Доклад "Как заинтересовать маленького школьника учебой"
консультация на тему

Аблаева Марина Витальевна

Как заинтересовать маленького школьника учебой? Как научить его учиться? На самом деле всё не так и сложно. Хорошо, если у Вашего ребёнка есть желание и стремление быть не хуже других, если он не боится переспрашивать и просит объяснить заново непонятный для него материал.

Самая большая помощь, которую Вы можете оказать ребенку сейчас - научить готовить домашние задания. Не стоит думать, что ребенок научится этому самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kak_zainteresovat_malenkogo_shkolnika_ucheboy.doc.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на родительском собрании в начальной школе

«Как заинтересовать маленького школьника учебой».

Как заинтересовать маленького школьника учебой? Как научить его учиться? На самом деле всё не так и сложно. Хорошо, если у Вашего ребёнка есть желание и стремление быть не хуже других, если он не боится переспрашивать и просит объяснить заново непонятный для него материал.

Самая большая помощь, которую Вы можете оказать ребенку сейчас - научить готовить домашние задания. Не стоит думать, что ребенок научится этому самостоятельно. Период обучения подготовки домашнего задания можно поделить на несколько составляющих:

  • старайтесь во всём помогать ребенку и внимательно следите за тем, как он выполняет задания. Обычно из-за ошибок при выполнении и возникают многие проблемы. Часто из-за простого незнания элементарных вещей у ребенка возникают затруднения. Объясните ему, помогите  восполнить пробел;
  •  дайте возможность ребёнку посильную часть работы выполнять самостоятельно. Работу оценивайте объективно, разбирайте все по полочкам, вместе. Не стоит придираться к мелким недочётам. В первую очередь хвалите ребенка даже за самый незначительный успех. Помогите ребенку почувствовать свою силу и способности;
  • постепенно доверяйте ребёнку самостоятельно готовить уроки, для себя оставьте функцию проверяющего. Если ребёнок просит помощи – по возможности не отказывайте ему, но именно помогайте, а не делайте за него.

Очень важно, чтобы ребёнка самого интересовала учеба, чтобы он хотел учиться и получал от этого процесса удовольствие. Этого не будет, если школьник не видит целей учебного процесса. Ребёнок должен понимать, что главное не оценка, а понимание материала, что если он всё усвоил сегодня, то завтра ему будет легко и он сможет помочь тем, кто не справляется. Ребёнку нужно объяснить, что хорошо обучаясь, он умственно растёт и совершенствуется. 

Нельзя допускать, чтобы ребёнок был нацелен на сиюминутный результат, это чревато тем, что вчерашний отличник вдруг не сможет справиться с новым заданием, нужно правильно выделять учебную задачу. Постарайтесь донести до ребёнка, что задания даются для того, чтобы уметь размышлять, выполнять похожие, а не для того, чтобы ответить самому первому или нарисовать быстрее всех/больше всех.

Теперь немного о том, как задавать вопросы. Учите своего ребёнка задавать вопросы к заданиям и упражнениям: «Чему ты научишься, выполняя это задание? Почему тут вместо цифры точка?». Объясните малышу, что нельзя молчать на уроках, если он не понял преподнесённый учителем материал, это не стыдно! Нужно обязательно попросить учителя объяснить всё ещё раз! Оставляя пробелы в учебной части сейчас, завтра можно вообще заработать двойку. Учите ребёнка сравнивать задания, которые он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь, или наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать в ребёнке желание пополнять свои знания.

Как правило, родителей волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь, обучаясь в школе.

С помощью тестов, которые  сегодня я хочу Вам предложить, Вы можете достаточно объективно оценить своего ребенка (приложение 1, 2).

Я предлагаю несколько практических советов по развитию мотивации ребенка.

