Спорт и дети
материал

 

Хорошая физическая нагрузка поможет ребенку приобрести здоровье и успех в будущем, решить проблему отцов и детей, уберечь ребенка от влияния улицы, вырастить сильного и уверенного в себе человека...

http://www.fizkultura-vsem.ru/topic/%D1%80%D0%B5%D...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Восемь способов сохранить здоровье школьника

Как же помочь ребенку выдержать учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?

1. Соблюдать режим дня

Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 - 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов.

2. Чередовать нагрузки

Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите ребенка в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.

3. Пить витамины

Осенью и зимой надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.

4. Правильно питаться

Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.

5. Говорить о хорошем

В выходные дни всей семьей готовьтесь к предстоящим праздникам, обсудите, какие подарки ребенок хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов - лучшая защита от усталости и депрессии.

6. Выключить телевизор и компьютер

Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор – рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной работы. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.

7. Заваривать травяные сборы

Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

8. Не требовать слишком многого!

Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил тройку за контрольную работу. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом - например, в спорте, рисовании, музыке, фотографии…



Предварительный просмотр:

Спорт и учеба: как действовать родителям

Когда родители отдают своего ребенка на занятия спортом, нужно сделать так, чтобы он успевал не только приносить награды и медали домой, но и развивался в других сферах. Вообще, не рекомендуется сразу взваливать на плечи сына или дочери серьезные занятия спортом. Одного-двух раз в неделю будет вполне достаточно, чтобы дома он мог помочь по хозяйству, а на улице успел поиграть со сверстниками. Если случится иначе, то родителям нужно будет самим устраивать дома уборку, или даже приобрести робот-пылесос. Не забывайте следить за успехами вашего чада в школе. Иногда бывает полезно сократить тренировки и увеличить простые прогулки с друзьями, чтобы успеваемость сама собой повысилась. Понижение оценок зачастую связано с недостатком энергии, то есть ребенок сильно устает.

Заранее обсудите с сыном или дочерью изменения в распорядке дня. Теперь по вторникам и четвергам нужно будет отложить прогулки с друзьями, чтобы уделить это время спорту. Но в то же время, упомяните, что занятия не освобождают от выполнения домашнего задания. Потом, спустя несколько недель, если у ребенка появляется соответствующее желание, можно увеличить число тренировок. Следите за тем, чтобы ребенок не забросил учебу. Одно не должно мешать другому. Однако, если оценки его далеки от идеала, то число тренировок в неделю здесь явно будет ни при чем.

Каждый родитель обязан участвовать в жизни ребенка и помнить, что ему, как никогда, нужна поддержка, особенно на выступлениях или соревнованиях. Отводя ребенка в какую-либо секцию, помните, что теперь это и родительское время тоже. То есть, менять график придется не только чаду. Мама с папой теперь должны активно интересоваться его успехами в спорте. Именно так у ребенка не пропадет мотивация и желание продолжать свои занятия. Ну а уборкой в доме всегда может заняться пылесос, чтобы у вас осталось больше времени друг на друга.

Источник http://detivsporte.ru/roditelyam/sport-i-ucheba-kak-dejstvovat-roditelyam



Предварительный просмотр:

Как выбрать спортивную обувь

Для каждого спортивного направления существует специально разработанная обувь. Правильно выбранные кроссовки защитят ногу от ненужных травм и позволят достигнуть лучших результатов в тренировках. Выбрать спортивную обувь и не ошибиться можно не только с помощью специалиста, но и самостоятельно.

Необходимо определиться, для чего вы выбираете спортивную обувь. Например, для ходьбы кроссовки должны быть жестче, чем для бега. Подошва беговой обуви должна хорошо гнуться и иметь специальные вставки для фиксирования лодыжки. Если вы хотите и ходить, и бегать, лучше приобрести две пары кроссовок.

Обратите внимание на физиологические особенности строения своей ноги. Обладателям низкого подъема или плоскостопия желательно выбирать спортивную обувь с максимальной поддержкой стопы и контроллером движения. Если у вас наблюдается высокий подъем (например, стаптывается внешний край каблука), приобретайте кроссовки с мягкой подошвой и хорошими амортизаторами.

Не покупайте кроссовки, которые понравились, если они вам «впритык». Спортивная обувь должна сразу создавать ощущение комфорта, не надейтесь, что она разносится. Примеряйте оба кроссовка, пройдитесь в них по магазину, попрыгайте, пробегитесь. Если вы понимаете, что можете выйти и сразу заняться в этой обуви желаемыми упражнениями, смело покупайте ее. Проверьте размер по классической схеме, рекомендованной для выбора спортивной обуви ведущими тренерами: продвиньте ногу до упора вперед, сзади должен проходить большой палец (так, чтобы он чувствовал и ногу, и задник).

