Родительский всеобуч
презентация к уроку

Попова Оксана Владимировна

презентации к родительскому собранию,сценарии,памятки,анкеты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ч 2ч 3ч 4ч год Общий средний балл класса: 4,22 4,25 4,19 4,3 4,28 Общий % кач . зн . по предметам: 83,14 84,91 81,95 85,21 86,39 Общий СОУ по предметам (%): 73,34 74,05 72,37 76,15 75,31 Общий % успеваемости класса: 100 100 100 100 100 Общий % кач . зн . класса: 57,69 57,69 57,69 65,38 65,38 «5» -1 ч «4»- 14 ч «3» -11 ч 2ч 13ч 11ч 2ч 13ч 11ч 4ч 13ч 9ч 3ч 14ч 9ч

Слайд 2

ГОД Отличники 3 /11,54% Казаченко Д. Пышкин Ю. Срыбная А. Хорошисты 14 /53,85% Болдырев А. Болдырева М. Волченский М. Воротынцева Д. Гагулин Я. Жданова А. Костюков В. Кривошеев И. Малышев Е. Тыквинская А. Харченко А. Целовальникова И. Цуканова С. Челомбиева Д. Успевающие 9 /34,62% Бландов Д. Галущенко И. Дашевский Н. Журбенко Д. Леднев А. Огожельский В. Третьяков Л. Цветов Д. Шемет Н. C одной "3" 0 0% Неуспевающие 0 0% Общий средний балл класса: 4,28 Общий % кач . зн . по предметам: 86,39 Общий СОУ по предметам (%): 75,31 Общий % успеваемости класса: 100 Общий % кач . зн . класса: 65,38

Слайд 3

73,7% занятых детей Бландов Данил Александрович МБУК «Дворец культуры им. Гагарина» Театральная студия Болдырев Алексей Михайлович МБУ «СШОР № 1» Дзюдо Болдырева Мария Геннадьевна Центр фитнеса и йоги «Тонус» Воздушная гимнастика Волченский Михаил Игоревич МБУ «СШОР № 1» Дзюдо Воротынцева Дарья Дмитриевна МБОУ ДО «ДМШ» МБУ «СШОР№2» Фортепиано Художественная гимнастика Гагулин Ярослав Вадимович «Старостаничный центр эстетического воспитания детей Каменского района» Вокальное отделение. Фортепиано. Галущенко Илья Владимирович МБУ СШОР №1 Гребля на байдарке Дашевский Никита Андреевич Жданова Анастасия Павловна Журбенко Данил Андреевич ООО»Новоколор» «ФК Строитель-Новоколор» Футбол Казаченко Дарья Васильевна «Старостаничный центр эстетического воспитания детей Каменского района» Вокальное отделение. Фортепиано. Хореография. Костюков Владимир Вадимович ИП Угай В.Р. Тхэквондо Кривошеев Иван Денисович МБУ «СШОР № 1» Дзюдо Леднев Александр Алексеевич Малышев Евгений Сергеевич МБУ «СШОР № 1» Греко-римская борьба Огожельский Владислав Юрьевич Пышкин Юрий Романович ИП Угай В.Р. МБОУ ДО «Старостаничный центр эстетического воспитания детей Каменского района» Тхэквондо Хореографическое отделение Срыбная Алина Константиновна МБОУ ДО «ДШИ им. Я.Д.Минченкова» «Офелия» Художественное отделение. Хореография. Третьяков Лука Алексеевич Тыквинская Анна Сергеевна МБОУ ДО «ДШИ им. Я.Д.Минченкова» Художественное отделение Харченко Александра Николаевна МБОУ ДО «ДШИ им. Я.Д.Минченкова» Художественное отделение Целовальникова Ирина Геннадьевна Цветов Дмитрий Максимович МБУ «СШОР № 1» Дзюдо Цуканова Софья Дмитриевна Челомбиева Дарья Дмитриевна МБОУ ДО «ДМШ» Фортепиано Шемет Ника Дмитриевна МБОУ ДО «ДШИ им. Я.Д.Минченкова » Художественное отделение

Слайд 4

Кружки и секции в Каменске-Шахтинском http:// rnd.bebeshka.info/kamensk-shahtinskiy/kruzhki-i-sektsii/ https:// dnevnik.ru http://kamenskshahtinskiy.bezformata.com/listnews/chem-zanyat-rebenka-v-kamenske/

Слайд 6

СПРАВОЧНИК «Спортивные секции города»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тихий Дон- наша Родина 9.09.2018

Слайд 2

Победитель и призеры Молодежного чемпионата по русскому языку и языкознанию 2018

Слайд 3

28.09.2018 Выборы президента республики " Ювента "

Слайд 4

Спектакль по одноименному рассказу М.Шолохова « Нахаленок »

Слайд 5

День учителя 5.10.2018

Слайд 6

Деловой стиль одежды!

