Лекторий для родителей 5-9 классов
консультация (5 класс)

Чеснокова Ольга Викторовна

Лекторий разработан с учётом возрастных осовенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley._5_klass.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Чеснокова О.В.МБОУ «СШ№6» г. Нижневартовск ХМАО-Югра

Родительский лекторий

«Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника».

       Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена домашнему заданию, его выполнению и значению в процессе обучения школьников. Почему именно в пятом классе так остро возникает  вопрос выполнения домашнего задания?

        Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

        Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть вопросы, которые он  не понял. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

        В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

        Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему. Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

        По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч. в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч. в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

       Не только учителя-предметники, но и вы – родители, помогая ребёнку с выполнением домашнего задания, можете внести огромный вклад в процесс обучения детей.

  • Скажите, дети сейчас больше тратят времени на выполнение домашнего задания, чем, например, в 4-м классе?

  Ребята были  анонимно проанкетированы на предмет того, как они готовят домашние задания, с какими трудностями сталкиваются.

  • Как вы думаете, должны ли родители помогать с подготовкой домашнего задания детям в 5-м классе?

     

  Ознакомление с результатами анкетирования.

        Существует целый ряд рекомендаций как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов по подготовке домашних заданий.

          Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала на уроке, но проблема состоит в том, что внимание некоторых пятиклассников рассеянное, порой они бывают неорганизованными, забывчивыми, и это объясняется физиологическими особенностями подростков 11-15 лет и  адаптационным периодом, через который проходят дети. Также нужно ещё учитывать то, что у каждого человека разный тип восприятия информации и каждому ребёнку нужен индивидуальный подход и к подготовке домашнего задания в том числе.

          На уроках, переменах я наблюдала за манерами поведения, позами, речью, направлением взгляда, предпочтениям к игре и т.д. для определения типа восприятия по характерным признакам. Также существует специальная диагностика на определение, из которой видно, что ___% учащихся аудиалы, _____% визуалы, ______% кинестетики.

           

Особенности запоминания.

         Аудиал – это человек, хорошо воспринимающий информацию на слух. Для него лучше будет запоминать информацию после прочтения, проговаривая ее еще раз вслух. В лексиконе таких людей чаще всего употребляются такие фразы как «я слышал…» и т.д. 

         Для визуалов большое значение имеют зрительные образы. Они лучше воспринимают информацию, увиденную или прочитанную, нежели услышанную. Любит информацию в виде картинок, графиков, таблиц, фильмов. Они выражают свои мысли такими фразами как «мне показалось…», «посмотрим…», «по моим наблюдениям…», «сегодня было такое зрелище!». 

         Кинестетики большое значение придают ощущениям, обонянием, осязанием, прикосновениям, а информацию о предмете получает только потрогав его.  Для того, чтобы что-то запомнить, кинестетик должен написать собственноручно или запоминает двигаясь. Обычно его речь насыщена словами: «по моим ощущениям», «я чувствую…».

         Дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку, полученной другими системами информации, а также логическое осмысление.

 При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

        А. - не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами: так ему легче справиться с заданием. 

       В. - разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

       К. - не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

       Д. (смешанный тип).

Специалисты говорят:   

       А. - немедленного повторения услышанного им материала. Лучше даются иностранные языки.  

       В. - можно требовать быстрого решения задач, преуспевают обычно в точных науках.

      К. - лучше не ждать ни того, ни другого: он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

      Д. - требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Таким людям можно, например, записывать, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

      Классный час был посвящён теме «Как качественно готовить домашние задания».  

В буклетах, которых я вам подготовила, есть памятки как помочь ребёнку в подготовке домашних заданий по тому  или иному  предмету. Подробно я останавливаться на этом не буду. Хотелось бы обратить ваше внимание на метод ключевых слов, который действительно работает для изучения большого по объёму текста.

 Метод ключевых слов.

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод "5П" (для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Заключение. Подводя итог собрания, я хотела бы рассказать об успеваемости и провести с вами индивидуальные беседы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....

Лекторий для родителей 5-9 классов

Лекторий составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся....

Лекторий для родителей 5-9 классов

Лекторий разработан с учётом возрастных осовенностей обучающихся...

Лекторий для родителей Участие родителей в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей

Лекторий для родителейУчастие родителей в коррекционном процессепо преодолению речевого дефекта у детей...