Для примерки возьмите свои носки, в которых вы планируете заниматься спортом. Также выберите правильное время суток – вечер. В течение дня ноги имеют свойство отекать, поэтому мерить и приобретать спортивную обувь лучше тогда, когда стопа примет максимальную форму.

Для собственной безопасности научитесь понимать все украшения на спортивной обуви. Например, гелиевые, а также фреоновые и воздушные вставки обеспечивают отличное гашение ударов, которые могут произойти во время бега. Сетка на носке дает лучшую вентиляцию ноги, необходимую в жаркое время года.

При выборе спортивной обуви не стремитесь следовать моде. В первую очередь кроссовки должны быть комфортными и обеспечивать безопасность именно вашему типу ноги. Веяния, рекламируемые звездами, могут подойти не каждому. Поэтому больше следите за своими ощущениями во время примерки, а не за дизайном модели.

Источник http://detivsporte.ru/roditelyam/kak-vybrat-sportivnuyu-obuv



Предварительный просмотр:

Основы закаливания детей. Правила закаливания

Под закаливанием принято понимать использование естественных сил природы — солнца, воздуха и воды — для повышения устойчивости организма к действию метеорологических факторов — холода, тепла, влажности, пониженного или, наоборот, повышенного атмосферного давления. Закаливание является надежным средством укрепления организма детей, в частности предупреждения, так называемых простудных заболеваний. Под простудой в настоящее время принято понимать временное снижение сопротивляемости организма инфекциям под влиянием в основном переохлаждения и сырости.

Если организм постепенно и последовательно в течение длительного времени приспосабливать к изменяющимся условиям внешней среды, сознательно используя для этой цели изменения температуры воздуха, воды, систематически подвергая организм воздействию солнечной радиации, то можно добиться его привыкания к часто меняющимся условиям внешней среды. Основная роль при этом принадлежит нервной системе и ее высшему отделу — коре головного мозга. Раздражения, поступающие из внешней среды (холод, солнечная радиация и др.) в процессе закаливания организма, возбуждают рецепторный аппарат кожи и передаются в кору головного мозга, откуда получаются ответные реакции к различным системам и органам.

По И. П. Павлову, нервная система невыразимо сложнейший и тончайший инструмент сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложной системы с бесконечным числом внешних влияний.

Условнорефлекторные реакции, вырабатывающиеся во время закаливания, связаны с работой мышц. Поэтому лучше всего закаливание проводить с одновременными занятиями физическими упражнениями.

Основные правила закаливания.

Основными правилами всякого-закаливания являются: постепенность, регулярность, последовательность и строго индивидуальный подход.

Закаливание требует длительного времени, большого терпения и настойчивости. Нельзя закалить организм за несколько дней. Привыкание организма к закаливающим мероприятиям происходит постепенно; требуется строго регулярно, изо дня в день применять методы закаливания. Различные виды закаливания следует использовать в определенной последовательности. Очень важным условием успеха закаливания является строгая его индивидуализация. Для каждого ребенка характерно определенное состояние здоровья и физического развития. То, что полезно одному, может быть вредно другому, а потому к закаливанию разрешают приступать только после консультации с педиатром.

Лучше всего закаливание начинать в летнее время, а потом уже проводить его систематически в течение всего года. Приводим основные условия и требования, которые необходимо учитывать и соблюдать при всех закаливающих процедурах в детском возрасте:

— отсутствие беспокойства и плача во время процедур (у детей грудного и раннего возраста), отсутствие признаков боязни их у ребенка;

— хорошее самочувствие после процедур;

— длительность применения и по возможности непрерывность закаливающих мероприятий; многие из них должны войти как постоянные моменты в режим ребенка;

— внимательное наблюдение за диетой во время проведения всех закаливающих процедур; полноценное питание, нормальная прибавка в весе;

— большая постепенность в проведении закаливания и в усилении раздражающих средств (понижение температуры воздуха и воды и т. д.);

— по возможности точный учет реакции со стороны нервной системы (возбудимость, сон и т. д.).

Нельзя начинать закаливание детей при наличии заболевания, особенно при повышенной температуре тела, падении его веса, а также тогда, когда ребенок отрицательно относится к применяемому виду закаливания. Если ребенок заболел, всякие закаливающие процедуры надо немедленно прекратить. Вновь приступать к закаливанию можно только после полного выздоровления, проводя его очень осторожно (начинать следует опять с минимальных доз, постепенно увеличивая их и расширяя различные формы закаливания).

Закаливание детей старшего возраста

Детям старшего дошкольного и школьного возраста можно применять уже все средства закаливания — воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны.

Воздушные ванны. В летнее время, если позволяет погода, дети по возможности должны по целым дням находиться на свежем воздухе; в зимнее время пребывание школьников в течение 3—4 часов в день на свежем воздухе следует рассматривать как обязательный минимум. Никогда не следует забывать, что детский организм чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода.

