Работа с семьей. Проект
проект

Валиева Розалия Рауфовна

"Семья - ключ к счастью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_semya_-_klyuch_k_schastyu.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Валиева Р.Р..                                                          

Учитель

г. Нефтеюганск

ПРОЕКТ «СЕМЬЯ – КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ»

Паспорт проекта 

Наименование проекта

«Семья – ключ к счастью»

Основные разработчики проекта

Валиева Р.Р., учитель

Цели и задачи проекта

Цель: создание единого пространства воспитания и развития детей в образовательном учреждении и в семье. Задачи:

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся.  
  2. Повысить уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.  
  3. Создать совместно с педагогами и родителями, как в образовательном учреждении, так и в семье позитивный психологический климат.  
  4. Поднять престиж семьи, её традиций.  
  5. Создать         условия         для         осознания         ребёнком         своей индивидуальности, уникальности и самоценности.  
  6. Обогатить социальный опыт детей, формировать способы межличностного общения со взрослыми и сверстниками.  
  7. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в образовательном учреждении и дома, общий подход к воспитанию.

Основная идея проекта

социальное партнёрство образовательного учреждения и семьи

Миссия  

объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых

Сроки реализации проекта

  1. этап (подготовительный) – 01.09.2016 – 15.09.2017
  2. этап (основной) – 16.09.2017 – 30.04.2018
  3. этап (заключительный) – 01.05.2018 – 31.05.2019

Перечень основных мероприятий реализации проекта

 

 

  1. Родительские гостиные «Клуб общения»
  2. Издательская деятельность: выпуск ежемесячной газеты для родителей «Почемучки», буклетов для родителей
  3. Работа сайта образовательного учреждения
  4. Нетрадиционные родительские собрания
  5. Мини-проекты в детских объединениях
  6. Практикумы для родителей
  7. Организация почты для родителей
  8. Спортивные праздники
  9. Конкурс «Семья года»

Участники проекта

педагоги, обучающиеся и их родители.

Мотивация

личная заинтересованность всех участников проекта

Возможные риски

нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях

Продукт

создание системы целенаправленного продуктивного

взаимодействия субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении

Ожидаемые конечные

результаты

 

 

  • создание положительного эмоционального микроклимата в образовательном учреждении  
  • повышение педагогической грамотности родителей  
  • повышение профессиональной компетентности педагогов  
  • обогащение         опыта         межличностного         общения         детей,

родителей и педагогов  

  • продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

 

Актуальность

 

          На протяжении многих лет система образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение, потом школу. Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.

В договоре между образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) указана обязанность родителей «взаимодействовать с образовательным учреждением по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право «защищать законные интересы ребёнка, принимая участие в управлении образовательным учреждением», а также несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

Роль, обязанности и ответственность образовательного учреждения при взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна предоставляться помощь «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей». Примерный Устав образовательного учреждения в РФ определяет сотрудничество с семьёй по вопросам воспитания и обучения детей как обязанность педагога образовательного учреждения.

 

Противоречие 

 

          Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, а в результате не возникает сотрудничества в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Основные трудности во взаимодействии:  

  • преимущественно односторонняя инициатива в общении;
  • отсутствие взаимопонимания в результате некомпетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.  

Анкетирование по выявлению возможностей и затруднений педагогов показало, что наибольшие затруднения у педагогов вызывает изучение особенностей и потребностей семей и организация на этой основе взаимодействия с ними.

 

Гипотеза проекта

 

         Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей. 

 

Анализ ресурсов

 

Кадры 

 

       В образовательном учреждении работают специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, учителя физической культуры, музыки, иностранного языка.  

Наличие в образовательном учреждении специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

 

Материально-техническая база 

 

В образовательном учреждении созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам: изолированные актовый и спортивный зал, кабинет для индивидуальных занятий с логопедом и психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

Таким образом, созданные в образовательном учреждении условия должны способствовать успешной реализации проекта.

 

Разработка и выполнение проекта 

  • Разработка концепции проекта, оценка и утверждение  
  • Создание творческой группы педагогов  
  • Составление перспективного плана работы – определение целей, результатов, планирование системы мероприятий, определение сроков, выбор и назначение ответственных.  
  • Разработка сценариев мероприятий  
  • Продуктивная деятельность всех участников проекта.  

План реализации проекта

 

Этапы реализации проекта

Цели этапа

Основные мероприятия

Примечание  

I этап  

(подготовительный)  

01.09.2016 –

15.09.2017

1) Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив.  

Социальный опрос семей (выявление социального статуса) 

На первом этапе:  - Разрабатывается паспорт проекта, определяется его цель и основные задачи.  

