Выступление для родителей будущих первоклассников "За советом к школьному логопеду"
презентация к уроку на тему
Выступление для родителей будущих первоклассников о возможных трудностях обучающихся при овладении навыком письма, их причинах и способах предупреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.pptx | 2.51 МБ |
vystuplenie_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия – это нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью. На письме наблюдаются стойкие специфические ошибки.
Специфические ошибки: пропуски букв и слогов - « рба » (рыба), « кродил » (крокодил); перестановки букв и слогов – « онко » (окно), « звял » (взял); недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат»(лопата); наращивание слов лишними буквами и слогами - « тарава » (трава); « катораые » (которые), « клюкиква » (клюква); искажение слова – « наотух » (на охоту), « хабаб » (храбрый); слитное написание слов и их произвольное деление – « виситнастне » (висит на стене), «у стала» (устала); замена одной буквы на другую –«панка» (банка), « шапаги » (сапоги); нарушение смягчения согласных - « васелки » (васильки), « смали » (смяли), «кон» (конь); трудности в употреблении категорий числа, рода, падежа – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – « вкармане », «при летели», «в зела» (взяла), « подороге »; заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: б – д , и – ш , х – ж, л-м ; а так же наблюдается «зеркальное» письмо.
С дисграфическими ошибками ребёнок не может справиться самостоятельно. Тогда на помощь приходит учитель-логопед. Однако лучше знать о причинах возникновения этих ошибок и предупредить их, чем потом исправлять.
Органические поражения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма. Причины нарушений письма Н аследственный фактор ( несформированность определённых мозговых структур, их качественная незрелость)
Низкий уровень психологической готовности ребёнка к школе Двуязычие в семье
Неправильное произношение звуков койова сапка зук
Недостаточная сформированность фонематического слуха деди мач сима
Нарушения слоговой структуры слова Например: « Мачику полялили весипед » «Бабушка жалит на соводе катету» « Атобус едет быстло , а чепаха позёт медено »
Несформированность звукового анализа слов Звуковой анализ- это способность определять количество и последовательность звуков в слове
Пропуски согласных при их стечении (диктант— « дикат »); Пропуски гласных (собака - « сбака », дома - « дма »); Перестановка букв (тропа - « прота »); Добавление букв (таскали - « тасакали »); Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»); Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - « идёдошь »); Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - «на ступила». Наиболее характерны следующие ошибки
Пример письма при несформированности звукового анализа (2 класс)
Неправильное использование грамматических категорий Если ребёнок неправильно использует в устной речи грамматические категории: числа, рода, падежа, то и на письме появляются ошибки. «Зайчик и зайчата гуляла в лесе». «Много деревий растёт в саде». «У Пети две ухи».
Нарушения зрительно-пространственных представлений Если ребёнок путается в определении «право» и «лево»; пишет буквы и цифры зеркально; плохо ориентируется на плоскости листа, То в школе он может столкнуться с серьёзными трудностями: смешением сходных по написанию букв п-т , б-д ; зеркальное написание букв;
Пример зеркального написания букв (1 класс )
Что должно насторожить родителей будущего первоклассника: ребёнок неправильно произносит звуки; недостаточно слышит и различает близкие по произношению или по звучанию звуки, плохо владеет звуковым анализом слов (это может проверить воспитатель или логопед); имеет ограниченный словарный запас и ему трудно подобрать нужное слово; не умеет последовательно и связно излагать свои мысли; путается в определении правой и левой руки, плохо ориентируется на листе бумаги; печатные буквы или цифры пишет зеркально; у ребёнка слабо развита тонкая ручная моторика (неловкие пальчики); есть проблемы с вниманием, памятью.
Если Вы наблюдаете у своего ребёнка ошибки такого рода Просим Вас: обсудить вместе с логопедом детского сада проблему вашего ребёнка; содействовать обеспечению посещаемости необходимых ему логопедических занятий; оказать содействие в логопедическом обследовании ребёнка перед школой учителем-логопедом школы.
Предварительный просмотр:
Выступление на дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников
«За советом к школьному логопеду»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Слайд №1
Ребёнок на пороге школы. Это важный и трогательный момент для каждого члена семьи и для самого ребёнка. А каким должен быть этот ребёнок? Какими качествами обладать? Какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли его иметь? Этими вопросами задаётся каждый родитель. Каждый родитель желает, чтобы их ребёнок не сталкивался с проблемами в обучении.
Сегодня я расскажу Вам о том, какие трудности могут возникнуть у первоклассников при овладении навыком письма и как предупредить нарушения письменной речи у детей до школы.
Слайд №2
Мама на консультации у специалиста: – Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слоги переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит – нарушение письма.
Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно бы говорит: “Я не виноват, я стараюсь...” Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась на него.
Так что же это такое – нарушение письма? Как оно проявляется? Почему происходит? Как вовремя помочь ребенку?
Слайд №3
Дисграфия – это нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью. На письме наблюдаются стойкие специфические ошибки. Они появляются не от того, что ребёнок не знает правил или просто невнимателен.
Слайд №4
Ребёнок старается, а у него всё равно в тетрадке ошибки:
- пропуски букв и слогов - «рба» (рыба), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс)
- перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял)
- недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата)
- наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава); «катораые» (которые), «клюкиква» (клюква)
- искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки)
- слитное написание слов и их произвольное деление – «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
- замена одной буквы на другую –«панка» (банка), «тёльпан», «шапаги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
- трудности в употреблении категорий числа, рода, падежа – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
- замены и искажения букв на письме.Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: б – д, и – ш, х – ж, л-м; а так же наблюдается «зеркальное» письмо.