В хорошую летнюю погоду для детей организуют прием воздушных ванн. Для этого выбирают удобное место, защищенное от ветра и прямой радиации. Лучше всего принимать воздушную ванну на деревянных лежаках в совершенно обнаженном виде (конечно, если позволяют окружающие условия). Воздушные ванны начинают при температуре воздуха не ниже 20—22°, продолжительность их 10 минут. Затем продолжительность ванны можно постепенно увеличивать, доводя ее до 2—4 часов. В это время дети могут в обнаженном или полуобнаженном виде двигаться, проделывать физические упражнения, играть. Воздушные ванны в зимнее время можно принимать в комнате, соблюдая те же указания. Принимать воздушные ванны натощак или непосредственно после приема пищи нельзя. Воздушные ванны используют как обязательное условие для подготовки к приему солнечных ванн.

Водные процедуры. Нужно соблюдать следующую последовательность при пользовании водными процедурами для целей закаливания.

Обтирание — наиболее нежная водная процедура; его проводят мокрым полотенцем или специальной губкой. Обтирание начинают водой температуры 30—32′, постепенно понижая ее до 20—18°. Последовательность обтирания: руки, грудь, живот, спина, ноги. Полезно проводить процедуру по утрам после утренней зарядки.

Обливание начинают водой температуры 30—28°, постепенно понижая ее до 22—20°, а у детей старшего школьного возраста и до 18—16°.

Душ является сильнодействующим закаливающим мероприятием. Помимо теплового фактора, во время приема душа большое влияние на организм оказывает и давление воды. Падая на кожу с большой силой, вода сильно возбуждает нервную систему. Начинать закаливание с помощью душей следует с воды температуры 30—32э, постепенно понижая ее до 20°. Продолжительность душа 1—3 минуты. Нельзя назначать душ детям раздражительным, возбудимым, с расстройствами функций нервной системы.

Купание в открытых водоемах начинают с воды температуры не ниже 22°, постепенно приучая организм к более низкой температуре (до 18е). Обычно вполне достаточно находиться в воде 10 минут. Следует остерегаться сильного охлаждения организма (появление цианоза губ, «мурашек», «гусиной кожи»). Нельзя входить в воду разогретым; в воде следует находиться все время в движении. После купания необходимо растереть кожу полотенцем до ее покраснения и хорошо согреться (быстро походить, побегать).

Купание в море — сильнодействующая водная процедура. Помимо влияния теплового фактора, здесь сильно сказывается влияние на кожу химических веществ, растворенных в морской воде, а также давления воды. Массирующее, раздражающее влияние на кожу оказывают волны. По прибытии на морское побережье нельзя сразу приступать к морским купаниям, а в течение нескольких дней следует проводить детям обтирания морской водой. Продолжительность морских купаний 5—10 минут. Морские купания — хорошее лечебное средство, но ими необходимо очень осторожно пользоваться. Уже после первых купаний у детей иногда появляются бессонница, головная боль, возбужденное состояние, расстройства пищеварения и даже повышается температура тела. В этих случаях следует обращаться к педиатру.

Хорошей, общедоступной, удобной для пользования водной процедурой является ежедневное обмывание ног прохладной водой. Специальные наблюдения показали, что систематическое обмывание стоп является надежным средством против насморка и различных простудных заболеваний. При обмывании водой температуры 15—20! одновременно рефлекторно понижается и температура слизистых оболочек носа, появляется насморк. Если же человека закалять, т. е. если он будет ежедневно по 15 минут держать стопы в воде температуры 12°, то отмечают постепенное исчезновение реакции со стороны слизистой оболочки носа, и ноги привыкают к холодному раздражителю. Таким образом, закаленных без всяких отрицательных последствий для их здоровья можно подвергать охлаждению ног. Для этого следует ежедневно мыть ноги на ночь сначала водой комнатной температуры, а через месяц водопроводной. Необходимо погружать в таз одновременно обе стопы до уровня выше лодыжек и держать их в воде сначала минуту, доводя постепенно продолжительность до 10 минут.

Хорошим закаливающим мероприятием является ходьба босиком, что лучше всего во время летнего отдыха за городом. Вообще необходимо много и во всякую погоду ходить босиком; при этом кожа на подошвах постепенно грубеет и восприимчивость к холоду резко снижается.

Закаливающе действуют и ежедневные полоскания рта и зева прохладной, а потом и холодной водой; следует приучать детей делать это утром и вечером, когда они чистят зубы.

