анкеты для родителей.
тест
что такое родительское собрание, анкеты для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ankety_dlya_roditeley.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 1. Родительское собрание как форма работы психолога
Что такое родительское собрание?
В наши дни психолог в школе из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь школы. К привычным формам его работы (диагностика, консультирование и т.д.) добавляются уроки психологии, предметные психологические недели, психологические проекты. Психолог сотрудничает с учителями, представителями администрации, родителями. Но если педагоги и администрация – это коллеги, с которыми можно общаться в школе, то родители – особая категория. Работа с родителями, при всей ее нужности и важности, не является массовой, это прежде всего работа по запросу. Однако родители далеко не всегда представляют себе, чем именно занимается школьный психолог, не знают, с какими вопросами можно к нему обратиться, а потому иногда и побаиваются его. Родительские собрания – прекрасная возможность рассказать о содержании работы психолога и наладить контакт с родителями.
У каждого из нас свое представление о родительском собрании: у кого-то свежи воспоминания о том, как в школьные годы они ждали возвращения родителей с собрания с тревожной мыслью: «Что там про меня расскажут?», «С каким настроением вернется мама?», а кто-то сам посещает собрания в классе, где учатся его дети.
Чем является родительское собрание для психолога? Наверное, и на этот вопрос у каждого есть свой ответ. Для кого-то это формальное мероприятие, не имеющее к нему особого отношения. Для кого-то – возможность пообщаться с родителями проблемного ребенка или представить результаты своей работы.
Родительское собрание – это особая форма работы психолога, которая значительно расширяет диапазон его возможностей. Но прежде чем поговорить о том, какие задачи можно решать на встречах с родителями, определим, чем родительское собрание отличается от других форм взаимодействия психолога с родителями.
Итак, чем родительское собрание НЕ является?
- Родительское собрание – это не тренинг.
Для тренинга характерно обращение к личному опыту участников, работа с их личностными проблемами, достаточно высокий уровень открытости. На родительском собрании отсутствует необходимая для этого атмосфера безопасности и соответствующий стиль общения между участниками.
- Родительское собрание – это не практикум.
Практикум посвящен отработке конкретных социально-психологических навыков и включает большое количество упражнений, психогимнастических игр, практических заданий.
Тренинг и практикум требуют наличия у людей, принимающих в них участие, определенной мотивации, имеют четко заданную логику проведения, которая во многом отличается от логики родительского собрания.
- Родительское собрание – это не лекторий.
Для лекции характерно систематическое, последовательное, монологическое изложение материала. Лектор обычно просто транслирует некоторую информацию, причем, как правило, ее обсуждение и проработка переносится на другое время. Эта форма тоже не является оптимальной для родительского собрания.
- Родительское собрание – это не «круглый стол» и не дискуссионный клуб.
Данные формы работы направлены на обсуждение заявленной темы и предоставляют участникам возможность высказать свою точку зрения. Можно использовать их отдельные элементы при организации собрания, но в целом это разные формы работы.
- Родительское собрание – это не группа встреч и не общество взаимной поддержки.
Собрание не подразумевает обсуждение проблем участников и оказание помощи друг другу.
- Родительское собрание – это не групповая консультация.
На родительском собрании психолог не дает рекомендаций для разрешения конкретных проблем.
А чем же оно тогда является?
На наш взгляд, родительское собрание в школе - это кратковременная встреча родителей с учителями, а в некоторых случаях и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об учебном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой. Обычно собрание проводится несколько раз в течение учебного года.
Условно родительские собрания можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо актуальной проблемы.
Зачем родители приходят на собрание?
- Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. (За этим, как правило, кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.)
- Чтобы получить информацию об освоении детьми учебных программ и, возможно, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.
- Чтобы составить свое впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.
- Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.
Оглавление
От авторов
Глава 1. Родительское собрание как форма работы школьного психолога
- Что такое родительское собрание?
- Специфика родительского собрания как формы работы школьного психолога
- Возможности родительского собрания для психолога
- Формы участия психолога в родительском собрании
- Принципы поведения психолога на родительском собрании как основа профессиональной позиции
Глава 2. Тематические встречи с родителями
- Виды тематических встреч психолога с родителями
- Зачем нужны тематические встречи
- Сложности, которые могут возникнуть в ходе тематических встреч
- Принципы взаимодействия с родителями в ходе тематических встреч
- Подготовка к тематическому сообщению
- Подготовка к тематическому родительскому собранию
Глава 3. Анкетирование на родительском собрании
- Потенциал и функции анкетирования
- Составление анкеты
- Организация и проведение анкетирования
- Обработка анкет
- Вариант анкеты для родителей
Глава 4. Использование интерактивных методов работы на родительском собрании
- Потенциал и функции интерактивных методов
- Подготовка к применению интерактивных методов
- Примеры использования интерактивных методов
Глава 5. Как справиться с возможными трудностями
- Субъективные трудности психолога: мифы и реальность или
- Что делать, если… или “Ловушки” для психолога
Приложение 1
Возможные темы для родительских собраний
Приложение 2
Тексты выступлений психолога (примеры)
Послесловие авторов
Предисловие
Дорогие коллеги!