Слайд 7

Занятие «Азбука безопасности»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности старшеклассников».

Слайд 2

Возрастные особенности старшеклассников "Годы юности - самые трудные годы". Иммануил Кант

Слайд 3

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко

Слайд 4

Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.

Слайд 7

Обработка полученных данных Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов. Испытуемые со среднем уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

Слайд 8

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей. Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек. Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Но самое главное: старшеклассник – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!

Слайд 9

В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития: - обретение чувства личной тождественности и целостности.; - завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; - активное профессиональное самоопределение; - развитие готовности к жизненному самоопределению. Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.

Слайд 10

Психологические особенности ранней юности:

Слайд 11

Психологические особенности ранней юности: 1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения; 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков; 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»; 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное; 5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к « исповедальности » - со сверстниками.

Слайд 12

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы, поэтому друзей становится меньше, а количество приятелей растёт. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

Слайд 13

Как помочь своему ребёнку в становлении самосознания: Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим. Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

Слайд 14

Важным вопросом является выстраивание взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения с родителями со сверстниками противоречивы носят интимно – личностный характер

Слайд 15

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка – самый трудный этап становления. Важно: сохранять спокойствие; уважительно относиться к проявлению в беседах с ребёнком его желания утвердиться в собственном мнении. Возможно использовать схему обсуждения проблемы: «Ты ... Хочешь сделать, сказать, убедить меня в .... Хорошо... Давай теперь попробуем предположить, что получится впоследствии... Как будут развиваться события, по-твоему,... »

Слайд 16

Проблема десятиклассников. Ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Опасность - можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Слайд 17

Что происходит дальше: Родители «пилят» ребёнка; Ругают его; Игнорируют; Навязываю своё мнение: «мы же умнее», «мудрее», «жизнь прожили» и т.д.

Слайд 18

Почему же родители это делают: Несут ответственность за своего ребёнка; Мечтают увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни; Пытаются навязать ребенку свои представления о том, как правильно строить жизнь . Часто забывая, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Слайд 19

Как быть: Донести до него свои опасения в обычной беседе; Объяснить , что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться; Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете; Сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Слайд 20

Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований. Помните! Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Слайд 21

Помните, что каждый подросток несёт в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать её для взаимного духовного роста!

Слайд 22

Заповеди для родителей, любящих своих детей. 1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

Слайд 23

Заповеди для родителей, любящих своих детей. 2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

Слайд 24

Заповеди для родителей, любящих своих детей. 3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. 4. Не торопитесь искать виноватых. 5. Не афишируйте свою беспомощность. 6. Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания. 7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой. 8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка. 9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

Слайд 25

Уважаемые взрослые! Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если: а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. д ) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.

Слайд 26

з ) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка – это позволит избежать удара по его самоуважению. и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец !», « ты – лентяй»).

Слайд 27

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.

Слайд 28

Спасибо за внимание! До новой встречи!

Слайд 29

В подготовке презентации использованы : 1.Кон И.С. Открытие своего «Я». М.: 1978. 2.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: 1982. 3.интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности общения с детьми разного возраста

Слайд 2

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет)

Слайд 3

Переходный возраст включает в себя два ряда процессов: натуральный — процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; социальный — процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

Слайд 4

Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Это одно из важных психических новообразований возраста

Слайд 5

Отрочество - время ломки старых, отживших форм, разрушение специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

Слайд 6

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения.

Слайд 7

Новообразования этого периода: центральное личностное новообразование– становление нового уровня самосознания, Я – концепции (самосознание как процесс познания себя, Я – концепция или «образ Я» как результат, продукт этого познания). У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям.

Слайд 8

Психическое новообразование- интерес к противоположному полу Развитие произвольности всех психических процессов

Слайд 9

Старший школьный возраст - ранняя юность (15-17 лет)

Слайд 10

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению

Слайд 11

Функции общения в юности: очень важный «канал информации»; вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности; вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

Слайд 12

Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Успехов в общении с детьми!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему "Психологические особенности старших подростков"

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

План

  1. Вступление. Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  2. Психологические особенности старших подростков.
  3. Проблемные ситуации для родителей.
  4. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  5. Анкета “Обратная связь”.
  6. Заключение.

Подготовка к собранию.

  • Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию?” (презентация). 
  • Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.

Ход собрания

1. Вступление.

Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

2. Психологические особенности старших подростков.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

3. Проблемные ситуации для родителей.

Психолог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.

Когда родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты.

4. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

5. Анкета “Обратная связь” (Приложение 1).

6. Заключение.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).



Предварительный просмотр:

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

  1.  Оцените степень Вашей включенности в занятие:

                       

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало Вам быть включенным? _______________________________________________________

2. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?                            