Солнечные ванны. Солнечные ванны начинают при температуре воздуха 25—30°. Первая солнечная ванна должна быть продолжительностью не более 4 минут, а йотом через каждые 3 дня ее можно увеличивать на одну минуту, доводя общую ее продолжительность до 20, а у старших детей до 30—45 минут. Принимать солнечную ванну следует на деревянном топчане; голову во избежание перегрева держат в тени, закрывая ее белой панамой или платком. Во время приема солнечной ванны дети поворачиваются к солнцу разными сторонами тела. Солнечные ванны можно принимать спустя 17г—2 часа после приема пищи. Лучшее время для приема солнечных ванн в средней полосе —11— 12 часов, на юге —7—9 часов. После приема солнечных ванн следует искупаться в речке, либо сделать обтирание или обливание, либо принять душ. Солнечная ванна несколько утомляет ребенка и после нее необходим отдых в течение 30 минут.

Нельзя принимать солнечные ванны при недомогании, головной боли, повышенной температуре тела, вскоре после перенесенных тяжелых заболеваний, при резко выраженной слабости, похудании, расстройстве пищеварения. Очень осторожно следует применять солнечные ванны детям малокровным, истощенным, сильно возбудимым. В этих случаях требуются консультация и постоянный контроль педиатра.

Специальной формой закаливания являются облучения в фотарии, где используют лучистую энергию, в основном ультрафиолетовое излучение. Здесь для группового облучения применяют ртутно-кварцевые облучатели «маячного» типа с лампой ПРК-7.

В течение года проводят два курса облучений: один осенью— зимой (октябрь — декабрь), второй зимой — весной (январь — апрель). Облучения проводят либо через день в течение I1/., месяцев, либо ежедневно в течение месяца постепенно возрастающими дозами, начиная с ,/4 средней биодозы и постепенно доходя до 3 биодоз; всего 15—20 облучений.

Можно рекомендовать и использование в классах во время занятий облучения (освещение) эритемными люминесцентными лампами.

Источник http://www.fizkultura-vsem.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0/



Предварительный просмотр:

Доврачебная медицинская помощь

Алгоритм доврачебной медицинской помощи пострадавшим при занятиях физкультурой и спортом (методические рекомендации для врачей по спортивной медицине и медицинских работников спортивных сооружений, 2004г.) Минздрав РФ, ГОУ Новокузнецкий гос.институт усовершенствования врачей, ГУЗ «КОВФД», кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии, 2004г.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

В настоящее время занятия физической культурой и спортом в самых разнообразных формах вошли в повседневную жизнь людей. Наряду с этим, в последние десятилетия наблюдается резкое омоложение спорта, ранняя узкая специализация в избранных видах спорта без достаточной физической подготовки, значительное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, как по объему, так и по интенсивности. Кроме того, возрастают требования к технической сложности упражнений в сложнокоординационных видах спорта, увеличивается психоэмоциональный накал соревновательной борьбы, появляются новые виды спорта, в том числе и высокотравматичные [5], резко возросли спортивно - технические результаты.

Современные спортивные тренировки и соревнования во всех видах спорта являются состоянием, граничащим между нормальной физиологией и рядом патологических отклонений (переутомление, перетренированность, перенапряжение различных органов и систем, микротравматическая болезнь и т.д.). Балансирование этих двух взаимоисключающих состояний является основной проблемой современной спортивной медицины [3, 7]. При систематических рациональных тренировках с высокими нагрузками, не выходящими за физиологические границы, организм спортсмена реагирует целым рядом адаптационных реакций всех органов и систем [3, 4]. Это способствует повышению функциональных возможностей организма спортсменов.

К сожалению, при занятиях современным спортом в ряде случаев нарушаются принципы спортивной тренировки, правила врачебного контроля, санитарно-гигиенические требования и т.д. Это приводит к развитию специфических предпатологических, патологических состояний и различных повреждений opганов и систем спортсмена [3, 4, 5, 6].

Травмы опорно-двигательного аппарат и других систем, полученные во время выполнения физических упражнений на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях представляют собой серьезную медицинскую проблему т.к. они нередко приводят к значительным перерывам в тренировках, сдерживают рост спортивно-технических результатов, а иногда заставляют спортсменов преждевременно закончить занятия спортом [5, 6].

Изучением причин спортивного травматизма и оказания медицинской помощи спортсменам при различных повреждениях занималось большое количество специалистов [3, 4, 5, 6, 7. 8].

Травмы могут быть в любых видах спорта. Статистические данные о спортивном травматизме противоречивы. По данным многих авторов в большинстве случаев наблюдаются легкие травмы, которые не ведут к перерывам в тренировках. Однако, бывают и более тяжелые повреждения, требующие не только амбулаторного, но и стационарного лечения с потерей как спортивной, так и общей работоспособности [6]. Риск получения различных повреждений возрастает при занятиях техническими (вело-, авто-, мото-, авиаспорт, водный туризм, парашютный, дельтапланерный спорт, скалолазание, альпинизм), нетрадиционными и экстремальными видами спорта.

