Беседа для родителей "Все начинается с семьи"
классный час
Предварительный просмотр:
Поговорим о воспитании
Все начинается с семьи.
| "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений" Белинский В.Г. |
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Как плохая пища отравляет организм, так и неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в конечном счете - и его судьбу. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своего ребенка.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Педагогическая практика показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Специалисты подтверждают выводы о том, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Так, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения в семье: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что выросто он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя поновому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно делать выбор в принятии решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Кухта С.В., директор Почетской школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология начинается в семье.
Презентация на тему "Экология начинается в семье" может быть использована на родительском собрании и на классном часе в 6-7 классах....
Правильное отношение к природе начинается в семье
Беседуйте с детьми о природе...
Сценарий семейного праздника "Всё начинается с семьи"
Вашему вниманию предоставляется сценарий праздника, посвящённого чествованию лучших семей школы. Надеюсь, этот материал окажется полезным для педагогов-организаторов, классных руководителей....
"Все начинается с семьи"
Данный материал раскрывает насколько важна роль родителей в воспитании детей....
Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)
Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)Актовый зал лицея оформлен плакатами и стенгазетами на тему: «Традиции моей семьи», «Моя дружная семья», «Я горжусь своей семьёй».Ве...
Беседа "С чего начинается Родина?"
Формирование у учащихся понимания того, что Родина – это не только большая страна, но это и их дом, улица, город, станица в которойони живут; это и школа, где они учатся; это и люди, это и самый...
Сценарий праздника, посвященного Году семьи « Всё начинается с семьи»
laquo; Всё начинается с семьи». Сценарий праздника, посвященного Году семьи. Участниками являются обучающиеся 7 класса и их родители....