Проблемы и пути взаимодействия семьи и школы
статья (8 класс) на тему

Сивожелезова Ольга Владимировна

Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Семейное воспитание лишь часть общественного, но часть весьма существенная: в семье даются «первые уроки жизни», закладывающие основу для руководства к будущим действиям и поведению, семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семья и школа18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и пути взаимодействия семьи и школы

   Семья-один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности интересов и потребностей. Семья даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.  

    Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Семейное воспитание лишь часть общественного, но часть весьма существенная: в семье даются «первые уроки жизни», закладывающие основу для руководства к будущим действиям и поведению, семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности.

   Следующим социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как социальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности. В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное учреждение (школа) осуществляет реализацию образовательных программ, обеспечивает воспитание обучающихся. В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире.

     Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональной сфере. В школе осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Социальные функции школы определяются актуальностью образовательных потребностей населения [3].

    Следует отметить, что школа как социальный институт, с одной стороны, традиционно пытается действовать от имени общества, объединять значимые общественные ценности. С другой стороны, исследования в сфере современного школьного образования показывают, что в контексте гуманистического подхода все большее значение приобретает школа как социальная общность педагогов и учащихся.

     Таким образом, современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы Е.В. Бондаревской, Л.Н. Давыдова, В.А. Караковского, М.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Х.Т. Загладиной Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями.

    Можно предложить следующие основные направления развития профессиональной культуры педагога в системе взаимодействия с родителями:

  • необходимо довести до сведения педагогов всех петербургских школ информацию о том, что в новых социально-образовательных условиях профессиональная культура педагога в системе взаимодействия с родителями включает в себя совокупность таких профессиональных требований к личности педагога, его профессиональному сознанию и особенностям профессионального поведения  и деятельности, которые включают в себя этические нормы поведения и нравственность педагога, учет социальных ожиданий родителей и согласование профессиональных позиций с семьей, коррекцию социальных ожиданий семьи от школы в вопросах воспитания и обучения учащихся (педагогическое просвещение родителей);
  • современным педагогам необходимо изучать специфику сознания родителей определенной возрастной группы, ценностного мира родителей учащихся данного класса, социальных ожиданий семьи от школы;
  • необходимо налаживать взаимопонимание между семьей и школой, создавать условия для организации «встречи смыслов» между педагогами и родителями учащихся, предотвращать возникновение возможных конфликтных ситуаций, грамотно выстраивать взаимодействие с родителями на взаимно согласованной ценностно-смысловой основе;
  • развитие профессиональной культуры педагога в системе взаимодействия с родителями должно включать в себя педагогическое просвещение и обучение родителей, формирование их педагогической культуры ради достижения объединенными усилиями общей цели — комфорта учебно-воспитательного процесса для учащихся и достижение ими высоких образовательных результатов.

    Таким образом, на основании анализа философской, социологической, педагогической литературы, опираясь на комплексный подход, можно утверждать, что в связи с происходящими в современном российском обществе изменениями, модернизацией образования происходит процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с необходимостью развития взаимодействия семьи и школы на всех уровнях социальнообразовательной ситуации; на основании анализа теоретических подходов взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания [2]. Для того чтобы образовательный процесс был оптимальным и результативным, необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками — ребенком, педагогами, семьей [1].

Список литературы

1. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.И. Селиванова. — М.: Новая школа, 1993.

2. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия семьи и школы: монография / под ред. О.А. Щекиной. — СПб.: СПб АППО, 2010.

3.Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие/ под общей редакцией О.А. Щекиной.-СПб.:СПбАППО,2013

                                                     

Приложение

Рекомендации психолога

 Что необходимо для развития взаимодействия семьи и школы? 

Системные исследования по изучению мнения школьников необходимы для позитивного взаимодействия семьи и школы. Самой информативной формой проведения этих исследований является опрос. Опрос выявляет субъективные переживания школьниками защищенности и удовлетворенности, тревожности, а также для сближения позиций в понимании актуальных вопросов школьной жизни учащимися, родителями и учителями.

Что обязательно должно быть в системе взаимодействия семьи и школы? 

Педагогам, классным руководителям необходимо создавать повод для прихода в школу родителей «просто так». На каждое вынужденное приглашение родителей из-за неуспешного обучения или нежелательного поведения хорошо бы осуществлять три, можно и более, приглашения для посещений по другим поводам. Это могут быть неформальные встречи. Удачной формой может оказаться система клуба. Встречу участников клуба можно проводить за неформальным чаепитием. Время до начала первого урока в субботу часто становится удобным практически для большинства заинтересованных родителей. Такие встречи необходимо проводить раз в месяц и вначале небольшим составом, но при регулярном проведении такие встречи вскоре становятся многочисленными. Школьники при таком подходе начинают больше ценить школу и больше прислушиваться к мнению родителей, что важно для подростков. Становится возможным более оперативное решение многих вопросов и расширяется эмоциональное отношение учащихся к присутствию членов семьи в школьной жизни.

Что желательно включить в систему взаимодействия семьи и школы? 

В школе на разном уровне (школы в целом или класса) создать специальные поводы для совместной деятельности ребят с их отцами. Это могут быть спортивные соревнования, спортивные любительские команды, тренерами которых могли бы быть родители, клубы путешественников. Кружки, в которых родители могут передать свои умения, приобщить детей к своим любимым занятиям, пользуются большой популярностью среди подростков. Уважение растет и к ученику, папа или мама которого проводят такие занятия. В школе можно создать комитет по решению спорных вопросов. В такой комитет могут входить как младшие, так и старшие подростки. Участие может быть выборным. Такая система решения конфликтных или просто возникающих проблем решает сразу несколько педагогических задач. Развиваются коммуникативные навыки и ответственность учащихся. Отношения между одноклассниками и учителями гармонизируются, и развивается активная гражданская позиция школьников. Важной составляющей работы по организации взаимодействия семьи и школы может стать развитие системы ученического самоуправления, а также различных шефских форм работы старшеклассников с учащимися младших классов, что позволит «примерить» роль родителей.

Что следует помнить? 

Следует помнить, что все мероприятия, усилия и нововведения осуществляются только исходя из интересов учащихся и направлены на их развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимодействия семьи и школы

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.Такая позиция школы тесно связана с определением...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия.

Нет нужды долго говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Мы, педагоги, не можем не считаться с их мнением по поводу образовательной п...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути их решения.

В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. В. А. Сухомлинский...