Одна из основных особенностей при спортивных повреждениях состоит в том, что и постановка диагноза, и оказание действенной помощи должны занимать считанные секунды-минуты. В это же время медицинский работник обязан решить, может ли спортсмен продолжать участие в тренировке, соревнованиях или его необходимо временно отстранить от дальнейшей спортивной деятельности. Другой особенностью является крайняя ограниченность специальных средств, что существенно снижает возможности оказания медицинской помощи.

ПРИЧИНЫ ТРАВМ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Среди причин травм при занятиях физкультурой и спортом выделяется несколько групп: Недостатки в организации и методике проведения занятий: неправильное составление программ тренировочных занятий и соревнований; ранняя узкая специализация в избранном виде спорта; нарушение принципа постепенного и последовательного повышения тренировочных и соревновательных нагрузок и в овладении двигательными навыками; отсутствие индивидуального подхода к занимающимся; перегрузка мест занятий в зале, на площадке, бассейне, на стадионе и т.д.; отсутствие или неправильная страховка; неправильная и неэффективная разминка перед тренировкой или соревнованиями; встречное движение; отсутствие ограждений.

Неудовлетворительное состояние мест тренировок, соревнований и неблагоприятные условия их проведения: неудовлетворительное устройство или плохое состояние футбольного поля, беговых дорожек, спортивных площадок, водных станций, лыжных трасс, маршрутов движения, катков, мест прыжка, приземления, метания; недостаточная освещенность; плохие метеорологические условия (слепящие лучи солнца, дождь, туман, снег, неблагоприятная температура воздуха, воды).

Неудовлетворительное состояние оборудования, спортивного инвентаря, одежды, обуви: неисправность спортивного инвентаря, снарядов; несоответствие одежды и обуви спортсменов особенностям конкретного вида спорта и сезону.

Нарушение правил врачебного контроля и недостаточная физическая и техническая подготовленность: допуск к тренировкам и соревнованиям без предварительного медицинского осмотра; неправильное распределение занимающихся по группам без учета их физической и технической подготовленности; преждевременный допуск спортсменов к тренировкам и соревнованиям после длительного перерыва (после болезни, травмы) без предварительной их подготовки; утомление спортсмена, чрезмерное волнение перед соревнованиями, недостаточная психологическая подготовка; несоблюдение спортсменами правил личной гигиены.

Нарушение спортсменами дисциплины, правил техники безопасности и недостатки в организации и проведении соревнований: отсутствие корректности и уважения к противник); грубость, применение запрещенных приемов; несовершенство правил соревнований, низкое качество судейства; отсутствие постоянной связи и координации между медицинскими работниками, тренерско-преподавательским составом и судьями.

Непредвиденные ситуации: ураган, град, селевые потоки, сход лавины, смерч, гроза, сильный снегопад, резкое потепление или похолода­ние, приливы, отливы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Выяснить механизм травмы, как у больного, так и присутствующих при этом людей. Что случилось с больным? Был удар, сдавление, болевой прием, насильственное переразгибание, скручивание, наезд, падение с высоты. Это позволит целенаправленно искать характер и локализацию повреждений.

Определить локализацию и степень повреждений на основании жалоб больного, интенсивности болевого синдрома, внешних следов травмы.

Оценить общее состояние больного по данным пульса, артериального давления, частоты дыхания, сознания.

При общем тяжелом состоянии больного определить угрожающие для жизни синдромы (кровотечение, потеря сознания с переходом в кому, нарушение дыхания, травматический шок). Это предопределит быстроту и целенаправленность оказания медицинской помощи.

Поставив первоначальный диагноз, медицинский работник, оказывающий помощь, должен воздействовать на основные патофизиологические явления при травмах.

Купировать болевой синдром. Его локализация указывает на место повреждения, а интенсивность боли - на тяжесть травмы.

При травматическом шоке определить ведущий его пусковой механизм (кровотечение, интоксикация, болевой синдром) и воздействовать на его устранение.

При клинической смерти - немедленная реанимация на месте.

УШИБЫ

Механизм травм: чаще удар любым предметом, при падении, столкновении. Клиника: боль при пальпации в месте ушиба, кровоподтек, увеличение объема мягких тканей, ограничение функции.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

1. Асептическая повязка на место ушиба с ацемином, хлоргексином, или орошение хлорэтилом, охлаждение льдом, холодной водой в специальном мешочке.

2. При ушибах конечностей иммобилизация на косынке верхней конечности, шиной Крамера или подручными средствами - нижней конечности.

Внутрь анальгин или НПВП (индометацин, кетанов, кеторол)

ВНИМАНИЕ! При ушибах суставов и наличии гемартроза не исключен внутрисуставной перелом (см. раздел “Переломы).

РАСТЯЖЕНИЯ И РАЗРЫВЫ СВЯЗОК, МЫШЦ, СУХОЖИЛИЙ

Механизм травм: при растяжениях и разрывах связок чаще не прямой - при “неловком” подворачивании в суставах нижних и верхних конечностей, а при разрывах мышц, сухожилий - непосредственная травма или резкое сокращение мышц, чаще трехглавой голени, двуглавой плеча, двуглавой и прямой бедра.

