Памятки и презентации
материал (8, 9, 10, 11 класс)

Колышкина Елена Юрьевна

Данное выступление знакомит родителей с системой непрерывного образования, процедурой государственных экзаменов, что делается школой в данном направлении и каковы ее результаты. Памятки помогут родителям лучше понять совего ребенка в определенной ситуации и найти правильное решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Ваш ребенок готовиться к государственной итоговой аттестации!

Единый государственный экзамен - новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблема подготовки к нему - это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для родителей.

Важно при этом также помнить, что экзамен - это испытание не родителей, а детей. Если дети уже настолько большие, что они сдают экзамены, то это их жизненная задача, с которой они должны справиться сами. Не только детям необходимо говорить о том, что экзамен - это ситуация, в которой не все зависит от них. Очень важно для родителей понять, что они могут сделать для своих детей, а что от них не зависит.

Расширение осведомленности родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями, преодоление «мифологии» позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период. Поэтому не пропускайте  родительские собрания в школе, где Вам расскажут обо  всей процедуре экзамена!

Поскольку перед родителями детей, сдающих экзамены, стоит задача не только сугубо учебной помощи, но и поддержки, снижения тревоги, то необходима, помощь самим родителям - чувствовать себя более уверенно. Опять-таки, такую помощь можно получить, посещая общешкольные, классные родительские собрания, консультируясь с учителем – предметником, по дисциплине которого сдается ЕГЭ.

Эмоциональная (психологическая) поддержка.

Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену» - с этой позицией, обеспечивающей эмоционально комфортные для ребенка условия и способствующей его оптимальному развитию, является представление о сотрудничестве между родителями и учебным заведением.

Здоровье.

Режим дня  во многом определяет физическое и психическое состояние школьников во время подготовки к экзаменам:

  • за учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая.
  • После сытного завтрака нужно сразу же приступать к занятиям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час.
  • Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.
  • После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный перерыв (20-30 минут) для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три.
  • Потом обед и отдых, лучший вариант -прогулка на свежем воздухе не меньше 2-3 часов.
  • Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.
  • Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
  • Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Желательно это делать при открытой форточке или окне, чтобы обеспечить полноценный отдых и восстановить трудоспособность.
  • Поддерживая себя крепким чаем или кофе, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью. Такие занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая.

Питание.

Подготовка и сдача экзаменов - дело трудное, поэтому в такое время школьнику нужно хорошо питаться, а главное, знать, что есть и в каком наборе. Нельзя, чтобы ребенок садился заниматься на голодный желудок. Особенно большое значение в рационе имеют овощи и фрукты.


Для улучшения памяти

Морковь

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас

Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 1 00 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авокадо

Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, и т.д) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно съедать половину плода в день.

Морская капуста

Стабилизирует количество йода в крови, способствует нормальной умственной деятельности и запоминанию.

Для концентрации внимания

Креветки

Креветки - деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жарения).

Репчатый лук

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Рекомендуется съедать от половины луковицы ежедневно.

Орехи

Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (доклад,- конференция, экзамен). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга. Продукты, которые помогут достичь творческого озарения.

Инжир

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом, что способствует развитию творческого мышления.

Тмин

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

В день экзамена.

Некоторые школьники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменом транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, потому что снижает внимание и память. К тому же известно, что настоящее предэкзаменационное волнение мобилизует скрытые резервы организма, повышает его возможности!

Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.

На экзамен нужно прийти точно в назначенное время. Не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня - время для разрядки, снятия напряжения, восстановления сниженной работоспособности.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, чей ребенок решил заниматься  исследовательской деятельностью.

        Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети занимаются учебно-исследовательской деятельностью.

Работа над исследовательским проектом – сложный труд и для ученика, и для родителей. Задача родителей – знать суть этой деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.

Данные рекомендации в большей степени предназначены для родителей с 1 по 6 класс.  В старшем возрасте у обучающихся широко развито стремление все сделать самостоятельно и  помощь от родителей требуется в том, чтобы проявить интерес и поощрять своего ребенка.