  • развивая мотив достижений, постоянно ориентируйте ребенка на самооценку и самостоятельную деятельность;
  • после выполнения им какого-либо дела спросите: «Ты удовлетворен результатом?»;
  • вместо того чтобы давать какую-нибудь оценку, скажите ребенку: «Ты сегодня хорошо справился с работой»;
  • обсудите вместе достижения и промахи ребенка;
  • постоянно интересуйтесь отношением ребенка к процессу и результату совместной деятельности;
  • чаще ставьте ребенка в ситуацию выбора цели;
  • расскажите о программе действий с вариантами выбираемых задач;
  • предложите ребенку самому выбрать уровень сложности заданий;
  • предложите выбрать способ достижения цели;
  • помогайте ребенку ставить реалистичные цели;
  • попробуйте вместе выбирать достижимые цели, постепенно их усложняя;
  • если видите, что ребенок ставит нереалистичные цели, предложите ему альтернативу;
  • попросите ребенка записывать в отдельную тетрадь цели и задачи, которые он ставит перед собой на день, неделю;
  • обсудите с ребенком, как он будет работать над достижением своих целей;
  • помогайте ребенку быть ответственным за удачи и промахи. Если он делает ошибку, обсудите это, предложив ему самому провести анализ выполняемой работы;
  • помогайте ребенку увидеть связь между его усилиями и результатом труда;
  • после выполнения задания попросите ребенка рассказать, что было особенно трудным, и как он с этим справился;
  • обсудите причины не только успехов, но и неудач;
  • старайтесь избегать скоропалительных выводов о причинах успехов и неудач ребенка.

Создайте ситуацию для достижения успеха:

  • выбирайте такие задания, при выполнении которых ребенок чаще достигал бы успеха, чем терпел неудачу;
  • при возникновении трудностей у ребенка при выполнении задания разбейте его на более мелкие части.

Критические замечания делайте на фоне положительного, отмечая действия, дела, а не личность как таковую.

Удачи в воспитании подрастающего поколения, уважаемые родители!

Приложение 1.

С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".

1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и с взрослыми?

5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

11. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?

12. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом "обувь" слова "сапоги", "туфли", "ботинки")?

14. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, "жарко" - "холодно")?

15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?
18. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?
19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец "дерево - ветки", к слову "книга" необходимо назвать слово "страницы")?

24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

КЛЮЧ
Если на вопросы 1,3,4,5,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19, 20, 22, 23 ответили "да", то начислите по 1 баллу за каждый ответ.
Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили "нет", то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.
Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

20-24 балла, поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.

15-19 баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.

14 и менее баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: "терпение и труд все перетрут". Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.

Приложение 2.

Тревожен ли Ваш ребенок?
(тест для родителей первоклассников)

Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша и дальше при обучении. Если Вы хотите узнать, как может проявляться тревожность и насколько она сильна у Вашего ребенка, ответьте на вопросы анкеты.
Суммировав все утвердительные ответы, Вы получите общий балл тревожности.
1. Ваш ребенок ест всегда с аппетитом?
2. Он страдает от чрезмерной застенчивости?
3. Страшные сны не редкость для Вашего ребенка?
4. Обычно ему трудно сдержаться, чтобы не заплакать?
5. Вашего ребенка нельзя назвать уверенным в собственных силах?
6. Он боится браться за какое-либо новое задание?
7. Ему трудно заснуть?
8. Ваш малыш часто волнуется?
9. Вы заметили, что у него проблемы со стулом?
10. Вас беспокоит его чрезмерная напряженность и скованность?
11. Сильное волнение Вашего малыша, как правило, сопровождается рвотой, потливостью рук, ознобом или жаром?
12. Любое ожидание вызывает в нем сильное беспокойство?
13. Не слишком продолжительная работа утомляет Вашего ребенка?
14. Ваш ребенок часто жалуется на всевозможные неприятности
во взаимоотношениях со сверстниками?
15. Ему трудно дружить?
16. Любые трудности пугают его?
17. Ребенок часто невнимателен и рассеян?
18. Он не может оставаться один дома?
19. Ваш малыш боится темноты?
20. Его рисунки отличаются мрачными тонами и страшными сюжетами?

15-20 баллов.
Это показатель высокой тревожности. Вам следует обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы избежать серьезных проблем в школе и возникновения новых страхов.

4-7 баллов.

Говорит о среднем уровне детской тревожности. Не следует игнорировать ее. Постарайтесь помочь Вашему ребенку приобрести уверенность в себе. Не скупитесь на заслуженную похвалу.

1-6 баллов.

Свидетельствуют о низком уровне тревожности. Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему физически и психологически здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности отрицательного отношения школьников к учебе

Почему дети не хотят учиться и как преодолеть эту проблему? Давайте вместе подумаем над этим вопросом....

Как заинтересовать ребенка учебой?

Как заинтересовать ребенка учебой? Закладка для хороших родителей...

Учеба -главный труд школьника

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общ...

Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

Как заинтересовать школьников геометрией

Это выступление было подготовлено мною для творческого конкурса учителей математики (2019 г.). В нем описана серия уроков геометрии в 7 классе.К выступлению прилагается презентация...

Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....

Статья "Как заинтересовать школьника участвовать в школьных мероприятиях"

Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать им...