают ребенка в обычную школу, где он становится неприспособленным к жизни из-за постоянного третирования со стороны детей и учителей. Наличие СКОШИ позволяет детям получить специальную помощь.

Иногда родители и взрослые пренебрегают возрастными возможностями ребенка, то есть аппелируют к тем свойствам личности, которые не сформированы или наоборот идет иное прочтение рисунка поведения. Такое отношение к детям чревато возникновением проблем.

Второе свойство родительской позиции – динамичность  - способность изменять подходы, формы взаимодействия в зависимости от ситуации развития. Противоположное свойство – это ригидность – негибкость родителей, когда они продолжают использовать выработанные формы взаимодействия, фактически приводящие к неуспеху в воспитании детей. Ребенок в процессе роста сильно изменяется, а родители, учителя, взрослые люди не хотят изменять свое отношение к ребенку. Более ярко это заметно в подростковом периоде развития, когда подросток начинает активно  сопротивляться, если взрослые не изменяют способы взаимодействия. Таким образом, сами взрослые фактически способствуют росту пропасти между родителями и детьми. Важно быть дальновидными, простраивать дальновидность своих воздействий.

Важнейшим свойством родительской позиции является прогностичность – направленность воспитательных воздействий в будущее, к тем требованиям, которые ставит перед ним жизнь. Как заставить ребенка: слушаться, вовремя ложиться спать, делать уроки? Подобные вопросы часто задают родители. И, как правило, ждут быстрых результатов, при этом используют социальное подавление, ставят ребенка в рамки, все делают за них – а потом начинают ему говорить: «Какой же ты несамостоятельный!»

Позиции родителей могут быть отражением мотивов воспитания, часто неосознаваемых, которые проявляются в формах взаимодействия с детьми.

Мотивы воспитания (по А.С.Спиваковской)

  1. Реализация потребности смысла жизни (детоцентрированная семья). В такой семье могут быть ужасные отношения. Родители стараются удерживать очень близкую личностную дистанцию с ребенком, переходят на позицию опекунов. Это может привести к протесту или формированию зависимости от родителей.  Родители иногда совершают ошибку, пытаясь дискредитировать образ учителя, мнение которого в особенности в первом классе особо значимо для детей, стремятся обесценить образ учителя, делая это подчас бессознательно. Субъективная привязанность к детям воспринимается как угроза собственным потребностям.
  2. Реализация потребности достижения. Родители пытаются все сделать для того, чтобы ребенок получил то, чего не было у них, чего сами они не достигли. Такие родители ориентированы на достижения ребенка и хотят, чтобы он везде был успешным. Они реагируют на все успехи ребенка, в результате сам ребенок начинает придавать этим успехам большее значение, чем следовало бы.
  3. Происходит ориентация на более высокие социальные стандарты.  «Ты должен стать отличником», - говорим мы своему ребенку и тем самым внушаем, что важен результат, а не сам процесс. Для ребенка самым главным становится отметка.  Из опыта консультирования родителей: «Катя-то отличница, а у моей дочери – четверки». В данном случае мама не учитывает тот факт, что у всех детей разные возможности.
  4.  Реализация потребности в эмоциональном контакте. Когда ребенок   единственный объект в удовлетворении эмоционального контакта (одинокие матери, сложные отношения между супругами или другими родственниками).
  5. Реализация определенной системы воспитания (Б.Спока, супругов Никитиных и др.) И вопрос: «А вдруг есть лучшая система!» Начинаются изменения. Фактически ребенок становится объектом для реализации этой системы воспитания, а не наоборот, система подбирается к ребенку.
  6. Воспитание как средство формирования соответствующих качеств ребенка. Но эти качества могут быть чужды ребенку или качества начинают прививать слишком рано. Например, маленькому ребенку не разрешают давать сдачи – отсюда тики, энурез и другие вещи, т.к. у ребенка нет спонтанной разрядки. Или, наоборот, родители требуют от ребенка, чтобы он всегда агрессивно отстаивал себя, что приводит формированию агрессивности.

Известный санкт-петербургский психотерапевт Э.Г.Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта работы с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания.

  1. Гипопротекция – недостаток контроля и опеки. Часто понимается как недостаток внимания родителей к физическому развитию ребенка, его интересам, духовному благополучию. Крайние формы гипопротекции – полная безнадзорность.  Скрытая гипопротекция распространена, она проявляется а) в формальности при осуществлении контроля за ребенком. Запреты, поощрения легко декларируются, но не выполняются и быстро забываются. Б) в недостатке тепла и заботы (не до детей, нет времени, все на ходу, на вопросы не отвечают, заняты работой или решением личных проблем). При потворствующей гипопротекции бесконтрольность и вседозволенность сочетаются со стремлением оградить ребенка от общественного порицания (фактически, это безнадзорность и отсутствие контроля). Такой стиль воспитания может использоваться в юношеском возрасте, но не раньше.  Таким образом, проявляется безразличие родителей к ребенку. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в любви и принадлежности к какой – то  группе, эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, несознаваемый перенос на ребенка негативного жизненного опыта родителей. Может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребенок похож на него… ребенок в этом случае может ощущать себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанция. Гипопротекция может провоцировать у детей побеги, бродяжничество, праздный образ жизни. Иногда в семьях имеет место быть жестокое обращение с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей детей.
  2.  Доминирующая гиперпротекция. При этом типе воспитания  обостренное внимание к ребенку сочетается с мелочными контролирующими действиями, при этом у ребенка не формируются самостоятельность и чувство ответственности. Существуют многочисленные требования и запреты – опутывающий контроль. Все за ребенка решают родители. У ребенка нет возможности научиться пользоваться личной свободой и совершать ошибки, анализировать их самому. Формируются такие качества личности как несамостоятельность, нерешительность, безынициативность, неумение постоять за себя.
  3. Потворствующая гиперпротекция  (или «Кумир семьи») – это потакание всем желаниям, обожание ребенка. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Многие поступки ребенка воспринимаются без критики. Прихоти удовлетворяются. Ребенка берегут от жизненных трудностей, защищают тогда, когда его эгоистические противоречия встречаются с требованиями среды. Способности ребенка преувеличиваются. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя». Формируются такие качества как высокий уровень притязаний, стремление к лидерству и превосходству без опоры на собственные ресурсы, без способности и умения достигать этих целей.
  4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. (Например, у подростков еще не сформированы такие качества как чувство долга, бескомпромиссная честность и порядочность, а от него требуют их соблюдения). У ребенка при таком типе воспитания много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины.
  5. При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность.

Причины негармоничного воспитания

Причины использования негармоничных стилей воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема (чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие:

  • Проекция на подростка собственных нежелательных качеств. Нарушения воспитания, обусловленные этой проблемой, - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует. Но не признает в самом себе (вспомните психологическую защиту по типу «проекция»). Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. При этом подростку навязывается роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотепы» и т.п.  борьба с нежелательными качествами ребенка (подростка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет.
  • Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обусловливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Слабость, неразвитость родительских чувств внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностном  интересе к его делам. Нередко эта проблема встречается у родителей детей с трудностями в поведении и обучении. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, приведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления желание любым путем «устроить свою жизнь».
  • Воспитательная неуверенность родителей. При этом формируется такой стиль как потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований к ребенку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростками в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав».
  • Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет  к формированию таких дисгармоничных стилей, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и беззащитности.                

        Один источник таких переживаний коренится в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, обращения к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д. Другой источник – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействие страха потерять его. Этот страх заставляет многих родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); других мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Как видите, очень важно выбрать правильный стиль воспитания, чтобы избежать возможных ошибок в этом действительно трудном, но увлекательном деле воспитания собственных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Презентация "Родительская любовь и стили родительского поведения"

План  1.Знакомство. 2.Тренинговое упражнение. 3.Результаты анкетирования детей. 4.Обмен опытом. 5.Тест «Стили родительского поведения». 6.Детское доверие. Как его завоевать и сохранить. 7.Мнение ...

Материал к родительскому собранию " Взаимодействие с детьми"

материал был представлен на родительском собрании и служит рекомендацииями для них по взаимодействию с детьми...

Рекомендации для родителей: "Родительская позиция"

Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей....

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками...

Сборник "Практические рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с признаками проявления в поведении аутистических черт»

Материал сборника содержит конкретные практические рекомендации по организации взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра. Сборник адресован родителям детей с РАС, педагога...