«Формы успешного взаимодействия учителя-логопеда с семьей»
методическая разработка на тему

Колыванова Анна Владимировна

«Формы успешного  взаимодействия учителя-логопеда с семьей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект

«Формы успешного  взаимодействия

учителя-логопеда с семьей»

                                                                       Выполнила Учитель-логопед                                                                Колыванова Анна Владимировна

Москва 2017 год

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта. Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

        Для полноценной логопедической работы в условиях детского сада и средней образовательной школы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей.         

        Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.

        Главным помощником логопедам является правильно подобранная и доступно донесенная информация. Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания. Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы информацию.

        На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Формы работы логопеда с родителями

        Родительское собрание традиционная форма или «Групповая консультация». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.

        Примерные темы собраний:

  • «Зачем нужен логопед в детском саду», «Речевая готовность первоклассников к школьному обучению»,
  • «Ребёнок на пороге школы»,
  • «Формирование навыков звукового анализа у детей 6-7 лет»,
  • «Профилактика нарушений письменной речи детей»,
  • «Профилактика диграфии и дислексии»,
  • «Распознаём дисграфические ошибки у детей»,
  • «Взаимосвязь между развитием устной и письменной речи обучающихся», «Игровые приемы работы дома» и т.д.

        Индивидуальные консультации - наиболее эффективная форма работы «Индивидуальная консультация». На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Принцип в работе с родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать».

        Открытые занятия - познавательная и полезная форма взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в будние дни, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома.

        Практикумы-семинары

        Интересная форма работы во время которой родители могут не только совершенствовать свои навыки, но и понять как же все происходит, да и более глубоко понять для чего именно то или иное упражнение выполняется.         Консультации по телефону используется если нужно уточнить или  донести до родителей определённую информацию. Но она лишена подкрепления наглядностью, что снижает степень усвоения информации.         Взаимодействие через интернет 

        Можно пересылать по электронной почте родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

        Он-лайн игры или компьютерные игры 

        Для закрепления материала широко используются игры портала «Мерсибо.ру». Можно в режимме он-лайн, а так же с помощью компьютерных дисков и флешек. Дети охотно играют, выполняя задания персонажей. Родителям логопед может предложить ссылку на рекомендуемые разделы игр, благодаря которой они получают не только желаемое домашнее задание, но и скидку для приобретения билетиков для занятного закрепления материала.

        Памятки для родителей 

Также используются памятки для родителей на различные темы. Их распечатывают и раздают на собраниях, днях открытых дверей и на консультациях либо вклеивают в тетради детей.

        Логопедические тетради        

         Это непросто тетради, а тетради-дневники. На первой странице как правило пишут примерный план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактным номером телефона. Также в тетрадях, логопед записывает (рисует) или вклеивает домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома.

Девиз работы логопеда с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы физического воспитания в семье

Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.Не всегда лег...

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Родительское собрание-основная форма общения школы и семьи

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, э...

Основные формы социально-педагогической помощи семье

Основные формы социально-педагогической помощи семье...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Семейный клуб как форма сотрудничества школы с семьями обучающихся

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй....