От Агу до Мама
консультация на тему

Спиркина Марина Григорьевна

Все родители хотят, чтобы их ребёнок вырос разносторонней личностью, чтобы добился успехов в своей жизни. Всем, даже самым заботливым родителям не стоит забывать, что любые незначительные недостатки в речи малыша могут помешать ему в учёбе, развитии, а в дальнейшем- и его карьере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_agu_do_mama.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

О развитии речи у детей

Все родители хотят, чтобы их ребёнок вырос разносторонней личностью, чтобы добился успехов в своей жизни. Всем, даже самым заботливым родителям не стоит забывать, что любые незначительные недостатки в речи малыша могут помешать ему в учёбе, развитии, а в дальнейшем- и его карьере.

                К логопедическим проблемам своего ребёнка надо относиться очень серьёзно. Проблемы могут быть разные: ребёнок не говорит совсем, отсутствует связная речь, словарный запас очень бедный, ребёнок неправильно произносит звуки и т.д. В разных случаях необходима и различная помощь. Иногда родители могут справиться сами, но в большинстве случаев требуется помощь специалистов (логопеда, дефектолога, невролога).

            А как вообще должна развиваться речь ребёнка, каковы её основные этапы? Давайте рассмотрим, что должен он уметь в каждом отдельно взятом возрастном периоде.

           Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика-к гулению, от гуления- к лепету, от лепета- к простым словам. В 2 месяца ребёнок улыбается, когда слышит маму. А в 3-4 месяца начинает гулить, смеяться, оживляться при общении со взрослыми. В 6-7 месяцев он певуче гулит и уже лепечет. В 8-9 месяцев начинает повторять одинаковые слоги: «ба-ба-ба, па-па» и т.д. Играет в «ладушки». Крик, плач, гуление- это формы врождённые, а не подражательные. Они возникают, как филогенетическая речевая память.

         К году ребёнок может произнести 3-4 лепетных слова, понятных при соотнесении с ситуацией. В 1,6 года малыш показывает несколько частей своего тела. Словарный запас у него 7-20 слов. С 1года 9 месяцев у детей начинает появляться фраза из двух слов: «Мама пить. Баба гулять». ( «Мама ить. Баба гу»). Словарь должен быть не менее 20 слов. В 2 года малыш должен иметь минимум 50 слов. Строить предложения из двух слов. Использовать местоимения: я, ты, мне. В 3 года словарный запас ребёнка составляет не менее 300-350 слов. Он называет своё имя, пол, возраст. Понимает смысл  простых предлогов: на,  под, в. Его предложение  состоит минимум из трёх  слов. В этом возрасте дети уже начинают более чётко и правильно произносить слова. Их речь начинает понимать не только мама, но и посторонние люди. Однако сложные, длинные слова они произносят ещё с большими искажениями. Многие звуки пока отсутствуют или заменяются другими звуками. Также речь ребёнка в 3 года может быть ещё несколько смягчена. К трём годам заканчивает своё формирование основные отделы головного мозга.

           В 4 года у детей появляются звуки «ш», «ж», «ч», «щ», то есть вместо «сапка» ребёнок правильно произносит «шапка». Это значит, что мышцы языка  окрепли, кончик языка может подняться к нёбу, где и формируются эти звуки. Словарный запас достигает 1500 слов, ребёнок строит сложные предложения.

         В 5 лет словарь дошкольника должен насчитывать 2500 слов. Он овладевает всеми звуками родного языка. В предложении малыш использует все части речи, знает широкий круг предметов и явлений окружающего мира. К 6 годам все дефекты и несовершенства речи должны, в норме, исчезнуть сами по себе. Однако в силу индивидуальных, социальных или каких-то других особенностей развития у некоторых детей сохраняются стойкие нарушения общей структуры речи: ребёнок неправильно строит предложения, не умеет согласовывать слова по роду, числу и падежу, также неправильно использует предлоги и союзы, дефекты произношения не исчезают, а принимают стойкий характер.  К пяти годам мозг заканчивает своё структурное формирование и его развитие.

Наиболее благоприятны для психического развития ребёнка физический

контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение модно прировнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определённые интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ.

     Речь является одной из высших психических функций человека и её задержка провоцирует вторичную задержку развития в целом. Речь и мышление тесно связаны друг с другом. Задержка речевого развития может спровоцировать задержку формирования мыслительных операций.    

         Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобится много сил и времени. Но не надо ждать до 6 лет. Как только вы заподозрили у своего малыша проблемы с речью, а это может быть и в 2 года, и в 3 года, и в 5 лет, первое, что надо сделать в таких случаях, это обратиться к логопеду и неврологу. Невролог определит , есть ли у вашего ребёнка медицинские причины для такой задержки, может предложить вам медикаментозную помощь, если она необходима. Логопед даст вам рекомендации для самостоятельной работы дома или предложит посещать логопедическую группу в детском саду. Это зависит от сложности речевого нарушения. То есть комплексное (врач, педагог) воздействие даст оптимальные результаты при устранении нарушения. А чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты.

                                         Успехов вам и вашим малышам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И все-таки лучше всех на земле -мама. Моя мама". Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

"И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама". (Р. Рождественский) - это конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Сценарий включает в себя подборку стихотворений, представляемых на конкурсе. В нем ...

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама"

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама" (Р. Рождественский) посвящен Дню матери. Стихи подобраны таким образом, что позволяют охватить всех учащихся школы - от самых маленьких...

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Классный час "Мама, милая мама моя"

Сценарий для проведения классного часа в 9 классе ко Дню матери....

Внеклассное мероприятие-утренник "Мама, милая мама моя"

В данной  папке  собран весь материал для проведения  внеклассного  мероприятия, посвящённого Дню Матери (стихи, сценарий утренника и подборка песен)....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный «И все-таки лучше всех на земле – МАМА. МОЯ МАМА.»

Этот материал поможет в подготовке к конкурсу чтецов, к празднику " День Матери"....