Общие рекомендации:

1) Учите детей действовать самостоятельно, избегайте прямых инструкций.

2) Давайте простор инициативе детей.

3) Не делайте то, что дети могут сами или могут научиться.

4) Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5)Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- анализировать, синтезировать, классифицировать и обобщать информацию.

5) Выбирайте только те темы, которые увлекли ребенка.


Направления тем  детских исследований:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, проект космического корабля для туристических полетов, супергерои и их способности, несуществующие животные).

Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (наблюдения за домашними животными, экспериментирование с растениями, семенами, песком, водой, светом, пищевыми продуктами и т.д.).

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах и т.д. (например, исследование динозавров, редких животных, истории кораблестроительства и т.д.).


Что такое учебно-исследовательская деятельность?

        Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

        Учебно-исследовательская деятельность школьников - это специфическая учебная деятельность, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированная на открытие лично-значимых для учащегося знаний, формирование и  приобретение исследовательских умений.

         Развитие в процессе занятий УИД исследовательских умений (универсальных учебных действий) реально способствует овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готовности к сотрудничеству, успешности в обучении.

Этапы выполнения исследовательской работы:

  1. Проблемная ситуация, столкновение с противоречием побуждает исследователя к выполнению вполне конкретной мыслительной работы: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Следовательно, первый этап учебного исследования – постановка проблемы.
  2. Вторым этапом учебного исследования является поиск решения, что связано с выдвижением гипотез, формулировкой темы, постановкой цели и задач исследования.
  3. Третий этап – сбор,  анализ, обобщение информации, собственные выводы.
  4. Результатом четвертого этапа учебного исследования является словесное выражение решения проблемы, рукопись, оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями. Защита работы должна быть публичной, с привлечением авторов других работ, экспертной комиссии, зрителей.
  5. Пятый этап – подготовка доклада выступления на школьной или городской конференции.
  6. Шестой этап – выступление с докладом на конференции. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения исследовательской работы ребенка?

  1. Школьник часто видит проблему и задает  вопросы там, где для взрослого все кажется очевидным. Задача родителя на данном этапе поддержать и укрепить познавательный интерес ребенка, показать свою заинтересованность, готовность помочь.  Специалисты в области психологии подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Помочь ребенку выдвинуть как можно больше гипотез. Записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти гипотезы порядком записи в столбце.
  3. Помочь поставить цель исследования, скорректировать ее формулировку, т.к. дети часто путают мотив (желание) с определенной конкретной целью исследовательской работы.
  4. Совместно с ребенком наметить пути решения проблемы (сформулировать задачи).
  5. Сбор,  анализ, обобщение информации, собственные выводы является для школьников одним из самых сложных этапов. На данном этапе взрослые должны помочь  юному исследователю в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске дополнительной информации по теме исследования.  Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, книги, периодические издания, Интернет.
  6. Собранные сведения анализируются и обобщаются. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения – очень непростая и важная задача.
  7. На этапе оформления работы детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
  8. Родители могут помочь ребенку набрать его работу на компьютере и распечатать ее. Если ваш ребенок хорошо владеет компьютером и в состоянии напечатать свою работу сам, помните о санитарных нормах работы младшего школьника за компьютером (не более 20-30 мин в день) и не забывайте их соблюдать.
  9. При подготовке доклада, выступления на конференции родитель может отрепетировать с ребенком его выступление, потренировать его в ответах на возможно поставленные при защите вопросы, снять волнение ребенка перед выступлением, подготовить презентацию.
  10. Целесообразно присутствовать на защите исследовательской работы, морально поддержать своего ребенка, поздравить его с удачным выступлением. Но лучше спросить об этом ребенка.
  11.  По окончании выступления обязательно обсудите с ребенком его выступление. Дайте ребенку советы, которые помогут ему в дальнейшем скорректировать свою исследовательскую деятельность. Обсудите с ним то, что он мог бы уже сделать без помощи родителей.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, чьи дети готовятся к всероссийской предметной олимпиаде.

Данная памятка предназначена для тех родителей, кто считает важным увлечь своего ребенка знаниями, расширить интеллектуальный потенциал.

