Как с помощью игры помочь своему ребенку в учебе.
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Как с помощью игры помочь своему ребенку в учебе»
Ход работы мастер – класса.
Представление.
- Здравствуйте, уважаемые родители, участники мастер - класса!
Разрешите представиться:
Я учитель-дефектолог школы № 1, Аксеновская Людмила Евгеньевна.
Я хочу сегодня затронуть вопрос «Как с помощью игры помочь своему ребенку в учебе».
Для начала я хочу поговорить с вами о том, что должен знать ребенок, поступая в школу.
Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить, по крайней мере, половину).
Знание окружающего мира
Календарь и природные явления:
знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, их названия, называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы с какого месяца начинается год, самый короткий месяц в году, ориентироваться во времени, сколько часов в сутках, знать времена суток знать, сколько дней в месяце (30-31), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели, знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью.
Умение обобщать:
Группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, ягоды, транспорт, посуда, мебель и так далее.
Отличать живое и неживое, женский и мужской род.
Речь:
Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.
Математические навыки:
Считать от 0 до 10 и обратный счет от 10 до 0, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.
Ориентироваться в собственном теле:
различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
Я, как специалист, постоянно сталкиваюсь с той проблемой, что дети вторых, третьих и даже четвертых классов не имеют данных знаний. У них начинаются проблемы со школьными предметами, не только русским языком, математикой и чтением, но и окружающем миром.
На занятиях по дефектологии, я с помощью методических пособий и игровых приемов провожу работу по устранению вышеперечисленных пробелов.
Демонстрирую методические пособия с пояснением как с ними работать.
Это различные бизиборды, основной функцией которой является развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей. Квадрат Воскобовича – складывание по образцу различных фигур, Танграм и схемы зверей и птиц,
Логические Блоки Дьенеша, Математический планшет, книжки – найди отличия, мозаики, тетрисы, игры на развитие речи: готов ли ребенок к школе, и что изменилось. И другие развивающие игры.
А сейчас я расскажу вам, какие игры можно проводить дома с ребенком.
В первую очередь работа по развитию памяти, внимания, речи, получению вышеперечисленных знаний у детей начинается с родителей. Ведь не только педагог должен помогать ребенку, овладевать знаниями, но и родители.
Занимаясь с ребенком, нужно обязательно соблюдать несколько условий.Во-первых, чтобы эти упражнения были ребенком поняты и, самое главное, интересны. Во-вторых, не нужно превращать их в дополнительный урок. Многие вещи вполне можно делать, например, во время прогулки, поездок в транспорте, ожидая очереди к врачу.
Во время прогулки обращайте внимание ребенка на природные явления, снег, солнце, дождь, тучи. Что происходит с деревьями, цветами, травой, при этом напоминая, какое сейчас время года. Можно посчитать до пяти, например, лужи, листья, деревья, скамейки и т.д. (Одна лужа, две лужи… пять луж), определять какого рода предметы (скамейка – она моя, наша, фонарь – он мой наш, зеркало- оно мое, наше…)
Спрашивать у ребенка, как называются детеныши животных (кошка-котенок, собака-щенок).
Предлагаю поиграть вам в игру на внимание: Он – она.
Провожу игру с родителями: Он – она.
1. Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
2. Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она…
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
3. Он тигр – она тигрица.
Он осёл – она ослица.
Он козёл – она…
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за»?!
4. Он лев – она львица.
Он волк – она волчица.
Он кенгуру – она…
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру.
5. Ёж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она…
Ну, конечно же, лошадка.
Всё у нас пока что гладко.
6.Он воробей – она воробьиха.
Он комар – она комариха.
Он гусь – она…
Не гусиха, а гусыня
Знайте это все отныне.
7. Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
Спрашиваю, легким ли показалось занятие? Объясняю родителям, что наши дети часто делают ошибки во время этой игры, бывают дети, которые не называют правильно ни одного животного.
Дома, хорошо проводить с ребенком пальчиковую гимнастику. Она укрепляет не только мышцы рук, но и координацию движений, внимание и речь. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием
выполняет все задания.
Игры для проведения дома с ребенком.
Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза, или отвернуться. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее.
Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.
Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним.
Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч»), покажите их ребенку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова.
Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребенка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.
Игра «Волшебное слово»
Цели: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.
Описание: ребенок должен выполнять просьбу взрослых только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например, звучит фраза «Дай мне куклу» - ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например, «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.
Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).
Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку сначала 2-3 движения (затем увеличиваем - 5-6 движений), следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить. Например, руки вверх - вперед - в стороны.
Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель: развивать внимание, память, координацию движений. Игровой материал: мяч.
Описание: ребенок ловит мяч, если взрослый, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.
Игра «Запомни слова»
Цель: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.
Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные, можно группировать объекты по темам, например, перечислять предметы посуды, мебели и т. д).
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Тренировка распределения внимания
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10—15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
«Каждой руке — свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
Игра может быть предложена на уроке математики.
Счет с помехой
Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.
Чтение с помехой
Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.
Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.
Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут.
Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Работа учителя в классе и родителей дома приводит к развитию памяти, внимания, речи. Ученики начинают лучше справляться с объемом учебной нагрузки.
Раздаю родителям раздаточный материал, что должен знать ребенок, поступая в школу, какие игры можно проводить с ребенком дома и условия проведения их.
Спасибо за внимание.
Желаю всем творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку подготовить домашнее задание.
Выступление на общешкольном родительском собраниии, где даны рекомендации по подготовке домашнего задания. А также представлены анкеты для детей, родителей и учителей по теме ...
Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В УЧЕБЕ"
Как помочь своему ребенку в учебе для родителей будущих первоклассников...
Как помочь своему ребенку в учебе?
Правила для родителей в помощи детям....
Родительское собрание "Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?"
Практические рекомендации для родителей и классных руководителей, как помочь обучающимся пятого класса повысить успеваемость в школе....
Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться
разработка родительского собрания для родителей, учащихся 6 класса. В материале две анкеты, ситуационные задачи, советы психологов....
Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться
Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учитьсяРекомендации:1. Чаще хвалить ребенка2. Не сравнивать его с другими3...
Родительское собрание «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»
Родительское собрание «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»...