                      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? ______________________________________________________________________________________________________________

4. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании? ______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

5. Ваши замечания и пожелания ведущему: ______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тест для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак  «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».

№ вопроса

Высказывания

Ответ

Поверхность – характерная черта подростков.

По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем».

Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода.

Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста.

Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.

Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

       

                                     

                                     

                                         Спасибо за работу!  

                          Желаем Вам успехов!

       

Ключ

к тесту для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

№ вопроса

Высказывания

Ответ

1

Поверхность – характерная черта подростков.

+

2

По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

+

3

Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем».

-

4

Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

+

5

Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

-

6

Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

+

7

К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

-

8

Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода.

+

9

Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

-

10

Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

-

11

Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

-

12

В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

-

13

Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

-

14

«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста.

+

15

Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

-

16

Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

+

17

Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

-

18

Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.

+

19

Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

+

20

Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

+

21

Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

-

22

Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

+

23

Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

-

24

Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

-

Обработка полученных данных

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов.

Испытуемые со среднем уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.

Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.

Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.



Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч № 2

«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам? Как противостоять стрессам?»

Цель: психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке учащихся 11-х классов к ГИА

Задачи: 1. Сформировать у родителей правильное представление о подготовке детей к экзаменам;

2.Помочь ребенку и родителям  преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами. 

Форма проведение: беседа.         

Подготовка.

1.  Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.

2. Подготовка презентаций.

3. Тестирование  родителей и учащихся.

4. Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования.

5. Изготовление памяток.

Вопросы для обсуждения:  подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации – сдаче их детьми экзаменов за курс основной школы.

План:

1.Вступительное слово. Отчет о проделанной работе.

2.Мозговой штурм.

3.Педагогический всеобуч:

а) тестирование;

б) беседа;

в) обсуждение;

г) рекомендации;

д) подведение итогов.

4. Инструктаж по ТБ и ОБЖ

Ход собрания:

1.Вступительное слово классного руководителя.

2.Отчет о проделанной работе «Наши достижения» ( слайды)

3.Мозговой штурм:

Назовите факторы, влияющие на успех в сдачи ЕГЭ?(слайд)

( уровень знаний, эмоциональная способность выдержать экзамен, умение преодолевать трудности)

Какие этапы подготовки помогают повысить уровень знаний?(слайд)

( урок, домашняя подготовка, индивидуальные и групповые занятия…)

Следующий фактор, влияющий на успех в сдачи ЕГЭ- это эмоциональная способность выдержать экзамен.

Ваши ассоциации со словом «Экзамен»?(слайд)

( стресс-это не то, что с вами случилось, а то , как вы это воспринимаете) (слайд)

4.Тема педагогического всеобуча:    (слайд)

 «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам? Как противостоять стрессам?»

Мы предлагаем Вам пройти «СТРЕСС-ТЕСТ», для того чтобы определить вашу стрессоустойчивость.                         (слайд и раздаточный материал)

Тестирование. ИТОГИ.

Я провела с ребятами «Стресс-тест», где выяснилось, что не подвержены стрессу-25% , устойчивы к небольшим стрессам-69%, очень подвержены стрессу-15%, стресс угрожает здоровью-5%.

Вопросы родителям :

-Как Вы определяете стрессоустойчивость своего ребенка? ( слайд)

Признаки стресса: физические, эмоциональные, поведенческие(слайд)

Низкая стрессовоустойчивость - это приговор?

                                                                                                             

 Сказка «Охотник и его сыновья», надеюсь, поможет расширить свои представления о стрессе и его преодолении.    (слайд)


Жил-был в некотором царстве охотник. Нелегкой была его жизнь. С трудом добывал он свой кусок хлеба. Сколько, бывало, верст пройдет по лесу, прежде чем встретится какая-то живность. Бывало, что и счастье привалит – крупная добыча попадется: и мясо, и шкура неплохая. Снесет на базар, глядишь, и есть чем семью кормить.
А какая радость была, когда сын родился. Счастливей его не было на свете человека. Но черное горе ходило рядом – задрал косолапый сына. Не было пределов печали несчастного отца.
Идет как-то охотник по лесу, силки проверяет. Видит, попался ему серый заяц. «Неплохо, - подумал охотник, - ныне и заяц добыча». Взял он серого за уши, хотел было его в сумку бросить, и вдруг заговорил косой человеческим голосом:
- Отпусти меня, добрый охотник. Что хочешь проси, любой откуп.
Подивился охотник чуду:
- Сколько лет живу, а такого чуда не видывал. Будь что будет, заяц не медведь. А вдруг и вправду, что спрошу, то и сделает.
Стал думать, что у зайца просить. Вспомнил про своего несчастного сына, вспомнил про свою радость при его рождении и печаль после гибели, подумал про свою горемычную жизнь и сказал:
- Ладно, серый, беги! Только сделай так, чтобы сын у меня второй родился, чтоб здоров был, чтоб жизнь прожил спокойную-преспокойную, чтоб не было у него никаких забот и никаких волнений.
Сказал и отпустил зайца.
- Все будет, как ты хочешь, - молвил заяц и скрылся в кустах.
Только и слышал охотник, как зашумели ветки вслед убежавшему чудному зверю.
Прошел положенный срок – родился у охотника второй сын. Всем хорош малыш: и ростом, и лицом вышел, и растет крепеньким. Только уж слишком спокойный – не смеется, не плачет; ни гулять ему неохота, ни есть, ни пить. Растет себе и растет, а интересу никакого ни к чему не проявляет. За все детство ни разу шишку не набил, царапины не получил, не дрался ни с кем и ни с кем не дружил.
Вырос сын крепок, здоров, да вся жизнь как-то мимо проходит. Горе где какое радость – ничто не трогает. Отец с матерью померли – не горевал; девушке приглянулся – не радовался; собирался жениться – да раздумал.
Встретил как-то он серого зайца в лесу, а тот не убегает, говорит человеческим голосом:
- Ну, что, брат, как живешь? Доволен спокойной жизнью? Может, по-другому жить хочешь?
Не удивился охотничий сын и говорящему зайцу.
- Как хочешь, - отвечает.
И сказал заяц:
- Живи, как все люди живут, а сам скрылся в лесу.
Огляделся молодой человек. Вокруг лес чудесный, красота первозданная.
- Как раньше не замечал такого, - подумал он.
Затрепетало сердце от счастья, дух захватило. Только на это и его и хватило. Упал он и … умер.

Обсуждение сказки
История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без забот и тревог – это не жизнь. Расскажите сказку своим детям и объясните, что в жизни не обойтись без стрессовых ситуаций, главное научиться легче переносить стресс.

От того, насколько серьезно вы отнесетесь к психологической подготовке ребенка, во многом зависит результат аттестации. 

Психологическое сопровождение детей.  (слайд)

Практические рекомендации для снятия дистресса. ( слайд)

Методическая литература: М.Ю.Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ»  (слайд)

(дневник .ру.)

Наша с вами задача – помочь пройти этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.

 Главное условие успешной сдачи ГИА — это разработка индивидуальных способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

 Таким образом, роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. 

5. Итоговая часть

Основные направления психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ  (слайд)

-Итак,  подведем итоги нашего собрания.(слайд)

-От лица всего педагогического коллектива  желаю….

Любите своего ребенка!

Помогайте своему ребенку!

Одобряйте своего ребенка!

Поддерживайте своего ребенка!

-Как изменились Ваши представления о подготовке вашего ребенка к ЕГЭ и как Вы сами выражаете  поддержку или помогаете своему ребенку в подготовке к ЕГЭ? (делятся мнениями, суждениями. )

Инструктаж по ТБ и ОБЖ



Предварительный просмотр:

Перед экзаменом.

Экзамен - это не только проверка знаний, это ещё и волнение, переживание, тревога и возможно даже стресс. Вот тут то, и необходима психологическая поддержка родных и близких людей. Ведь психологическая поддержка, как показывает практика, является одним из важнейших факторов успешной сдачи экзаменов.
Главное при этом не пойти ложным путём, а это гиперопека, зависимость подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов (каждый имеет свои способности), стимулирования соперничества со сверстниками.

  • Истинная поддержка - это, прежде всего Вера!
    Взрослые, всегда могут найти способы, демонстрирующие веру в своего ребёнка, гордость за него, за то, как он готовится, делает, преодолевает.
    А, чтобы вера передавалась другим, нужно самому в это верить, без тени сомнения. Только забыв все прошлые неудачи ребёнка, вы поможете обрести ему уверенность в том, что он справиться с этой задачей (именно задачей, а не проблемой). Напоминать ребёнку об удачах, возвращаться к ним, а не ошибкам.
    Хотелось также отметить, что для поддержания ребёнка, необходимо:
    1. Опираться на сильные стороны ребёнка.
    2. Избегать подчёркивания промахов.
    3. Проявлять веру в ребёнка, сочувствовать.
    4. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрировать
    любовь и уважение к ребёнку.
    5. Быть одновременно добрым и твёрдым, не выступать в роли судьи.
    6. Поддерживать ребёнка своим пониманием данной ситуации.