  1. Невозможно сразу, необдуманно, готовится к олимпиаде. Нужна большая предварительная работа, которая начинается  как минимум с 5-го класса (так как в 5-м классе  ребенок начинает изучать практически все предметные области).
  2. Важна поддержка родителей в участии ребенка в дистанционных олимпиадах по разным предметам, интеллектуальных конкурсах. За этот период учащийся приходит к выводу – какой предмет ему наиболее интересен. Это важно! Чаще всего с выбором любимого предмета связана будущая профессия!  Тогда вместе с ребенком родители могут строить образовательную траекторию, и проблема мотивации учебы будет решена.
  3. Поэтому первое, что необходимо сделать – создать условия выбора и возможности участия в разных интеллектуальных мероприятиях по разным предметам.
  4. Второй немаловажный момент – научите ребенка доводить начатое дело до конца.  Даже если не получается – научите находить нужную информацию из разных источников: книга, энциклопедия, интернет.
  5. Поговорите с учителем, которому доверяет ваш ребенок, и получите консультацию как  развиваться дальше. Этот процесс для каждого ребенка индивидуален!

Что можно родителям  сделать дома?

1. Стимулировать  ребенка к углубленному изучению предмета:

  • Организуйте совместно с ребенком режим дня, определите в какое время лучше всего готовится к олимпиаде. Изучению сложных тем лучше отводить часы подъёма мозговой активности, изучению хорошо знакомых – часы её спада.  Психофизиологами установлено, что пик мозговой активности человека приходится на интервалы между 9.00 и 12.00, а также между 16.00 и 18.00.
  • Помогите ему осознать свои сильные и слабые стороны, выработать собственный стиль учебной деятельности, развить умение использовать собственные интеллектуальные ресурсы.
  • Обеспечьте вашему ребенку доступ к информации из различных источников.
  • Стимулируйте и одобряйте его активность в учебной деятельности.
  • Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов учебного предмета, по которому ему предстоит готовиться. Пусть он «просветит» вас по тем или иным темам, а вы в качестве их повторения зададите вопросы. Чем больше ребенок успеет вам рассказать, тем лучше. С одной стороны, вы примете непосредственное участие в жизни вашего сына или дочери, с другой стороны, смоделируете ситуации общения участника олимпиады с членами комиссии, поможете ему потренироваться отвечать на конкретные вопросы в условиях самих состязаний.
  • Проанализируйте с ребенком ощущения, которые возникли у него в ходе выполнения заданий при подготовке: тревога, спортивный азарт, скука, неуверенность в собственных силах, желание разобраться в задаче. Уточните, удалось ли ему сосредоточиться на выполнении задания и не отвлекаться.
  • Приучайте ребенка ориентироваться во времени и рационально распределять его.

2. Позаботиться о его здоровье:

  • Начинайте каждое утро с зарядки!
  • Обеспечьте будущему олимпиаднику удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему.
  • Контролируйте режим подготовки к олимпиаде, не допускайте перегрузок. Следите за тем, чтобы ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, вызванное переутомлением.
  • Не допустите, чтобы ребенок занимался в комнате, где включен телевизор или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не стоит этому препятствовать, только музыка должна быть без слов.
  • Внимательно следите за питанием ребенка. Хорошую работоспособность обеспечивают мозгу белки растительного и животного происхождения, следовательно в рацион питания должно быть включено необходимое количество белковой пищи (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, ржаной хлеб, картофель в мундире, цельный рис, бобы, горох, чечевица, грецкие орехи и т.д.). Эти продукты усваиваются организмом медленнее остальных, обеспечивая таким образом мозгу длительное питание. Также пища человека, испытывающего значительную умственную нагрузку должна быть богата витаминами группы В и витамином РР, полиненасыщенными жирными кислотами (жирная рыба, крупа, яйца, молоко, кисломолочные продукты, дрожжи). Справиться с длительными умственными нагрузками и повысить работоспособность помогает употребление кураги, изюма, авокадо, семечек и орехов. Концентрации внимания способствует включение в рацион кальмаров, крабов, креветок, репчатого лука.
  • Не следует растущему человеку прибегать к стимуляторам нервной деятельности (кофе, крепкий чай). Снятию стресса способствует фруктовый салат (с клубникой, бананами, киви, апельсинами, яблоками и др.). С утра перед олимпиадой (после завтрака) дайте ребенку карамель – глюкоза отлично стимулирует мозговую деятельность.
  • В последние двенадцать часов перед олимпиадными испытаниями обеспечьте ребенку полноценный отдых и сон.