Слайд №5
С дисграфическими ошибками ребёнок не может справиться самостоятельно. Тогда на помощь приходит учитель-логопед. Однако лучше знать о причинах возникновения этих ошибок и предупредить их, чем потом исправлять.
Слайд № 6
Причины нарушений письма
Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать и писать- и у большинства нет проблем. Откуда проявляются эти нарушения? Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения?
- различные органические поражения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
- наследственный фактор (несформированность определённых мозговых структур, их качественная незрелость);
Слайд №7
- низкий уровень психологической готовности ребёнка к школе;
Даже если ваш ребёнок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек.
- двуязычие в семье;
Слайд № 8
- неправильное произношение звуковможет вызвать проблемы при письме, но не всегда.
При данных нарушениях очень часто ребёнок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук «р», то вместо слова « корова», возможно, напишет « койова», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он заменяет «ш» на «с», то может написать «сапка» вместо «шапка».
Слайд № 9
- недостаточнаясформированность фонематического слуха
фонематический слух или "чувствительность к звуку"- это способность правильно слышать и узнавать звуки речи.
Физический слух у ребёнка прекрасный и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему (не различает на слух звонкие - глухие, твёрдые – мягкие). Тогда вместокнига, он напишет «гнига», вместо зима, он напишет «сима», а вместо мяч – «мач»
Слайд № 10
- нарушения слоговой структуры слова
Ваш ребёнок смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова. «Мачикуполялиливесипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепахапозётмедено». В устах трёхлетнего малыша это действительно звучит мило. Но когда так говорит ребёнок 6-7 лет, здесь уже надо призадуматься. Потому что именно так он потом и напишет.
Слайд № 11
- Несформированность звукового анализа слов. Ребёнок не умеет определять последовательность и количество звуков.
Уважаемые родители, скажите, какое время года изображено на картинке. (зима). Сейчас мы определим последовательность звуков в слове зима.
Первый звук в слове зима – Зь. Он согласный, мягкий (щелчок, появляется зелёный кружок)
После звука зь, в слове зима- звук И. Он гласный (щелчок, появляется красный кружок)
После звука а, идёт звук М. Он согласный, твердый (щелчок……)
После звука М, в слове зима- А. Он гласный (щелчок…..)
Сколько всего звуков в слове ЗИМА – 4.
Слайд № 12
Наиболее характерные ошибки:
- Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»);
- Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);
- Перестановка букв (тропа - «прота»);
- Добавление букв (таскали - «тасакали»);
- Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»);
- Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»);
- Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила».
Слайд № 13
Пример письма при несформированности звукового анализа
Слайд № 14
- Неправильное использование грамматических категорий
Если ребёнок неправильно использует в устной речи грамматические категории: числа, рода, падежа, то и на письме появляются ошибки.
Слайд № 15
- Нарушения зрительно-пространственных представлений
Если ребёнок
- путается в определении «право» и «лево»;
- пишет буквы и цифры зеркально;
- плохо ориентируется на плоскости листа,
То в школе он может столкнуться с серьёзными трудностями:
- Смешение сходных по написанию букв п-т, б-д;
- Зеркальное написание букв;
Слайд № 16
Пример зеркального написания букв учащимся 1 класса
Слайд № 17
Давайте подведём итоги – что же должно насторожить родителей будущего первоклассника?
- ребёнок неправильно произносит звуки;
- недостаточно слышит и различает близкие по произношению или по звучанию звуки, плохо владеет звуковым анализом слов (это может проверить воспитатель или логопед);
- имеет ограниченный словарный запас и ему трудно подобрать нужное слово;
- не умеет последовательно и связно излагать свои мысли;
- путается в определении правой и левой руки, плохо ориентируется на листе бумаги;
- печатные буквы или цифры пишет зеркально;
- у ребёнка слабо развита тонкая ручная моторика (неловкие пальчики);
- есть проблемы с вниманием, памятью.
Слайд № 19
Если вы наблюдаете у своего ребёнка ошибки такого рода, то они могут со временем проявиться на письме и приведут к плохой успеваемости по русскому языку и снижению качества чтения.
Просим вас:
- обсудить вместе с логопедом детского сада проблему вашего ребёнка;
- содействовать обеспечению посещаемости необходимых ему логопедических занятий;
- оказать содействие в логопедическом обследовании ребёнка перед школой учителем-логопедом школы.
Только взаимодействие родителей и логопеда поможет вовремя скорректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка и предотвратить нарушения письма и чтения.
Для вас, уважаемые родители, логопеды школы разработали памятки, в которых вы найдёте информацию о том, что должно насторожить родителя будущего первоклассника, игры для развития фонематического восприятия и навыковзвукового анализа и синтеза, а так же информацию об организации обследования будущих первоклассников.
Слайд № 20
Желаем вам терпения, спокойствия и оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенку для обеспечения его успешного будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выступление для родителей будущих первоклассников"
В данной методической разработке вы сможете получить информацию о том, какие качества необходимо развить в ребенке до того моментка как он переступит порог школы. Этот этап переломный в жизни каждого ...
Родительское собрание "Советы логопеда родителям будущих первоклассников"
Речевая готовность ребенка к школе. Что делать родителям, если какой-либо компонент речевой системы еше не достаточно сформирован....
Практические советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, , тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Даны советы родителям будущих первоклассников...
Советы логопеда. "Родителям будущих первоклассников" Буклет
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Что нужно знать родителям будущих первоклассников...
Советы логопеда для родителей будущих первоклассников
Дорогие родители, обратите внимание на различные нарушения речи своего ребенка! Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познат...