    И ещё:
    - Не тревожьтесь о количестве баллов, не критикуйте ребёнка после экзамена.
  • - Дайте ему успокоиться, и только затем в спокойной обстановке разберите ситуацию, и отметьте те моменты за счёт, которых можно набрать дополнительное количество баллов, или сократить количество ошибок.
  • -  Не нагнетайте атмосферу накануне экзаменов.
  • -  Повышайте уверенность у ребёнка.
  • - Наблюдайте за его самочувствием.
  • -  Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок.
  • - Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага т.д. стимулируют работу головного мозга.
    - Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям обратить внимание на следующее:
    Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу.
    Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл. Если этого недостаточно, читать до тех пор, пока не уловишь смысл написанного.
    Если не можешь сразу ответить на вопрос или не уверен в ответе, пропусти и переходи к другому. Но не забудь отметить для себя, что к нему, ты должен будешь ещё вернуться.
    Если не смог в рамках отведённого времени ответить на вопрос, то положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный ответ.
  • И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



Предварительный просмотр:

Тестирование родителей по «Стресс-тесту».

 Выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1. почти никогда (1 балл); 2.  Редко (2 балла); 3. Часто (3 балла); 4.  почти всегда (4 балла).

1.  Меня редко раздражают мелочи.                                                                                  

2.  Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.                                                      

3.  Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.                                              

4.  Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.                                                            

5.  Не переношу критики, выхожу из себя.                                                                      

6.  Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7.  Все свободное время чем-нибудь занят.                                                                            

8.  На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.                                                      

9.  Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15.Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что лучше многих.

20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется. 

Шкала оценки:

30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему.

Психологическая подготовка к ЕГЭ.   Советы родителям.

     Выпускные экзамены, безусловно, являются стрессовым фактором, причём как для учащихся, так и для их родителей. Давайте подумаем, что же делает их таковыми.

1. Любое испытание вызывает волнение (справлюсь / не справлюсь);

2. Высокая значимость результатов (при самом худшем варианте можно вообще уйти из школы «со справкой», при более благоприятном исходе решается вопрос о месте дальнейшего обучения);

3. Страх показаться смешным, «опозориться», подвести других (учителей, родителей).

Однако эти факторы, в той или иной степени, присутствовали и раньше, при сдаче экзаменов в так называемой традиционной форме.

Ваша помощь своему ребёнку в процессе его подготовки к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ должна складываться, на наш взгляд, из следующих элементов:

1. Понять. Стресс – это естественная реакция организма. Незначительное волнение позволяет лучше сконцентрироваться, «собраться» для выполнения необходимых заданий. Следовательно, ваша задача состоит не в том, чтобы полностью ликвидировать волнение (с помощью медицинских препаратов, например), а в том, чтобы его ослабить, не дать ему парализовать саму возможность мыслить и выполнять задания.

Как этого добиться? Разговаривая с ребёнком, подчёркивая значимость результатов выпускных экзаменов, не забывайте напоминать, что это всего лишь одно из многочисленных испытаний, которое ему предстоит выдержать в жизни. Не драматизируйте ситуацию! Постарайтесь вселить уверенность в собственных силах («ты готовился», «ты учился» и т.д.), покажите, что сами верите в него («ты справишься», «я в тебя верю» и т.д.). Настраивайте его только на благоприятный результат.

2. Узнать. Как правило, больше всего мы боимся того, чего не понимаем или просто не знаем. Постарайтесь узнать как можно больше о ЕГЭ, процедуре его проведения, особенностях ЕГЭ по тем предметам, которые ваш ребёнок выбрал в качестве экзаменов по выбору.

Как этого добиться? Посетите сайты, посвящённые ЕГЭ (в первую очередь, официальный информационный портал единого государственного экзамена www.ege.edu.ru), попытайтесь сами порешать тесты, проконсультируйтесь с завучем школы, классным руководителем, учителями-предметниками по интересующим вас вопросам.

3. Помочь. Ваша помощь должна начинаться задолго до самих экзаменов. Сам выбор предметов для сдачи выпускных экзаменов, связанный с возможными вариантами дальнейшего обучения – это уже первый шаг в подготовке к экзаменам, и он должен осуществляться совместно с вами.

Как этого добиться? Помогите ребёнку определиться на основе его желаний и стремлений, но также учитывая его возможности и способности. Для этого проконсультируйтесь с учителем-предметником, если необходимо, пройдите тестирование. После того, как выбор сделан, совместно с учителем определите, насколько велики пробелы в знаниях по данному предмету (если они вообще есть) и решите вопрос о необходимости обратиться за помощью к репетитору. Помните, что чем раньше вы решите эти вопросы, тем качественнее, психологически спокойнее и, в конечном итоге, успешнее будет подготовка вашего ребёнка к экзаменам. После этого вам необходимо осуществлять аккуратный родительский контроль за подготовкой к экзаменам. Подростки в целом не любят, когда их контролируют, так что постарайтесь сделать его менее заметным и более дружелюбным. Но вы должны знать, посещает ли ваш ребёнок специальные занятия по подготовке к ЕГЭ по данному предмету в школе, какова эффективность от занятий с репетитором (если он есть), делает ли ребёнок успехи в решении тестов ЕГЭ и т.д. Для этого поддерживайте постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем, репетитором. Но главное: разговаривайте с вашим ребёнком, интересуйтесь его проблемами, покажите, что он не один, что вы рядом и готовы ему помочь.