3. Помочь выработать уверенность в себе:

  • Стимулируйте развернутые высказывания по любому поводу. Задавайте вопросы и просите ребенка выражать мысль полными предложениями, а не односложными.
  • Укрепляйте уверенность ребенка в себе: подбадривайте, хвалите его, говорите ему о своей любви.
  • Внушайте ребенку уверенность в себе.

4. Обеспечить эмоциональную поддержку:

  • Создайте дома обстановку доброжелательности и уважения, не выступайте в роли критика.
  • Если видите, что вашему ребенку не хватает собранности, усидчивости, то в спокойной обстановке обсудите с ним это, поделитесь своим беспокойством.
  • Сами внутренне настройте себя на то, что «всё будет хорошо», и говорите об этом своему ребенку («Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «Ты это можешь, только приложи усилия» и др.).
  • Не тревожьтесь о результате, который покажет ваш ребенок, участвуя в предметной олимпиаде. Внушайте ему мысль, что этот результат – ещё не показатель возможности человека.
  • Сами не повышайте тревожность ребенка накануне состязаний, это отрицательно скажется на результате.
  • Не критикуйте ребенка в случае неудачи на олимпиаде, обязательно поддержите его, если он получил меньше баллов, чем рассчитывал!

 

Таким образом, вы создадите максимально комфортные условия для подготовки своего ребенка к участию в предметных олимпиадах, поможете ему рационально распределить свои силы и время и, что не менее важно, на деле убедите его в своей любви и уважении, а значит, сблизитесь эмоционально.



Предварительный просмотр:

Выбор профессии – одно из самых ответственных решений,
которое принимает человек в жизни.

«Счастье – это когда утром хочется идти на работу,

а после работы – домой». 

1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.

В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.

2. Не путай должность, профессию и специальность.

Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.

3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам.

Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.

4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии.

Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня одни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.

5. Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.

Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.

6. Не отождествляй учебные предметы и профессии.

Мир профессий значительно шире, чем это можно себе представить, основываясь на перечне школьных предметов.

7. Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей.

Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии.

8. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах.

Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.

9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

10. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. 

Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии.

Если не знаешь как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту.

C:\Documents and Settings\Zentr 4\Мои документы\Школа\ш1.gif

1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.

2. Составь себе общую (обзорную) ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.

3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.

4. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.

5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.

6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.

7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.

8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.

9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.

10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.

11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.

12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.

Выбор профессии - важный этап в жизни любого школьника, от которого зависит будущее. И если раньше учащиеся об этом задумывались ближе к окончанию школы, то теперь система профильного обучения заставляет школьника, чуть ли не с 8 класса серьезно подходить к выбору жизненного пути. Конечно, школьник не одинок в своем выборе – ему помогают психологи, педагоги, родители, товарищи и т.д., кроме того, сеть Интернет предлагает ряд профориентационных ресурсов. На них мы сегодня и остановимся.

С чего начать выбор профессии? Какова технология выбора профессии? Какие ошибки можно допустить? Какие факторы влияют на выбор профессии? Как простроить свою карьеру?

На эти и другие вопросы ответы можно найти на различных сайтах Интернета. Итак, чем может быть полезен Интернет для школьников, находящихся на распутье выбора?

I. Интернет предлагает ряд сайтов,

где можно познакомиться с секретами выбора профессии.