Если эта книга привлекла ваше внимание, скорее всего, вы работаете в школе или в другом детском учреждении, где время от времени проводятся родительские собрания. И, вероятно, иногда к вам обращаются с просьбой: «У нас завтра собрание, не могли бы вы прийти и выступить?» Нам это хорошо знакомо, потому что к нам тоже не раз обращались с такой просьбой. И мы приходили и выступали, пока в один прекрасный день не осознали, что родительские собрания прочно вошли в нашу работу, и мы даже не представляем, как без них обойтись, что родительские собрания могут оказать психологу неоценимую помощь.
Соображениями на эту тему мы и решили поделиться с вами. В этой книге мы предприняли попытку посмотреть на родительское собрание глазами психолога, подумать, как наиболее эффективно использовать эту форму работы с родителями. Осмыслив собственный опыт и опыт наших коллег, мы систематизировали имеющиеся у нас практические материалы и подытожили стратегии и тактики деятельности. Чтобы не быть голословными, мы проиллюстрировали материал методического, теоретического характера примерами из практической деятельности. Особое внимание мы уделили непростой проблеме контакта, безопасности и доверия в отношениях между психологом и родителями. Результат нашего труда перед вами.
В первой главе «Родительское собрание как форма работы школьного психолога» мы рассматриваем родительские собрания с довольно непривычной точки зрения – с позиции психолога, пытаемся понять, есть ли смысл в участии психолога в родительском собрании, и если есть, то какой.
Вторая глава «Тематические встречи с родителями» посвящена подготовке выступлений перед родителями. Мы понимаем, как велик объем работы школьного психолога, поэтому постарались часть ее взять на себя, максимально подробно описав последовательность шагов и действий и предложив несколько ориентировочных сценариев выступлений перед родителями.
В третьей главе «Анкетирование на родительском собрании» мы подробно рассказали, как получить в ходе собрания интересующую психолога информацию, как составить анкету, провести анкетирование и обработать результаты.
В четвертой главе «Использование интерактивных методов работы на родительском собрании» речь идет о том, какие нетрадиционные методы можно применять на собрании и как это сделать.
В пятой главе «Как справиться с возможными трудностями» мы анализируем наиболее распространенные проблемы, с которыми психолог может столкнуться на собрании, и предлагаем свои варианты их разрешения.
Нам кажется, что эта книга может быть интересной для широкого круга школьных психологов независимо от того, работают они в государственной школе или частной, в начальной или средней. Она не дает готовых рецептов, а ориентирована скорее на овладение технологией, способом деятельности, которые можно наполнять самым разным содержанием. Начинающий психолог найдет здесь подробное описание шагов, необходимых при подготовке к родительскому собранию, а опытные психологи, надеемся, смогут пополнить свой профессиональный опыт.
В заключение хочется выразить признательность всем тем, без кого эта книга не состоялась бы. Огромное спасибо редакторам издательства «Генезис» за их дружескую поддержку и помощь. Спасибо нашим близким, которые с терпением и пониманием относились к нашей писательской деятельности. И наконец, хочется выразить искреннюю признательность тем, без кого эта книга никогда не увидела бы свет – всем родителям, с которыми нам посчастливилось работать. Мы благодарны им за все, чему они нас научили и за тот опыт, который мы получили в общении с ними.
Смотрите также:
- Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция
- Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов
- Акцентуации характера школьников и учителей
- Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений
- Внимание школьника
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)
- Групповые методы в работе школьного психолога
- Как помочь ребенку успешно учиться в школе
- Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности
- Мотивация учения и её воспитание у школьников
- Мотивация учения младших школьников
- Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития)
- Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе
- Развивающее обучение на пути к подростковой школе
- Развитие творческой активности школьников
- Развитие теоретического мышления у младших школьников
- Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов
- Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.
- Тропинка к своему Я. Дошкольники
- Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)
- Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)
- Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)
- Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
- Учебно-методическое обеспечение переходного этапа от начальной к подростковой школе. 5 - 6 классы (образовательная система Д.Б. Эльконина -В.В.Давыдова)
Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации |
Уважаемые родители! Ваша фамилия, имя, отчество _________________
д) биологические; |
Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации |
Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
"да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15. |
Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации |
Характеристика ученика Фамилия, имя ученика ______________________________________ Домашний адрес ___________________________________________
Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?
Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать? ______________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Хорошие ли вы родители"
Тесты для родителй...
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"Работа с родителями - Анкеты для родителей Автор: Рябова Т.Н.10.11.2012Анкета для родителей "Школа глазами родителей" Вопросы Да Нет Не совсем 1. ...
Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" . 1. Нравится ли вам наша школа? ДаНе совсемНет2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?...
Анкета для родителей "Отношения родителей и детей в семье"
Данную анкету можно провести с родителями....