     Следуя этим несложным советам, вы сможете организовать совместную с вашим ребёнком деятельность по подготовке к выпускным экзаменам, в результате которой, совместно пройдя через все трудности и волнения, вы придёте к совместному успеху в виде успешно сданных экзаменов.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Роль общения в становлении личности ребёнка»

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения ребёнка с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности учащегося.

Задачи: конкретизировать представление родителей об уровне знаний их детей; показать возможности общения родителей и учащихся при возникновении стрессовых и конфликтных ситуаций; обобщить наблюдения родителей за уровнем и стилем их общения с детьми и разработать примерную тематику для построения общения, соответствующую возрасту детей класса.

Оборудование:рисунки детей по теме «Моя семья», фотографии из семейных альбомов, эпиграф к собранию, карточки для родителей,тексты с советами о роли общения.

Подготовительная работа перед родительским собранием:

наблюдение за учащимися класса с целью выявления тематики, стиля, формы общения;

организация игр, позволяющих выявить уровень общения первоклассников и способствующих развитию навыков продуктивного общения;

устное анкетирование учащихся по выявлению характерных особенностей общения в семье;

работа по подготовке выступлений 2-3родителей по теме «Общение в нашей семье».

Ход собрания.

Классный руководитель сообщает тему, обосновывая ее актуальность для родителей учащихся первого класса, а также цель родительского собрания. Сообщаются вопросы, которые будут рассмотрены в ходе проведения родительского собрания, представляются участники конференции (выступающие от родителей), а также обращаетсявнимание на оформление помещения, особенно на рисунки детей.

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда когда с ним разговариваете,или поучаете его,или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни…

(А.С. Макаренко)

Задание 1: «Знакомство»

Участники собрания садятся в круг.

Многие из вас уже знают друг друга, но сегодня мы попытаемся познакомиться поближе для того, чтобы нам проще и удобнее было  общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни - воспитание наших детей. Сейчас каждый из вас называет свое имя и отчество, а затем рассказывает о самом лучшем качестве или черте характера своего ребенка.

После того как все рассказали о своих детях, учитель делится своими впечатлениями о лучшем качестве или черте характера каждого ученика класса.

-А теперь ответьте на вопрос о том, просто ли было вспомнить и рассказать «о самом лучшем»?

 В процессе обсуждения делается вывод о том, чтомы  чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребенка, чем на его достижения. Это мешает по достоинству оценить положительные качества ребенка, которые являются главной базой для формирования уверенности.

III. Проведение педагогического всеобуча для родителей по теме

 «Роль общения в жизни первоклассников»

Классный руководитель должен начать выступление с сообщения результатов анкетирования учащихся класса и их родителей. Анализ анкетирования, выполненный классным руководителем, позволит выявить актуальность темы родительского собрания, наметить пути дальнейшей работы по совершенствованию общения в семье.

Устное анкетирование учащихся класса проводилось по следующим вопросам:

С кем ты живешь?

Часто вы разговариваете друг с другом?

С кем чаще приходится разговаривать и почему?

О чем обычно разговариваете?

Нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?

С кем больше нравится общаться: с друзьями, с одноклассниками или членами своей семьи?

Можно ли жить не общаясь со своими родителями и членами семьи?

Какие слова тебе запомнились из разговора со своими родителями?

Если пофантазировать, то какую бы тему для разговора ты хотел бы выбрать, чтобы, придя домой после школы, сразу об этом поговорить с родителями сегодня?

Вопросы для анкетирования родителей:

Охотно ли ваш ребенок общается со всеми членами семьи или предпочитает для общения только кого-либо?

Члены семьи общаются между собой достаточно много / мало / почти не общаются?

Какие темы общения наиболее присущи вашей семье?

С вашим ребенком общаетесь только на «детские» темы или ограничений нет в темах общения?

Кто из членов семьи берет на себя нагрузку для осуществления «трудного разговора» с ребенком?

Заметна ли разница в общении вашего ребенка с членами семьи и со своими друзьями или одноклассниками?

Насколько легко или сложно происходит общение с ребенком?

Продумывались ли когда-нибудь темы для разговора с ребенком?

С приходом ребенка в школу общение родителей с ним стало богаче или беднее?

Какую тему разговора с ребенком можно или нужно подробнее обсудить на родительском собрании класса?

Классный руководитель: Общение-сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Первоклассники не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с самого рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др. Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Поэтому некоторые вопросы анкеты и были составлены так, чтобы можно было выявить причину неуспеха в овладении навыками общения.