☺ Сайт « Профориентация: кем стать?» -http://www.ht.ru/prof/  

☺ «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?»

http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ 

☺ Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/index.htm http://www.synet.ru/topic.php?id=345 – «Хочу! Могу! Надо! Буду»

☺ Сайт «Все для поступающих» - Как выбрать профессию? http://www.edunews.ru/task/prof.htm 

☺ Сайт «Кадровое агентство «Карьера» http://career.kaluga.ru/articles/r2/article30.html 

II. Для того чтобы сделать обоснованный выбор, нужно ориентироваться в различных  профессиях. Поближе познакомиться с миром    профессий вам помогут следующие сайты.

☺ Сайт «Человеческие ресурсы Урала»  http://www.uhr.ru/index/find/prof

☺ Справочник профессий http://www.e-xecutive.ru/professions/ 

☺ Описания профессий http://www.oknaidveri.ru/index.php?page=smallbus&code=150&act=head&type=14 

☺ «Профориентация. Образование. Занятость» http://www.acareer.ru/ 

☺ Краткий словарь новых профессий http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html 

☺ Словарь профессий:   

http://www.moldovajob.ournet.md/dictionary_profession/dictionary_profession_a.htm

http://www.find-job.ru/glossary/  

http://rabota.su/info/staff/

☺ Профессиограммы  профессий http://azps.ru/porientation/indexpg.html «А.Я 

☺ Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/world.php 

☺ Должностные  инструкции  работника той или иной профессии

http://www.find-job.ru/instruction/ 

☺ Рейтинги самых востребованных, высокооплачиваемых профессий

http://www.ht.ru/prof/ratng/ratng01.html

http://www.find job.ru/profession/50/;

http://rating.rbc.ru/article.shtml?2005/12/26/2699834;

http://www.mirbis.ru/rus/best/ 

III. На этих сайтах вы можете  пройти  тесты по профориентации.

☺ Тесты « Профориентатор» и «Профориентатор  плюс» http://www.ht.ru/prof/tests/tests.html 

☺ Тест Е.А. Климова – узнай свою сферу деятельности  http://www.gup.ru/comments/profes.html      http://www.rabota.su/training/quiz/testddo.php

☺ Комплексный супертест общей профориентации  http://bel.com.ua/~georgy/ 

☺ Профориентационный тест http://www.edunews.ru/task/prof_tst.htm 

☺ Определи свой  профессиональный тип  http://psy.agava.ru/test25t.shtml 

☺ Подборка из семи тестов http://www.find-job.ru/test/

☺ Больше 50 тестов!!!!  Сайт « А.Я. Психология» http://azps.ru/tests/indexpf.html

C:\Program Files\Microsoft Office\Clipart\standard\stddir1\bd06631_.wmf



Предварительный просмотр:

 Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся:

При подготовке к ЕГЭ по биологии необходимо более тщательно проработать материал, который вызывает затруднение у большинства выпускников:

  • Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Гигиена человека.
  • Эволюция живой природы.
  • Движущие силы эволюции.
  • Методы изучения эволюции.
  • Микроэволюция.
  • Макроэволюция.
  • Происхождение человека.
  • Общебиологические закономерности

А также необходимо проработать следующие дефиниции:

  • методы изучения живой природы, селекции и биотехнологии;
  •  биологическую терминологию и символику;
  • химический состав клеток;
  • особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена, фотосинтез, хемосинтез;
  • хромосомный набор соматических и половых клеток;
  • фазы митоза и мейоза;
  • закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
  • онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
  • основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных;
  • строение сенсорных систем, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека;
  •  внутренняя среда организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека;
  • признаки различия и родства человека и животных;
  • движущие силы эволюции и их значение;
  • приспособленность организмов к среде обитания;
  • направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии растений и животных;
  • экосистема и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах;
  • функции живого вещества планеты;
  • глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

Рекомендации по организации дифференцированного обучения обучающихся с разными уровнями предметной подготовки.

