Беседа с родителями на тему: "Средства помогающие развивать мелкую моторику рук".
консультация
«Развиваем пальчики - развиваем речь»
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
ü «Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_palchiki_razvivaem_rech.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕФЕКТОЛОГ СОВЕТУЕТ:
«Развиваем пальчики - развиваем речь»
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
- «Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
- «Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
- «Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
- «Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
- «Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
- «Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
- «Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
- «Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
- «Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
- «Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
- «Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
- собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
- Игры для развития моторики
Хочу поделиться играми на развитие мелкой моторики, их изготовили в швейной мастерской школы наши ученицы. Пирамидка и цветок для детей совсем не умеющим застегивать и растегивать пуговицы. Остальные на закрепление навыка. Клоуны помогут детям не только застегивать пуговицы, но и научат определять соотносить своё настроение. "Солнышко и тучка" - управляться с кнопками и знакомят с эмоциями. Может эти незамысловатые игры тоже кому - нибудь помогут.
Разработала учитель – дефектолог: Майсюк А. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему "Средства и правила выведения мелких пятен на одежде
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях....
Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Уважаемые родители! В памятке предлагаются несложныеупражнения, которые помогут развить мелкую моторику ваших детей....
Консультация для родителей " Зачем нужно развивать мелкую моторику"
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику"
письмо - один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Соответственно, чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков и опыта. Поэтому начинать об...
Рекомендации для родителей "Развивайте мелкую моторику ребёнка".
Развитие мелкой моторики рук ребёнка, способствует формированию речевых навыков и развитию высших пстихических функций....
Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».
Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».С содержании материала: введение, характеристика средств и методов восстано...
Консультация для родителей дошкольников "Развиваем мелкую моторику рук".
Данная публикация направлена на ознакомление родителей дошкольников с различными приёмами развития мелкой моторики детей и их ролью в общем развитии....