Такие индивидуальные особенности ребенка, как стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность, оказывают влияние на формирование навыка общения. Отсутствие же положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Сюда включается как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками индивидуальной и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, т. е. такого, которое имеет цель и результат. Большей частью общение в семье носит характер бессодержательный, т. е. часто члены семьи общаются ради самого общения. Чтобы впоследствии слово родителей было для ребенка весомым, значимым, нужно уже сейчас обучаться самим, а также учить своих детей общаться. Во многих анкетах и родителей и детей в вопросе об определении темы общения отмечено - «Об учебе». Значит, сейчас уже общение между родителями и детьми подчинено какой-то цели, а следовательно, предполагается достижение какого-либо результата посредством состоявшегося разговора. Родители могут выстраивать свое общение с детьми, преследуя различные цели и добиваясь различных результатов. Учитывая возрастные особенности первоклассников, их родителям можно предложить придерживаться при организации общения таких целей.

Родителям следует обратить внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи, дистанцию для установления контакта в процессе общения. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт. В семейной обстановке первоклассникам особенно необходимы тесный контакт с родителями, их тепло, ласка, участие. Поэтому родителям следует обратить внимание на свое внешнее состояние, т. е. на дистанцию между ребенком и вами, на позу и доброжелательный тон.

Родителям уже сейчас можно ставить целью своего общения с детьми обмен информацией. Ум ребенка-первоклассника очень пытлив, еще не забыт возраст «почемучек», поэтому следует обратить внимание на то, что знает ребенок и как родители могут дополнить и пополнить его знания. Владение этой информацией поможет в дальнейшем придерживаться адекватной оценки знаний ребенка со стороны родителей. Поэтому родителям надо уметь слушать своего ребенка, уметь принимать информацию, которую им дает ребенок, эмоционально реагировать на сообщения своих детей.

Одной из целей общения может стать стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка. Это тем более необходимо в данный период развития детей, поскольку сейчас произошла коренная смена привычной игровой деятельности учебной. Не у каждого первоклассника хватает сил, воли, терпения для осуществления успешных действий. Обычно родители хотят добиться, чтобы ребенок сделал что-то, что кажется им необходимым, полезным, нужным. Используются уговоры, просьбы, требования, приказы. Все чаще родители стали использовать как средство стимуляции деятельности - торг. Тактику торга или подкупа можно напомнить такой ситуацией:

«Если сделаешь что-то (уберешь грязь в комнате,"быстро выучишь уроки ит. п.), то получишь деньги на... или мы тебя отпустим погулять, возьмем с собой в поход и т. д.».

Результат такой тактики воздействия на стимуляцию деятельности очень неустойчив, а помимо этого приучает ребенка устанавливать зависимость полезной деятельности от перечисленных стимулов. С возрастом же «цены» побуждений будут возрастать. Прием «торга» исключить полностью нельзя, но нужно родителям уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребенка общением. Для этого нужно учиться понимать своего ребенка, особенности его характера и предполагать возможную реакцию на тему разговора и его содержание.

Нужно учитывать такие ситуации, зависящие от особенностей характера ребенка:

ребенок вспыльчивый, чаще всего в возникшем при разговоре споре может повышать голос до крика;

ребенок, обладающий твердым характером, может выглядеть упрямым, несговорчивым, может показаться, что настроен против своих собеседников или просто их не слышит;

робкий, стеснительный ребенок чаще может выглядеть безразличным, может показаться, что истина его вообще на интересует; поэтому при чрезмерном напоре на такого ребенка разговор может закончиться истерикой;

ребенок, привыкший избегать сложностей и лишних эмоционально-интеллектуальных затрат, может выглядеть вашим союзником, а на самом деле прислушивается только к себе. С таким ребенком бывает сложно общаться.

Родителям нужно научиться учитывать и соотносить выбранную тему разговора с эмоциональным состоянием и настроением ребенка. Игнорирование этого фактора чаще всего приводит к проблемам и непониманию в общении. Эмоции и настроение оказывают серьезное влияние в момент любого разговора. Поэтому нужно учитывать и свое эмоциональное состояние, и настроение ребенка.

Задание 2. «Что мне нравится в себе?»

Родители  делятся на группы по 3-5 человек.

Классный руководитель: Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества, которые вам нравятся в себе, которые вы считаете своими достоинствами. Кроме того, подумайте, как эти качества помогают вам в жизни, в работе. Затем расскажите об этом партнерам по группе.

После выполнения задания участники собираются в круг и делятся впечатлениями.

Вопросы для обсуждения:

—Просто ли было определить свои достоинства? Почему?

Что вы испытывали, когда рассказывали о себе?

