Рабочие программы по русскому языку и литературе, разработанные специально для классов с детьми С(К)О
рабочая программа (8 класс)
Рабочие программы с пояснительной запиской для детей с ОВЗ и ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык | 80.29 КБ |
Предварительный просмотр:
1 .Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 класс, под редакцией В.Я. Коровиной 2008г (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») .
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Задачи преподавания:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Планирование коррекционной работы.
В соответствии с Уставом школы в8б классе с учетом интересов родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии обучаются 4 ученика с ОВЗ с задержкой психического развития (далее - ЗПР). нуждающихся в специальных образовательных условиях.
ФИО | Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные с задержкой психического развития | Нуждается в специальных образовательных условиях | VII вид |
Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные с задержкой психического развития | Нуждается в специальных образовательных условиях | VII вид | |
Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные с задержкой психического развития | Нуждается в специальных образовательных условиях | VII вид | |
Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные с задержкой психического развития | Нуждается в специальных образовательных условиях | VII вид |
Общая характеристика детей с ОВЗ с ЗПР:
У данных обучающихся при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития, наблюдается недостаточное развитие познавательных сфер: мышления, памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Коррекционная работа.
Рабочая программа по литературе включает в себя коррекционную работу, основанную на психофизических особенностях детей с ОВЗ, характеризующихся конкретным типом восприятия учебного материала (осмысливают фрагментально, воспринимают лишь часть материала), снижением интеллектуальной деятельности, слабым развитием операции анализа и синтеза, преобладанием наглядно-образного мышления, замедленным темпом мышления, низким уровнем работоспособности. Ученики с ОВЗ нуждаются в специальных образовательных условиях. Специальные образовательные условия включают:
- индивидуализацию подхода при обучении;
- создание ситуации успеха;
- предотвращение наступления утомления чередованием умственной и практической деятельности;
- осуществление своевременной обратной связи между учеником и учителем;
- приёмы обучения базируются на особенностях обучающихся воспринимать и воспроизводить материал на репродуктивном уровне: алгоритмизация, выполнение работы по образцу;
- активное использование методических приёмов деятельностного подхода к обучению;
- использование нестандартных форм контроля;
- система оценки знаний, умений и навыков отражает и ситуативный успех ученика с учётом степени мыслительной деятельности, интеллектуальной активности обучающихся;
- пересмотр дозировки домашнего задания с учётом особенностей детей с ОВЗ с ЗПР;
- учёт рекомендаций, указанных в индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутах (ИКОМ).
Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
- наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
- поэтапное формирование умственных действий;
- опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
- безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
Планирование коррекционной работы.
Особенности изучения предмета «Литература » для детей с ОВЗ с ЗПР.
Сложность процесса обучения связана с характерными особенностями учащихся: снижением наблюдательности, неустойчивостью произвольного внимания, низким уровнем самоконтроля и самоорганизации, низким темпом чтения, ограниченностью словарного запаса, неумением выделить главного в прочитанном, неумением осваивать и запоминать большой объем информации.
Наиболее рекомендуемыми являются следующие методические приемы ,формы и виды работы по формированию связной речи у детей с ЗПР 7 вида:
Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в то же время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.
Одна из основных коррекционно-образовательных задач по развитию связной речи у учащихся с ЗПР VII вида состоит в обучении учащихся с ЗПР навыкам создания письменного текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Работа по созданию текстов-описаний может быть разделена на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.
На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию сочинений используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.
Упражнения на отбор и расположение материала текстового сообщения. Восстановить правильный порядок пунктов плана произведения или выбрать из произведения только тот материал, который подходит для представленной иллюстрации.
Упражнения эвристического характера.
Убрать лишнее из описания к выбранному литературному герою.
Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.
Изучение художественного произведения начинается с чтения,но часто чтению предшествует выразительное чтение учителя, который должен подготовить учащихся к чтению. Целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.
Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно. Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.
Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:
Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.
Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. При изучении лирических произведений важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Обычно чтению и разбору стихотворения принято предпосылать эмоциональную «настройку», чтобы подготовить учеников к восприятию текста. В одних случаях это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения. В других - обращение к непосредственным впечатлением учащихся, оживляющим их представления и эмоциональную память.
