Память и приёмы запоминания
материал на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить .
Специальное дыхательное упражнение для активизации работы мозга перед запоминанием: Сделайте энергичный выдох, зажмите правую ноздрю большим пальцем и вдохните воздух через левую ноздрю за 4 секунды. Задержите дыхание на 10-16 секунд. Зажмите левую ноздрю, освободив правую, и выдохните воздух за 8 секунд. Так делайте от трех до семи раз.
Группировка разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям) Алгоритм действий: 1. анализ имеющегося материала; 2. выделение признака или признаков, по которым будет осуществляться группировка; 3. разнесение по группам необходимой информации.
Запомните слова: Альпы, Волга, сосна, Кавказ, Байкал, тополь, Иссык - Куль, Обь, Карпаты, Дунай, берёза, Ладожское, дуб, Гималаи, ясень, Енисей, Балхаш, Днепр, Алтай, липа, Балатон, Рейн, Саяны, лиственница, Онежское, Амур, Памир, Чудское Группировка
горы реки озёра растения Альпы Дунай Байкал сосна Кавказ Волга Иссык-Куль тополь Гималаи Обь Ладожское берёза Саяны Рейн Балхаш дуб Карпаты Днепр Балатон ясень Памир Енисей Чудское липа Алтай Амур Онежское ель Группировка
распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков Классификация -
Принципом данного приема является выделение из какого-либо содержания главной мысли, запомнив которую можно было бы восстановить исходное содержание (тезисы, заглавие, вопросы и др.) Выделение опорных пунктов
Алгоритм действий: 1. анализ материала; 2. поиск ключевых слов, понятий, предложений, закономерностей; 3. фиксация опорного пункта (слово, понятие, предложение и т.д.) в словесном или графическом виде . Выделение опорных пунктов
Алгоритм действий: Разбить на логические части Определить главную мысль частей Записать ключевые слова Слова – подсказки можно заменить схематическими рисунками Содержание частей, а потом и всего текста выразить несколькими предложениями
Об этом говорит и народная пословица «Повторение – мать учения. Установлено, что 40% новой информации забывается уже через 30 минут, ещё 35- на следующий день и 20 % - через месяц. Остается в памяти 5%. Поэтому повторять надо неоднократно: первый раз сразу после прочтения, второй – через час, третий – через день, а четвёртый - через месяц Но если ученик не вникает в содержание материала, многократное повторение превращается в бессмысленную зубрёжку. Поэтому повторение надо разнообразить, привлекая иллюстрации или примеры. Повторение
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием. 2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. 3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
1. повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить; 2. повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды; 3. повтори, выждав 10 минут (для запечатления); 4. для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа; 5. повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Работа с тестом 1 П – Посмотри текст. 2 П – Придумай к нему вопросы. 3П – Пометь карандашом самые важные места 4 П – Перескажи текст 5 П – Просмотри текст повторно. Метод 5 «П»
Рекомендации для успешного усвоения материала: 1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время. 2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить. 3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно. 4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части. 5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом. 6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое. 7. Повторять материал, пока он еще не забыт .
8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять "залпом", например, только перед самым экзаменом). 9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную). 10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.
11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "на свежую память". 12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти 13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал содержит коллекию мнемонических приёмов запоминания....
Семинар-практикум "Память. Способы эффективного запоминания".
Память и ее функции. Способы эффективног запоминания....
2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.
Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...
Ассоциативная память -ключ к запоминанию иностранных слов
В современное время проблема изучения иностранных языков стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что мы живём во времена глобализации. Времена непростые. Времена, которые диктуют свои правила и с...
Память и приёмы запоминания.
Приемы работы с запоминаемым материалом...
Память и приёмы запоминания
Память и приёмы запоминания...
Память и приемы запоминания
Конспект занятия....