Можно ли такую игру предложить членам своей семьи? Полезна ли она, и если полезна, то чем?

IV. Обсуждение темы «Как мы общаемся со своимребенком?»

2-3 представителя родительского коллектива рассказывают присутствующим об особенностях организации и проведения-общения в их семье по следующему плану:

1.        Из скольких человек состоит семья?

2.        Основные занятия членов семьи.

3.        Режим дня семьи.

4.        Индивидуальные особенности ребенка.

5.        Наиболее привычные темы для общения с ребенком.

6.        Когда общение проходит легко?

7.        Когда в общении возникают трудности? Причины возникновения трудностей.

8.        Наиболее запомнившийся разговор с ребенком.

Заслушав выступления представителей родительского коллектива, классный руководитель может подробно описать один из разговоров, состоявшийся с ребенком, обратив вниманием родителей на содержание разговора, особенно на реплики самого ребенка. Для сравнения классный руководитель может предложить описание разговора по той же теме взрослым учеником. Такое сопоставление поможет родителям убедиться в необходимости учета возрастных особенностей детей в организации общения.

V. Обсуждение темы «Как научиться продуктивному общению со своим ребенком?»

Родителям следует самим научиться продуктивному общению, тогда и их дети смогут перенять положительный опыт общения.

Чтобы общаться продуктивно, родители должны придерживаться при общении нескольких простых правил.

Родители должны:

-        выглядеть открытыми, готовыми постоянно находить для себя что-то новое в общении со своим ребенком;

-        быть информированными о событиях в жизни своего ребенка;

-        уметь правильно оценивать возможности своего ребенка;

-        продумывать действия, стимулирующие общение;

-        осознавать цель предстоящего общения и предвидеть ожидаемый результат;

-        уметь анализировать состоявшееся общение, каким бы оно ни получилось.

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться и таких практических советов (тексты с советами распечатываются для каждого присутствующего на собрании родителя):

Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

Избегайте сразу давать советы.

Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Не перебивайте ребенка!

Воздержитесь от поучений!

Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.

Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них. Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

VI. Заключительное слово классного руководителя

В семье все зависят друг от друга. Ваши родители передали вам свои привычки, манеру поведения. Вы все это передаете своим детям. Это подтверждает тот факт, что семья - особая система, мир, живущий и развивающийся по своим особым законам. Ребенок очень чутко реагирует на любое событие внутри семьи. Откликом на ссоры, скандалы, тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении. Например, противоречивый подход к воспитанию, алкоголизм родителей или эмоциональный стресс у матери формируют у ребенка внутренний конфликт, который и вызывает нарушения в сфере общения. Чтобы помочь ребенку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним. Будьте всегда вместе с ребенком. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи и выносятся приговоры.

Обсудив необходимость общения родителей со своим ребенком, роль общения в развитии детей-первоклассников, родителям, чувствующим неуверенность в организации общения со своими детьми, но очень желающими научиться правильному общению, можно предложить список тем для разговоров.

-Учим и учимся вместе делать общие дела.

-Как научиться выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор?

-Научимся решать проблемы.

-Учимся заботиться о других.

-Учимся быть уверенным.        

Правила общения

Почему это правило мне не нравится?

Почему взрослые требуют выполнения этого требования?

Правило № 1:        

Правило № 2:        

Правило № 3:        

        

Формулирование аргументов «за» и «против» - один из способов научиться обдумывать различные точки зрения.

VII. Подведение итогов родительского собрания

1.        Поделитесь своими впечатлениями о нашей сегодняшней конференции.

2.        Что показалось интересным?

3.О чем еще хотелось бы поговорить?

Решение родительского собрания:

1.        Родителям внимательнее относиться к своим детям, стараться больше времени уделять общению с ними.

2.        Анализировать различные ситуации общения с детьми. О наиболее интересных состоявшихся разговорах можно подготовить сообщение к следующему родительскому собранию.

Используемая литература:

Майорова Н.П., Чепурных Е.Ф., Шурухт СМ. Обучение жизненно важным навыкам. СПб.: Образование - Культура, 2002.

Психология :Словарь.М.Политтздат,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»

Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...

Родительский всеобуч

План родительского всеобуча....

Родительский всеобуч

Что несет человеку любовь? Что несет любовь человечеству? Моя любовь без дна, а доброта – Как ширь морская. Чем больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче.(В. Шекспир...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия"

Тема:                    « Сквернословие и его последствия»...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия

Материал  составлен в виде презентации для родительского всеобуча по теме  "Сквернословие и его последствия"           2...

Родительский всеобуч для родителей 5 - 6 классов Школьная форма: за и против

Родительское собрание для 5-6 классов было проведено, с цельюпознакомить родителей с историей школьной формы, с современными требованиями к школьной форме;  воспитывать у родителей и ученик...