Анализ результатов анкетирования родителей

 

 

 

 

 

2) Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей.   3) Создание единого социокультурного пространства.  4) Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий 

по изучению мнения об удовлетворенности количеством и качеством образовательных услуг, степенью вовлеченности в деятельность образовательного учреждения  на конец 2012 – 2013 учебного года

  • Определяются  участники проекта.  
  • В ходе реализации групповых минипроектов  участниками планируются обучающиеся, педагоги,  родители.  - Определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется план взаимодействия с родителями и педагогами.  

Подбор методической литературы 

Оснащение развивающей среды 

Составление плана мероприятий

Общее родительское собрание с целью ознакомления с основными

мероприятиями проекта

II этап  

(основной)  

16.09.2017 – 30.04.2018

 

 

 

1) Создание эмоционально благополучной атмосферы дома и в образовательном учреждении, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 2)Формирование у детей интереса к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.  

3) Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной

Проведение родительских гостиных (ежемесячно, последняя пятница месяца) по плану (приложение к годовому плану образовательного учреждения)

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводятся занятия  по проекту, организовывается совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями

Выпуск ежемесячной газеты «Почемучки», издание буклетов

Организация работы сайта образовательного учреждения

Выпуск стенных газет,  выставка фотографий «Моя семья» 

Составление семейного древа с презентацией 

Консультации для родителей «Чем занять ребенка в свободное время », «Что значит крепкая семья»,  

«Типология семьи» и.т.д. 

Создание альбома детей группы «Наши дружные семьи» 

Разработка и реализация мини-проектов в группах

Проведение родительских

воспитательной практике по возрождению семейных традиций 

собраний в нетрадиционной форме

Организация работы почты

Спортивные праздники

 

Организация работы консультационного пункта для родителей по вопросам воспитания и обучения детей

III этап  

(заключительный)  

01.05.2018 – 31.05.2019

 

 

 

 

 

  1. Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи.  2) Анкетирование родителей по изучению мнения об удовлетворенности количеством и качеством образовательных услуг, степенью вовлеченности в деятельность образовательного учреждения  
  2. Анализ и подведение итогов работы. 

Семейная гостиная «Цветок семейного счастья»

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходит в форме  семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной организуется стендовая презентация и выставки творческих работ детей. А также традиционно проводится конкурс

«Семья года» 

Конкурс «Семья года»

Проведение круглого стола с целью подведения итогов реализации проекта.  

Книга отзывов группы.

Анкетирование родителей с целью  - изучения мнения об удовлетворенности количеством и качеством предлагаемых образовательных услуг в образовательном учреждении;  

- изучения мнения об удовлетворенности степенью вовлеченности в деятельность ОУ

 

Управление проектом осуществляется через систему контроля и анализа деятельности участников проекта – всех субъектов педагогического процесса. Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

  • Использование экспресс - методов сразу после проведения того или иного мероприятия:  
  • оценочные листы
  • книга отзывов
  • самоанализ педагогов
  • фотовыставки о проведении мероприятий

 

  • Анкетирование родителей  
  • Анализ показателей эффективности работы образовательного учреждения с семьёй:
  • появление у родителей интереса к жизни детей в образовательном учреждении, содержанию деятельности и т.д.;
  • возникновение дискуссий по инициативе родителей;
  • увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности, воспитания и развития детей;
  • повышение активности в мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении.

 

 Презентация проекта  

  • Оформление фотостенда «Семья – ключ к счастью»  
  • Презентация проекта родителям и педагогам образовательного учреждения.  

Результаты реализации проекта:

  • Увеличена         доля         родителей,         удовлетворенных         количеством         и         качеством образовательных услуг, степенью вовлеченности в деятельность образовательного учреждения с 95% до 98,5%.
  • Повысилась активность родителей при посещении родительских собраний, семинаров, практикумов, праздников и т.д.  
  • Повысилась активность родителей по обращениям за консультацией к педагогам по разным направлениям работы с детьми, по воспитанию детей.  

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Завтрак для всей семьи- проект обучающегося 6 класса Иванова В.

Оглавление1.Проблемная ситуация.2. Цель проекта.3.Задачи проекта4.Исследование.5.Выбор лучшего варианта завтрака.6. Расчет расхода продуктов. I....

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Проект по работе с семьями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталости «Мы вместе»

Проект по работе с семьями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталости "Мы вместе"   https://fs25.infourok.ru/file/03e8-00042297-2989a7b1.pdf...

Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе

Мастер класс в рамках проекта по работе с семьей ребенка с ОВЗ в начальной школе. Работа с использование психологических тренинговых упражнений...