Для достижения более высоких результатов на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление с удовлетворительной подготовкой следующего учебного материала:

  • формулировки основных биологических понятий, законов наследственности и изменчивости;
  • признаки живых систем, уровни организации живой материи;
  • химический состав, строение и функции клеток;
  • особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме;
  • характеристика фаз митоза и мейоза;
  • количество хромосом и молекул ДНК на каждой фазе митоза и мейоза;
  • особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных;
  • строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека;
  • движущие силы и направления эволюции, их значение в развитии и приспособленности организмов;
  • основные ароморфозы в развитии растений и животных;
  • сходство и отличие человека и животных;
  • систематическое положение организмов в царствах живой природы;
  • роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Обучающиеся этой группы должны владеть следующими умениями:

  • объяснять: родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний; взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в природе и жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций может фаз фотосинтеза;
  • решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;
  • распознавать и описывать: клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;
  • выявлять: отличительные признаки отдельных организмов; приспособления у организмов к среде обитания; абиотические и биотические компоненты экосистем;
  • сравнивать: биологические объекты; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения.

Для достижения более высоких результатов на экзамене дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущей группы обучающихся, школьники с хорошей биологической подготовкой должны знать и понимать:

  • методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи;
  • основные положения клеточной, хромосомной теорий, антропогенеза;
  • основные положения учений о путях и направлениях эволюции;
  • сущность законов наследования, зародышевого сходства, биогенетического закона;
  • сущность закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ;
  • строение и признаки биологических объектов: генов, хромосом, гамет, вирусов, вида, популяций; экосистем и агроэкосистем;
  • сущность биологических процессов и явлений: хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
  • действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;
  • развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
  •  индивидуальное развитие организма (онтогенез);
  • взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.

Обучающиеся с хорошей биологической подготовкой должны владеть следующими умениями:

  • объяснять: эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины генных и хромосомных мутаций; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • устанавливать взаимосвязи: движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • распознавать и описывать: особей вида по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы;
  • выявлять: ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
  • сравнивать (и делать выводы на основе сравнения): фотосинтез и хемосинтез; оплодотворение у растений и животных; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию;
  • анализировать: происхождение жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах.

Обучающиеся, с отличным уровнем подготовки должны уметь дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущих групп:

  • обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии;
  • устанавливать причины, обеспечивающие устойчивость и смену экосистем, ее саморегуляцию;
  • обосновывать сущность учения о функциях живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений и меры сохранения равновесия в природе;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • анализировать глобальные антропогенные изменения в биосфере, результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.



Предварительный просмотр:

Семь шагов к взвешенному решению

1.     СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;

  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4.     ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6.     ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями,

родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии - непростое дело,

здесь есть свои правила и ошибки.

Ошибки в выборе профессии

1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
 
9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ,СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Выбор профессии многозначный процесс,

на него влияют различные факторы.

Что влияет на выбор профессии

1.     ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2.     ПОЗИЦИЯ ТОВАРИЩЕЙ, ПОДРУГ.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4.     ЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5.     СПОСОБНОСТИ.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.    

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.     ИНФОРМИРОВАННОСТЬ.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8.     СКЛОННОСТИ.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.



Предварительный просмотр:

Вам предстоит сделать выбор: из десятков    тысяч   профессий    и специальностей выделить одну - свою, которая    во – первых,  может приносить удовлетворение, радость; во - вторых, доступна и посильна, В третьих - нужна людям и обществу.

В    вашем    выборе    должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я - хочу, Я - могу, Я — надо.

«Хочу» ~ это желания, интересы, склонности личности.

«Могу»  -  это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей и т.д.

Сегодня в социально-экономических условиях первостепенное значение при выборе профессии имеют:

● социальный заказ, положения на рынке труда;

● уровень  материального обеспечения семьи:

 ● возможности получения помощи в учебе;

 ● условия оплаты труда в данной сфере;

 ● местная инфраструктура профессионального образования.

       Вторая часть задачи - выбрать ту профессию н специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел   (Я  -  хочу).      Следует ознакомиться  с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

       Третья часть выбора - учесть свои возможности (Я - могу):

 ● интересы, склонности;

● успехи в учебе и потенциальные способности;

 ● свои слабые н сильные стороны;

 ● состояние здоровья.  

   Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

 ● знаниях о мире профессий;

 ● знаниях о выбираемой конкретной

профессий;

 ● изучении своих интересов;

 ● изучение своих способностей;

 ● знание своих сильных и слабых

качеств;

 ● состояние своего здоровья;

 ● учете материальных условий семьи;

 ● учете ситуации на рынке труда.

Ошибки при выборе профессии:

● увлечение   внешней   или   частной стороной профессии;

● незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

● неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;

● незнание пути получения профессии;

● неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;

● перенос отношения  к человеку -представителю той или иной профессии - на отношение к самой профессии;

● отождествление   школьного   учебного предмета с профессией;

● устарелое представление о характере труда  в сфере материального производства.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков.

Вес характеристики можно условно разделить на пять больших категорий:

1. Технологические  характеристики профессии включают в себя описание целей, средств,   условий и результатов труда. Такое описание будет содержать ответы на следующие вопросы: Каков предмет труда? В чем заключаются цели труда?   С   помощью   каких   средств осуществляется   трудовая   деятельность? Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Каковы характеристики рабочего места?

2. Экономические  характеристики описывают: В каких отраслях используется данная профессия? Каков спрос на данную профессию   на   рынке   труда?   Каков преимущественный характер оплаты труда?

3. Педагогические характеристики определяют: Какие требования предъявляет профессия   к  уровню   и  содержанию образования? Какие знания и навыки необходимы  для успешной профессиональной деятельности?

4. Медицинские характеристики профессии определяют;   Какой   уровень   здоровья требуется в данной профессии? Какие медицинские противопоказания существуют для     данной     профессии?     Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

5. Психологические         характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека, таким как его органы чувств, его двигательные     качества,     умственные способности, черты характера.

Как можно подробнее познакомиться с разными профессиями:

1. Вы  можете  попросить  рассказать  об интересующих вас профессиях знающих людей.

2. Вы   можете   прочитать   о  различных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах.

3. В некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.

4. Иногда  есть   возможность  попробовать поработать самому.

Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый    сам    выбирает    свою ,  профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать

по-своему.

2. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию, и все что с ней связано.

3. Сориентируйтесь     в     конкретной социально - экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и

др)

4. Произнося «Я - хочу», знайте, что вы

можете  и   что   надо   в   данных обстоятельствах.

5. Выделите дальнею профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными   целями (личностными:

семейными, досуговыми).

6. Постройте для себя систему ближних. и средних перспектив  как этап движения к дальней цели

7. Не бойтесь  поиска,  риска,  смело исправляйте ошибки, возвращайтесь снеправильно избранного пути.

8. Выбирать    следует    не    только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.

9. Будьте  ответственны   в   решениях -жизнь не знает черновиков.

10. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.

11. Осознайте   трудности (внешние  и внутренние) на пути к намеченные целям,

12. Наметьте (спланируйте)    пути средства преодоления трудностей.

13. Дня приближения мечты надо м работать, читать, думать.

14. Начинайте  реализацию   намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного      анализа     свое жизнедеятельности.

Упражнение.

Составьте список профессий, специалисты по которым участвуют в производстве хлеба, строительстве жилого  дома, создании телевизионной передачи, охране общественного порядка, движении городского    транспорта,   производстве школьного учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для создания мультимедийной презентации

Памятка необходима учащимся, которые работают над созданием мультимедийных презентаций....

Интернет-фильтры (памятка-презентация)

В данной презентации содержится список основных программ, позволяющим проводить и настраивать доступ к определенным типам сайтов. Рекомендуется эта презентация для ознакомления родителям....

Памятка "Учебная презентация"

Учебная презентация  - форма представления учебного материала в программе Microsoft Power Point. Презентация  - это не просто конспект  определенной темы из учебника, это творческ...

Презентации,памятки,анкеты....

Материалы для родителей  группы....

Презентации,памятки,анкеты....

Материалы для родителей  группы....

Памятка по правилам оформления компьютерных презентаций. Педагогический дизайн компьютерных презентаций.

Компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность, педагогический опыт, но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художествен...

Памятка к презентации "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Аннотация что должен уметь ребенок к семи годам...