Нередко восприятие поэзии подготавливается слушанием музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций живописных произведений (к «пейзажным» стихотворениям). Такими вступительными моментами стихотворение как бы «вводится» в урок. А его живое звучание в классе - это важнейший момент «вхождения» в лирический текст, и лучше всего, если первым чтецом выступит сам учитель: в его чтении и интерпретации осуществляется непосредственно общение с классом, тогда как прослушивание записи чтецов-актеров содержит момент отчужденности, отстраненности при первой встречи с произведением. Запись лучше прослушать в конце, чтобы сравнить свое понимание с трактовкой чтеца. После чтения нужна пауза - та «минута молчания», после которой ученик находится во власти неосознанной эмоции. И лишь после этого можно приступать к анализу.
В программеизучается теория литературы (например, рассказ, поэма, олицетворение, метафора, литературный герой, композиция литературного произведения, художественный образ, классицизм, романтизм, реализм, народность литературы и др.)Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников.Теоретический материал подаётся в несколько упрощённом виде, но в предельно развёрнутой форме.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
3.Место учебного предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Школьный учебный план предусматривает изучение литературы 3 часа в неделю в 5 классе, всего – 105 часов, 3 часа в неделю в 6 классе, всего – 105 часов, 3 часа в неделю в 8 классе, всего – 105 часов, 3 часа в неделю в 9 классе, всего – 105 часов.
4.Требования к уровню подготовки учеников.
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
5. Содержание курса литературы в 8 классе
1. Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
2. Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушкикак малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
3.Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
4. Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
5.Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы.Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
6. Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон».Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи.«Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский.«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава.«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин.«Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий.«Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов.«По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
7. Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта».Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве»(обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Учебно-тематический план.
6. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся , форма урока | Формы контроля | Планируемые результаты освоения материала. Информационное сопровождение |
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя Урок-исследование | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | |
2 | Русская старина. Народная песня. | 1 | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; Исполнение песни «Моей семьи». Урок-концерт | Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | |
3 | Исторические народные песни. | 1 | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Урок-практикум | Самостоятель-ная работа. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | |
4 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | 1 | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Урок-наблюдение | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТСообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет) | |
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | 1 | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Урок проблемный | Ответы на вопросы | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | |
6 | Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. | 1 | Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа. Урок-путешествие в историю. | Ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении; Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста; Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы; Иллюстрации к повести, к времени её написания. | |
7 | События повести «Наталья, боярская дочь». Характеры героев | 1 | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок - беседа | Участие в аналитической беседе | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Схема характеристики героя. | |
8 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 1 | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. Урок-викторина | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к басням. | |
9 | К.Ф.Рылеев | 1 | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к биографии Рылеева. | |
10 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | 1 | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет. | |
11 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | 1 | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Урок-анализ | Индивидуаль-ный, ответы на вопросы. | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. Схема сравнения двух героев. | |
12 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | 1 | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-беседа | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом; Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. | |
13 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | 1 | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-исследование | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Развитие устной речи; Навыки сжатого пересказа. Иллюстрации к повести. | |
14 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | 1 | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-погружение в историю | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. Карта по истории 17-18 века. | |
15 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | 1 | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. Урок-беседа | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. Критическая литература. | |
16 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Урок-анализ образа | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. Рисунки ребят. Портреты героев повести. | |
17 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта. Урок-представление. | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка». | |
18-19 | Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка» | 2 | Написание сочинения Урок развития речи. | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
| ||
20 | Обобщающий урок-игра | 1 | Участие в блиц-опросе, , игра в команде. Урок-игра | Оценка выполнения предложенных заданий | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | |
21 | «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения | 1 | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. Урок-путешествие в мир мистики. | Оценка ответов учащихся на уроке | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Иллюстрации к драме «Пиковая дама». | |
22 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | 1 | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Урок-отчёт. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова». | |
23 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Урок -практикум | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы. | |
24 | Образ Мцыри в поэме | 1 | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. Урок-соревнование | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Критическая литература к поэме. | |
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка ответов на поставленные вопросы | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | |
26 | Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. Урок - поиск | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | ||
27 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. Проблемный урок | Выборочная проверка записей, сделанных учащимися. | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; Словарь В.И.Даля. | |
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 1 | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Урок-практикум | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Интеграция. Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время. | |
29 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | 1 | Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа. Урок-практикум | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;; Портретная галерея героев Гоголя. | |