Клиника: боль при пальпации по ходу связки, отек периартикуллярных тканей, кровоподтек, ограничение функции сустава. Большой отек сустава, искривление оси сочленяющихся поверхностей костей свидетельствуют о полных разрывах связочного аппарата. При разрывах мышц, сухожилий определяется западение мягких тканей на месте разрыва, возможно смещение брюшка поврежденной мышцы, отек.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Местное охлаждение (хлорэтил, лед, снег, холодная вода в специальном мешочке).

Фиксация (бинтование) сустава медицинским эластичным бинтом.

Иммобилизация шиной Крамера или подручными средствами при повреждениях крупных суставов.

Внутрь анальгин или НПВП (кетанов, кеторол, индометацин).

ВНИМАНИЕ! Полные разрывы связок в 75-80% случаев сопровождаются подвывихами костей, разрывами менисков, дисков (см. раздел “Вывихи”)

ПЕРЕЛОМЫ

Механизм травм:

Прямой - удар, наезд, сдавление, огнестрельное ранение.

Непрямой - скручивание вокруг оси конечности. При переломах позвоночника в механизмах травмы преобладают падение с высоты на ноги, падение на спину, резкое сгибание позвоночника.

Клиника: боль в месте перелома, отек мягких тканей, деформация кости, нарушение функции, изменение длины конечности. При переломах позвоночника - боль при движении и осевой нагрузке на позвоночник. При переломах таза - боль при сдавлении и разведении крыльев подвздошных костей, невозможность поднять выпрямленную ногу. При открытых переломах - наличие раны в месте перелома (см. раздел “Раны).

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Местное охлаждение (при закрытых переломах).

Транспортная иммобилизация конечности табельными (шины Крамера, Дитерихса) или подручными средствами. При отсутствии такой возможности - верхнюю конечность фиксировать мягкой повязкой к грудной клетке, а ногу - к здоровой ноге.

Введение анальгетиков (морфин, омнопон, промедол).

Первая врачебная помощь:

Дополнительно осуществляется обезболивание места перелома 1-2% раствором новокаина до 30-40 мл.

ВНИМАНИЕ! Больные с переломами эвакуируются на ближайший этап, где может быть оказана квалифицированная и специализированная помощь.

ВЫВИХИ

Под вывихом понимают полное смешение суставного конца дистальной кости по отношению к проксимальной в травмированном суставе.

Механизм травм: прямые при ударах, падении, сильной тракции по оси конечности. При вывихах всегда повреждается капсульно-связочный аппарат сустава.

Клиника: боль в суставе, гемартроз, деформация сустава, изменение длины сегмента вывихнутой кости, нарушение функции сустава, вынужденное положение конечности, отсутствие активных движений.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Местное охлаждение.

Иммобилизация сустава табельными или подручными средствами.

Введение анальгетиков (морфин, омнопон, промедол).

Первая врачебная помощь:

Дополнительно проводится пункция сустава, эвакуируется кровь, в полость сустава вводится 1-2% раствор новокаина до 30-50 мл.

ВНИМАНИЕ! Больные с вывихами костей должны доставляться на этап квалифицированной или специализированной помощи, где возможен рентгеновский контроль. Допустимо вправление привычного вывиха плеча в медпункте после обезболивания сустава. Эти больные нуждаются в плановом оперативном лечении.

РАНЫ

Раны - повреждение, сопровождающееся нарушением целостности кожного покрова.

Механизм ранений (ран):

Огнестрельные. Они могут быть сквозными, когда есть входное и выходное отверстие; слепыми, когда имеется только входное отверстие: проникающие (в полость черепа, грудную, брюшную полость, полость сустава).

Резаные любым острым предметом.

Колотые любым остроконечным предметом.

Ушибленные, рваные, рвано-размозженные.

Укушенные.

Клиника: нарушена целостность кожных покровов, кровотечение (см. раздел -Кровотечения”), боль, нарушение функции пострадавших орга­нов.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Временная остановка наружного кровотечения (асептическая повязка на рану, тампонирование раны, наложение жгута выше места повреждения).

Введение анальгетиков при больших и проникающих ранах.

Первая врачебная помощь:

Окончательная остановка наружного кровотечения (наложение зажима на кровоточащий сосуд в ране, перевязка сосуда в ране, прошивание кровоточащих тканей в ране).

Показана эвакуация больного на этап квалифицированной или специализированной хирургической помощи.

КРОВОТЕЧЕНИЯ

Механизм травм: 1.Открытые повреждения при любых ранениях. 2. Закрытые - при ударах, сдавлениях, падениях с высоты, повреждении сосудов острыми отломками костей при переломах.

