Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.
статья (5 класс) на тему
Статья посвящена процессу адаптации учащихся к процессу обучения в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_uchashchihsya_k_protsessu_obucheniya_v_sredney_shkole.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.
Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально- психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает :
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
- Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
- Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
- Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети ( а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостю вступать в контакты со старшеклассниками.
Этапы организации адаптационного периода.
У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие- к несдержанности, даже к какой- то экспансивности при оценке и характеристике учеников. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе.
Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5 класса. Например, предъявление высоких требований относительно учебной деятельности, новых форм без этапа предватительного научения или объяснения причин.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
- Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
- Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
- Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
- Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и.т.п.)
- Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, музыки, руководителей театральных кружков и.т.п.) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе необходимо:
- Учитывать психологические особенности 10-11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
- Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.
Программа адаптационного периода для учащихся 5 классов.
- Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное- в каждом.
- Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так, для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии- поиска.
- Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действие сообща. Так, удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились , например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным».
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится – почти 2 месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс- диагностики ( их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентируемые на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого- педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы , преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе.
Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4 класса в 5-й:
- Проведение родительских собраний в 5 классах по вопросам адаптации в среднем звене.
- Наблюдение за учащимися 5 классов во время и вне учебных занятий.
- Выделение «группы риска» среди учащихся 5 классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т. п.
При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения , в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Сценарий организационного родительского собрания (5 класс).
Цель
Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи
- Изучить приоритетные интересы родителей.
- Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
- Провести выборы родительского комитета.
Предварительная подготовка.
- Изучение классным руководителем личных дел учащихся , результатов их учебной деятельности в 4 классе.
- Изучение характеристики класса за предыдущий год.
- Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.
- Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение отправить по почте или разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким:
- «Уважаемые родители! Ваш сын (или дочка) стал учеником 5 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше - на эти вопросы и многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится … Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С надеждой на встречу. Ваш классный руководитель …»
- К родительскому собранию подготовить высказывания, которые будут прикреплены на классной доске. Воспитание- это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Я.А.Коменский. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже. Дж. Дьюи. Любите детство, поощряйте его игры и забавы. Л.Н.Толстой. Школа – это мастерская человечности. Ж.Ж.Руссо.
- Классный руководитель может приготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона.
- На доске написать основные направления плана воспитательной работы, нравственные законы общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского комитета и направления его деятельности.
- К первому родительскому собранию подготовить следующий опросник:
- Фамилия, имя и отчество родителей.
- Год рождения, образование.
- Домашний адрес и телефон.
- Профессии родителей.
- Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является пятиклассник - старше или младше?
- Полная или неполная семья.
- Особенности развития ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете у врачей).
Ход собрания
Родители входят в класс, рассаживаются и до начала собрания дают ответы на вопросы (опросника).
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.
II.Самопредставление родителей учащихся.
В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.
III.Вручение родителям блокнотов- сувениров.
В этих блокнотах родители могут делать записи, связанные с воспитание своего ребенка; вопросы, которые хотелось бы задать педагогам.
IV. Знакомство с планом воспитательной работы, знакомство с традициями школы.
- Рассказ об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.
- Знакомство с дневником (какую информацию может дать дневник пятиклассника, на какие графы в нем необходимо обращать внимание).
V.Заполнение листа участия семьи в жизни класса.
Такой лист лежит перед каждой семьей.
Проблемы воспитания, которые нас волнуют | Мы могли бы организовать в классе | Могу войти в состав родительского комитета и помочь | |||
Классный час | Кружок | Секцию | Студию | ||
Заполнение данного листа позволит увидеть , какие проблемы воспитания волнуют родителей, их отношение к участию в жизни класса.
VI. Экскурсия по школе.
VII. Выборы родительского комитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе
Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...
Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе
Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...
Рекомендации родителям по адаптации младших школьников к обучению в средней школе
Рекомендации родителям по адаптации младших школьников к обучению в средней школе...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"
В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...