Статья для родительского собрания "Влияние семьи на воспитание ребенка"
статья
На воспитание ребенка оказывают влияние многие факторы: семья, школа, окружение...На первом месте все-таки- семья. На родительских собранииях стараюсь обсуждать различные воспитательные темы, которые считаю наиболее важными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_vospitanie_rebenka.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, — мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди.
Учителя и воспитатели наших нежно любимых чад жалуются — родители (то есть мы с вами) совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Как же так, возмущаемся мы, мы же читаем специальную литературу, осваиваем методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдаем ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашаем на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдаем» и «приглашаем», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Мы стараемся всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу.
Особенности психологии семейного воспитания
Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, независимо от его успехов в учебе, поведения или спортивных достижений. Это нам, взрослым, кажется само собой разумеющейся любовь родителей к детям, а им, детям, требуются доказательства. Малыш всеми силами пытается обратить внимание на себя, если не хорошими поступками, то хулиганством или упрямым нежеланием слушаться. Родители же часто не понимают подаваемых им сигналов и утверждаются в мысли, что допустили какие - то промахи в воспитании в семье и, опять же, стараются занять дитя какими - то полезными делами, желательно, в присутствии профессионального педагога.
Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.
Вопреки распространенному мнению, любовью нельзя испортить ребенка. Если вы действительно любите свое чадо, вы не станете потакать его капризам и поощрять развитие дурных наклонностей. Как правило, позволяют ребенку делать все, что он хочет, люди, прикрывающие любовью слабость характера. Если ваша любовь не настолько сильна, чтобы отказать ребенку в чем - то, что может навредить ему, то можно говорить о проблемах воспитания в семье.
О семейном воспитании как о залоге комфортной жизни в обществе
Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».
Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.
Несколько простых правил семейного воспитания
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем - всем - всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.
– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.
– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.
– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.
– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.
– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.
– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.
– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.
– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.
Негативные факторы и проблемы семейного воспитания
Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.
– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.
– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.
– Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.
– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.
– Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.
– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо - педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.
К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.
Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.
- Семья является источником передачи ребенку социально - исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
- Семья была, есть и будет важнейшей формой воспитания, социализации ребенка, включения его в общественную жизнь.
- Родительские удачи и находки, уникальный родительский талант неповторимы и во многом связаны с учетом индивидуальности ребенка. Что подходит для одного ребенка - не подходит для другого.
Содержимое разработки
Семейное воспитание – общее название для процессов, воздействия на детей со стороны родителей и других членов ребенка семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семьи здесь отражает и школу и друзей. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, тем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети? Семья и ребенок – Зеркальное отражение друг друга.
Каков род, таков и приплод.
Дети, что цветы, - уход любят
Один отец важнее ста учителей
Добрые дети – дому венец, худые дети
дому конец.
Детей наказывают стыдом, а не
грозою и бичом.
Что испек, то и кушай!
Если семья сильно влияет на становление личности, то естественно и семья должны уделять первостепенное значение общество и государство. Крепкие семьи мощное государство. Это закономерность от которой не отступают цивилизованных странах.
В нашем обществе все заметнее становится крупные семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины этого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономикой ситуации в стране. Большинство специалистов приходят к выводу , что мы начинаем расплачиваться за ухудшение нравов в человеческих отношениях, легкомысленное отношение к браку, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов пагубным образом отражается на воспитании детей.
Семья переживает не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время расходуется на материальное обеспечение, а не на духовное развитие детей. По данным исследователей современная женщина (работающая) в сутки уделяет ~ 16 мин., в выходные 30 мин. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – выяснение того, что получил.
Несколько причин, неудовлетворительного
Воспитания детей в школе:
- Невысокий экономический уровень трудовых семей (добывание средств к существованию)
- Низкая культура общественной жизни. (неуверенность в завтрашнем дне, угроза потерять работу, боязнь заболеть, стресс, напряжение)
- Двойная нагрузка на женщин в семье. Рабочий день женщины в городе 11 ч. в день.
- Высокий процент разводов
- Бытует мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей.
- Обострение отношений между поколениями. Информация о семейных убийствах не сходит со страниц газет.
Страна столкнулась с беспризорностью. Тысячам детей кров заменяют приюты, дома ребенка, школы – интернаты. 80% детей более лояльно относятся к матерям, 20% к отцам.