Клиника наружных кровотечений

Массивное кровотечение из раны: а) артериальное - кровь алая, кровотечение пульсирующее, б) венозное - кровь темная, пульсирующего кровотечения нет, в) смешанное при повреждении в тканях раны артерий и вен.

Наличие раны, болевой синдром.

Геморрагический шок (при кровотечениях объемом более I литра) а) компенсированный - больной в сознании, АД нормальное, отмечается бледность кожных покровов, пульс частый, слабого наполнения; б) субкомпенсированный - систолическое АД снижено, тоны сердца глухие, одышка, тахикардия, кожные покровы бледные, холодный пот. конечности холодные; в) декомпенсированный - пульса на периферии нет. АД не определяется, сознание угнетено.

Клиника внутренних кровотечений:

В плевральную полость: гематоракс. одышка, затруднение дыхания, притупление перкуторного звука, дыхание на стороне повреждения ослабленное, либо не выслушивается (см. “Геморрагический шок”).

В брюшную полость: боли в животе, бледность кожных покровов, геморрагический шок, притупление перкуторного звука в отлогих местах живота.

Скелетные повреждения, в том числе закрытые, дают внутреннее кровотечение из сломанной кости: плечевой кости - до 400 мл , костей голени - до 600 мл, бедренной кости - от 1 до 1,5 литров, костей таза - от I до 3,5 литров в забрюшинное пространство. Нарастает отек мягких тканей, выражен болевой синдром, усугубляются расстройства кровообращения (см. “Геморрагический шок”).

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Временная остановка наружного кровотечения путем: а) наложения давящей повязки на рану; б) тампонирования раны салфетками; в) наложения жгута выше места повреждения.

Транспортная иммобилизация конечности.

Введение анальгетиков.

Первая врачебная помощь:

Окончательная остановка наружного кровотечения. Жгут должен быть снят, его пребывание более 1-1,3 часа опасно из-за развития турникетного шока. Врач медпункта обязан наложить кровоостанавливающий зажим на кровоточащий сосуд в ране, используя тугую тампонаду раны, прошить кровоточащие ткани в ране или перевязать кровоточащий сосуд выше места повреждения.

Внутривенное переливание кровезаменителей (полиглюкин, реополиглюкин).

Организация эвакуации и сопровождение больного до этапа оказания квалифицированной или специализированной помощи.

ШОК

Травматический шок - общая реакция организма на тяжелое повреждение. В патогенезе шока ведущее место занимает нарушение тканевого кровотока, что приводит к расстройству деятельности жизненно важных систем и органов. Травматический шок может быть вызван: переломами, ранениями, ожогами, отморожениями, длительным пребыванием жгута.

а: Клиническая картина шок

Эректильная фаза. Обычно бывает кратковременной, проявляется общим беспокойством больного, больной в сознании, но тяжесть повреждения не осознает. Пульс нормальный, либо незначительно учащен. АД не понижено.

Торпидная фаза: а) 1 степень: сознание сохранено, но больной безразличен к окружающему, кожные покровы бледные. Пульс 90-100 ударов в минуту. АД 100-90 / 65-55 мм рт.ст.; и) II степень: Состояние больного тяжелое, кожа бледная. Пульс частый, свыше 100 ударов в минуту. АД 70 30-40 мм рт. ст., тоны сердца глухие. Больной в сознании, но в контакт вступает плохо: в) III степень: Сознание спутано или отсутствует. Зрачки широкие, кожные покровы бледно-серые. Пульса на периферических сосудах нет, АД не определяется.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Остановка наружного кровотечения (см. раздел “Раны”,”кровотечения”).

Иммобилизация поврежденной конечности.

Введение анальгетиков внутривенно либо под корень языка (морфин, омнопон, промедол).

При терминальных состояниях проводится массаж сердца, искусственное дыхание рот в рот.

Первая врачебная помощь:

Блокады: вагосимпатическая, сакроспинальная. футлярная при повреждениях конечностей.

Внутривенно вводятся кровезаменители (полиглюкин, реополиглюкин).

Пункция или дренаж плевральной полости при клапанном, напря­женном пневмотораксе

Пункция или катетеризация мочевого пузыря при повреждениях уретры.

Окончательная остановка наружного кровотечения (см. раздел “Раны”, “Кровотечения”),

Организация эвакуации и сопровождение больного до этапа квалифицированной или специализированной хирургической помощи.

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗДАВЛИВАНИЯ (СДР)

(травматический токсикоз, краш-синдром)

Механизм травм: обширные скрытые повреждения мягких тканей вследствие длительного сдавления конечностей, туловища, а также массой собственного тела при вынужденном положении.

Выделяют:

Крайне тяжелая форма. Наблюдается при сдавлении нижних конечностей в течение 8 и более часов.

Тяжелая форма. Развивается при сдавлении одной или 2-х конечностей в течение 6-7 часов.