30 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | 1 | Работа над 4-м действием 4комедии. Урок-практикум | Оценка ответов во время работы с текстом | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Критическая литература. В.Г.Белинский. | |
31 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы. Урок-анализ | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ; Уметь критически относиться к своим деяниям. Таблица характеристики героя. Материал из дополн. источника. | |
32 | Практическая работа по комедии «Ревизор» | 1 | Ответы на предложенные вопросы и задания. Урок-беседа | Уровень выполнения практической работы | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста. Иллюстрации к комедии. | |
33 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | 1 | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. Урок-лекция | Индивидуаль-ный . | Подготовка к восприятию повести «Ася»; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. ИКТПрезентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева. | |
34 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | 1 | Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь». Урок-исследование | Оценка ответов во время беседы на знание текста | Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Расширить представление учащихся о произведениях русских классиков о любви. | |
35 | Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. | 1 | Анализ 16 главы. Беседа. Работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка умения анализировать произведение | Развитие умения анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | |
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации учебника. | |
37 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 1 | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. Урок комбинированный | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
| |
38 | Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат» | 1 | Беседа по содержанию, пересказ эпизодов. Урок-беседа | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | |
39 | Р.Р. Написание контрольного сочинение | 1 | Работа над сочинением. Урок развития речи | Индивидуаль-ный опрос. | Умение высказывать свою точку зрения на письме; создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | |
40 | Поэзия родной природы. | 1 | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. Урок-концерт | Оценка выразительного чтения наизусть. | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; Конкурс презентаций «Природа моего края». | |
41 | А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Урок-практикум | Оценка за выполнение домашнего задания. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово. Презентация. Проект. | |
42 | И.А.Бунин. слово о писателе | 1 | Запись основных положений лекции, работа с учебником. Урок-лекция | Выборочная проверка составленных тезисов | Уметь отбирать основной материал из лекции учителя; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; Выставка книг И.Бунина. | |
43 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | 1 | Аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-практикум | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | |
44-45 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 2 | Работа в группах, дискуссия. Урок-дискуссия | Индивидуаль-ный, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | |
46-47 | Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | 2 | Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа. Урок-диспут | Индивидуальная | Умение выявлять способы характеристики героев автором; Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа; Бережно относиться к своим близким. Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной» | |
48 | А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя | 1 | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа. Урок-встреча с творчеством нового писателя. | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме; Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького. | |
49 | Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | 1 | Анализ рассказа. Урок-практикум | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Выставка книг Горького. | |
50 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». Урок-практикум | Индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох. Стенд о биографии и творчестве А.Блока. | |
51 | А.Блок «На поле Куликовом» | 1 | Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений. Урок-практикум | Коллективная, групповая, индивидуальная | Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию; Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим. ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России. | |
52 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | Чтение наизусть стихотворений. Урок-концерт | Индивидуальная | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Иллюстрации. | |
53 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Урок-исследование | Коллективный, индивидуаль-ный | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин». | |
54 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | 1 | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. Урок-практикум | Оценка ответов во время урока | Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации к поэме. | |
55-56 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | 2 | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. Урок-диспут | Оценка ответов во время урока. Тест | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | |
57 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | 1 | Анализ главы, работа с учебником, творческая работа. Урок-открытие | Индивидуальная | Совершенствование литературоведческих знаний и умений; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; ИКТПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..» | |
58-59 | Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину. Р.Р. Написание контрольного сочинения. | 2 | Выразительное чтение отрывков, защита проектов; Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения. | Индивидуаль-ный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение. | Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Материалы уроков изучения поэмы. | |
60-61 | Уроки внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» | 2 | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-дебаты | Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Презентация «Дети на войне» | |
62 | Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса | 1 | Творческая работа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, тест | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания. ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира. | |
63-64 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | 2 | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок-практикум | Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа | Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении. Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта» | |
65-66 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | 2 | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. Урок-диспут | Оценка ответов на участие в беседе | Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы; ИКТ Проект «Останься с нами, Маленький принц!» | |
.67 | Урок внеклассного чтения | 1 | Рекомендации на лето | формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Список литературы. | ||
68 | Список литературы для летнего чтения. Итоговый тест. | 1 | ||||
69 | Литература и история в изученных произведениях. | 1 | ||||
70 | Резервный урок | 1 |
7.Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
- Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2011
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень). 10 – 11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
В результате изучения литературы ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- правильно, бегло и выразительно читать вслух;
- определять род и жанр произведения;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе в 10-11 классе
Пояснительная записка и тематическое планирование...
рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс
Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской, В 8, 9 классе к учебнику Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...
рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс
Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской, В 8, 9 классе к учебнику Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 и 6 классы
По русскому языку автор Львов, Львова.По литературе автор Меркин Г.С....