В помощь родителям
консультация

Сячина Людмила Ивановна

Буклет для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям по предупреждению детской агрессивности

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо.
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
  • Помните, что Ваш ребенок не должен воплощать в жизнь Ваши нереализованные желания.      

Как помочь подростку испытывающему стресс

Вот несколько приемов для того, чтобы помочь подростку преодолеть стрессовую ситуацию:

  • Когда подросток Вам что-то рассказывает, обязательно дайте ему понять, что слушаете, - невнимание, настоящее или кажущееся, способно сильно ранить его, вызвать дополнительный стресс.
  • Ваш тон в разговоре с подростком никогда не должен быть насмешливым, саркастическим или всезнающим. Подростка всегда раздражает само упоминание о том, что у Вас больше жизненного опыта, и значит, Вы больше знаете об обсуждаемом предмете. Всегда принимайте всерьез его предложения, замечания.
  • Заметив, что ребенок испытывает стресс – постарайтесь вызвать его на разговор. Возможно, он сам хочет поделиться проблемами, но не позволяет самолюбие.
  • Старайтесь не забывать хвалить подростка как можно чаще. Отыскивайте в его действиях малейший повод, чтобы выразить свое одобрение, - это очень важно для повышения самооценки.
  • Если результат труда подростка не соответствует Вашим ожиданиям, все равно похвалите его за усилия. Пусть он знает, что Вы цените его в любом случае – будет он совершенством во всех отношениях или нет.
  • Делая замечания подростку, осуждайте его поступок, а ни в коем случае не его самого. Не следует отождествлять с ним его действия.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

 при подготовке ребенка к сдаче экзаменов

1. Задолго до экзамена обсудите вместе с выпускником, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

2. Определите вместе с выпускником его “золотые часы” (“жаворонок” он или “сова”). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

3. Напомните, что не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.

4. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Примите сами и объясните выпускнику, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

5. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

6. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

7. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

8. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить переутомление ребенка.

9. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ученик обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая). Нервная система перед экзаменом и так на взводе.

10. Обеспечьте комфортную обстановку выпускнику для подготовки к экзаменам. Сконцентрировать внимание сложно, если в комнате работающий телевизор или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

11. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

12. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на подготовку к экзамену.

 13. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

-пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

-если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

-если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;

14. Если ваш ребенок получил оценку, ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать.

И помните: самая главная помощь родителей - это снизить напряжение и тревожность вашего выпускника и обеспечить подходящие условия для знаний.

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста.
  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
  3. Требования большей автономии во всем - от одежды до помещения.
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  1. Нежелание признать, что ребенок стал взрослым.
  2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
  3. Проецирование поведения ребенка на себе в его возрасте.
  4. Борьба за собственную власть и авторитетность.
  5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
  6. Не подтверждение родительских ожиданий.

Какие навыки нужны любому человеку при решении конфликта?

  1. умение слушать.
  2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
  3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
  4. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.
  5. Умение принимать решение.
  6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.

За и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

- За то, чтобы перестать быть ребенком.

- За прекращение посягательств на его физическое начало,  неприкосновенность.

- За утверждение среди сверстников

- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «Я» - это стремление освободится от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Пути выхода из конфликтных ситуаций

  • Дайте подростку «выпустить пар». Если подросток раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно Постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  • Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для подростка деле или доверительно попросите у конфликтующего подростка совета.
  • Не давайте подростку отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  • Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цель препятствий. Проблема – это то, что надо решать, отношения к человеку – это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять Вами. Вместе с подростком определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  • Предложите подростку высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  • В любом случае дайте подростку «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства подростка. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  • Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я тебя понял?», «Ты хотел сказать:» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к подростку, что уменьшает его агрессию.
  • Не бойтесь извиняться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает подростка и вызывает у него уважение и доверие.
  • Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  • Замолчите первым. Не от подростка – «противника» требуйте «Замолчи», «Прекрати», а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  • Не характеризуйте состояние конфликтующего подростка. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как «Что ты злишься/нервничаешь/бесишься». Только укрепляют и усиливают конфликт.
  • Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

Побольше Вам положительных ситуаций и эмоций при взаимодействии с Вашим подростком. 

277

Психологическая поддержка ребёнка младшего подросткового возраста.

- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого следите за соблюдением режима дня. Против строгих требований подросток будет протестовать, поэтому действовать нужно мягко и осторожно. Во-первых, нужно показывать собственный положительный пример – и соблюдать режим дня и правильно питаться, самому быть организованным. Предложите ребёнку самому распределить время для труда и отдыха, включите в план дня совместные развлечения (для ребёнка будет поощрением за труд какое-то развлечение). При этом нужно учитывать биоритмы ребёнка – сова он или жаворонок.

- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

Умейте слушать ребёнка. Не спешите давать советы. Покажите пример открытости. О своих проблемах говорите на языке ребёнка, не нагружайте его этими проблемами как взрослого. Да, с подростком родителям нужно стать друзьями, но нельзя возложить те же функции на ребёнка что и на взрослого друга. Больше рассказывайте ребёнку истории из своего детства, делитесь воспоминаниями. Так вы станете ближе.

- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.

Например, ребёнок получил двойку. В первую очередь нужно позволить ему выплеснуть эмоции, выслушайте его. Не припоминайте ему: «А я тебе говорила! Не учил и вот, пожалуйста!» Лучше подумайте вместе, что делать теперь? Пусть он сам предложит варианты решения проблемы. Поощряйте его  желание рассуждать и самому искать способы исправления  ситуации, какой бы она ни была – конфликт, драка, плохие оценки и т.д..

- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).

Психологи говорят о том, что ребёнку нужно не менее 8 объятий в день просто для нормального самочувствия. Не бойтесь избаловать ребёнка объятиями, это невозможно (избаловать можно тем, что разрешать ему всё, покупать ему всё, слишком многое позволять) тактильный контакт поможет установить хорошие взаимоотношения, и тогда все вопросы и проблемы будут решаться легче.

- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.

Напишите список дел, которые можно было бы поручить ребёнку и то, что можно разрешить. Пишите как можно больше. Потом выберите несколько наиболее приемлемых вариантов.

-  Профилактика вредных привычек заключается, прежде всего, в том, чтобы самим отказаться от них. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки. Ребёнок воспринимает не столько то, что мы говорим, сколько то, что он наблюдает.

- Физические нагрузки, благодаря выработке особых веществ в организме, способствуют повышению тонуса, настроения, это борьба с депрессиями, и другими неприятными явлениями. Организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. Занятия в секциях или кружках – это увлечения ребёнка, а когда он увлечён чем-то, не останется места для «всяких глупостей». Так же это повышает самооценку.

В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу. 

277


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям. "Нежелание ребёнка идти в школу".

"Нежелание ребёнка идти в школу".Причины нежелания ребёнка  идти в школу и что делать родителям?....

Статья в помощь родителям "Психологические портреты детей всех возрастов"

Цель моей статьи– помочь родителям понять психологические особенностив детей всех возрастов,Каждый ребенок неповторим. Но многие глубокие различия между  поведением детей определяются их во...

Советы № 1 родителям "Помощь родителей"

                                                      ...

Родительское собрание для родителей 11- класников "Участие и помощь родителей в подготовке к ЕГЭ"

        Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других эк...

Родителям выпускников. Помощь родителей при поготовке к ЕГЭ.

Материал поможет родителям выпускиков помочь своему ребенку в период подготовки к ЕГЭ. Это организация режима дня, повышение эмоциональной устойчивости.Родители  заранее должны быть готовы к...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...