1 место – пед. несовместимость. Не имеют представлений о воспитании. Как воспит. самих в д/с, школе. Родители упускают детей, складываются отношения, которые поправить невозможно, дети уходят в мир других отношений.
2 Жестокие, варварские методы воспитания. В результате некоторые дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями избавиться от них. Тут на смену норм отношений приходит полное отчуждение, вражда. Призывы воспитания менялись каждое десятилетие.
1910г. – лупите их
1920г. – ограничивайте их во всем
1930г. – не обращайте на них внимание
1940г. – убеждайте их
1950г. – любите их
1960г. - лупите их, но с любовью
1970г. – бог с ними
1980г. – попытайтесь их понять
Типичной ошибкой во многих семьях где дети педагогически запущены, явл. Стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их.
2 ошибка – ребенок единственный захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, исполняются желание. В процессе перевоспитания травмируется психика «переделка» гораздо более трудное дело, чем воспитание правильное с ранних лет. Возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.
В 10 – 12 лет начинается самая трудная пора для воспитания – они становятся подростками и впервые начинают критически осмысливать окружающую жизнь. Подход примитивный – отмахнуться, а порой откупиться от своих чад.
Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.
Несколько советов и правил семейного воспитания, необходимы для того, чтобы время от времени сверять по ним свои действия.
Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание?
- Наследственность. Если родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их в потомстве.
- изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было всего из того, что есть у их детей. Отсюда проблемы
- Снижение культуры семейного воспитания.
Повышение качества воспитания современных детей.
- Семья дает наибольший шанс сделать детей счастливыми.
- «Власть любимого» - кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.
- «Держание в строгости» в чести у наших предков необходимо помнить: из посуды без трещин содержимое не вытекает.
- Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным – педантично приучайте его: хотите нарастить крупные нравственные пласты – начинайте с вежливого приветствия соседей.
- Заведите стол овальной формы. Люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны.
- О родительской ласке и её магическом действие знают все.
- В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мести, - писал О. Уайльд, - не забудь приготовить два гроба, один из них для себя».
- Еще никому не удавалось прожить жизнь гладко, без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций – пример, притча, жизненный опыт, семейная история.
КОГДА ВЫ ДУМАЛИ, ЧТО Я НЕ СМОТРЕЛ...
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы повесили мой первый рисунок на холодильник, и я немедленно захотел нарисовать другой.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы накормили бездомную кошку, и я узнал, что хорошо быть добрым к животным.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы сделали мой любимый пирог для меня, и я узнал, что даже мелочи могут иметь особый смысл.
Когда вы думали, что я не смотрел, я услышал, что вы прочитали молитву, и я узнал, что есть Бог, с которым я могу всегда говорить, и я учился доверять Богу.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы приготовили блюдо и отнесли его другу, который был болен, и я узнал, что все мы должны помогать и заботиться друг о друге.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы отдаете свое время и деньги, чтобы помогать людям, у которых ничего нет, и я узнал, что те, у кого есть что-то, должны помогать тем, у кого нет ничего.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, что вы заботились о нашем доме и обо всех в нем, и я узнал, что мы должны заботиться о том, что нам дано и дорого.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, как вы относитесь к своим обязанностям, даже когда вы не очень хорошо себя чувствовали, и я узнал, что должен буду быть ответственным, когда я вырасту.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, как слезы текли из ваших глаз, и я узнал, что иногда вещи могут причинять боль, и это нормально, плакать.
Когда вы думали, что я не смотрел, я видел, как вы заботились, и я хотел быть всем, чем я мог быть.
Когда вы думали, что я не смотрел, я извлекал большинство уроков из жизни, которые я должен знать, чтобы быть хорошим и успешным человеком, когда я вырасту.
Когда вы думали, что я не смотрел, я смотрел на вас и хотел сказать, «Мама и папа! Спасибо за все вещи, что я видел, когда вы думали, что я не смотрел!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка
Данная статья посвящена воспитанию ребенка в семье, в ней раскрыты психолого -педагогические условия взаимопонимания родителей и детей....
Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....
Статья "Роль семьи в воспитании ребенка"
статья содержит рекомендации педагогам и родителям...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (УСТАНОВОЧНОЕ) ТЕМА: «Роль семьи в воспитании ребенка»
Родительское собрание-установочное позволяет сблизиться педагогам и родителям, которые работают над одной проблемой - "Воспитание детей"...
Роль семьи в воспитании ребенка (родительское собрание)
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»....
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...
Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...
- Мне нравится (2)