Средняя тяжесть. Развивается при сдавлении 1 конечности до 6 часов.

Легкая форма. Наблюдается при сдавлении отдельных сегментов конечностей до 4-5 часов.

Клиника:

Ранний период (посткомпрессионный шок). Развивается через несколько часов после освобождения конечности от сдавления. Нарастает отек сдавленной конечности, кожа холодная на ощупь, появляются пузыри, чувствительность снижена, пульсация на конечности не определяется, появляется рвота, слабость.

Промежуточный период. Развивается и протекает с 3-го по 12 день. Это период острой почечной недостаточности.

Поздний период. Развивается после 12-го дня и проявляется сепсисом, контрактурами, невритами, хронической почечной недостаточностью.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Освобождение конечности от сдавления.

Введение анальгетиков (морфин, омнопон, промедол) под корень языка, внутривенно.

Транспортная иммобилизация поврежденной конечности.

Асептическая повязка на имеющиеся раны.

Первая врачебная помощь:

Дополнительно проводятся футлярная блокада.

Внутривенное переливание кровезаменителей, спазмолитических средств (Но-шпа, папаверин).

Организация эвакуации и сопровождение больного до этапа специализированной медицинской помощи (отделение реанимации, палаты интенсивного ухода, где есть врачи реаниматологи).

ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Механизм травм: удары, сдавления, ранения.

Клиника:

Болевой синдром всегда выражен вплоть до развития плевропульмонального шока. Боль в местах повреждения, усиливается при кашле, на вдохе, легком сдавлении каркаса грудной клетки. При сломанных ребрах боль в местах повреждений, возможна деформация и их крепитация.

Нарушение функции дыхания: оно частое - свыше 20 в одну мину­ту, поверхностное, выражена одышка.

Больной бледен, бывает цианотичен при гемопневмотораксах.

Гемопневмоторакс: крепитация воздуха под кожей, ослабленное или непрослушиваемое дыхание на стороне повреждения.

Парадоксальная подвижность грудной стенки в случаях двойных переломов ребер.

При открытых ранениях с повреждением легкого, трахеи, бронхов имеется открытый, а иногда и клапанный пневмоторакс.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Наложение окклюзионной повязки на рану при пневмотораксе (асептическая повязка с вощаной бумагой или целлофаном) для лучшей герметизации раны.

Введение анальгетиков (морфин, омнопон. промедол).

Первая врачебная помощь:

Блокады при переломах ребер, шоке (вагосимпатическая., места переломов, сакроспинальная).

Пункция или дренаж плевральной полости при клапанном, напряженном пневмотораксе.

Организация эвакуации и сопровождение больного с множественными переломами ребер, с клиникой гемопневмоторакса на этап оказания квалифицированной или специализированной хирургической помощи.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА

Механизм травм: удары, сдавления, падение с высоты, ранения.

Клиника: Открытые и закрытые травмы живота влекут к повреждениям внутренних органов живота, внутреннему внутрибрюшному кровотечению, развитию перитонита.

Выраженный болевой синдром, могут быть симптомы раздражения брюшины (с-м Щеткина)

Клиника острого внутрибрюшного кровотечения (тупость в отлогих местах живота), геморрагический шок.

ВНИМАНИЕ! При так называемых подкапсульных разрывах печени, селезенки, клиническая картина острого живота может развиться на 3-14 сутки.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Местное охлаждение.

При явной картине повреждений внутренних органов введение анальгетиков

Организация эвакуации и быстрая доставка больного на ближайший этап квалифицированной или специализированной помощи.

ОЖОГИ

Механизм травм: термические - пламенем, горячим паром, кипят­ком; химические - едкими кислотами, щелочами.

Глубина поражения кожи определяется по степеням, что влияет на сроки заживления ран и тяжесть течения ожоговой болезни: I степень -только гиперемия кожи ; II степень - наличие пузырей с серозным содер­жимым: III А степень - наличие пузырей с геморрагическим содержимым: III Б степень - кожа поражена на всю глубину, эпидермис отсутствует; IV степень - повреждены все слои кожи и подлежащие ткани (подкожная клетчатка, мышцы, кости ).

Тяжесть ожога: I. Площадь ожога до 10% поверхности I-II степени считаются как легкие, не вызывающие развития ожоговой болезни; 2.Свыше 10% поверхности кожных покровов - тяжелые, которые влекут развитие ожоговой болезни.

Подсчет площади ожоговых рай: 1. правило “девяток”, а) голова и шея - 9%. б) одна верхняя конечность - 9%. в) одна нижняя конечность -18%. г) туловище - 36% к общей площади тела. 2. Правило ладони - ла­донь больного - 1% площади ожога.

Клиника:

Наличие ожоговых ран.

Сильный болевой синдром. При ожогах свыше 10% поверхности тела развивается ожоговый шок (см. раздел “Шок”).

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Наложение асептической повязки на ожоговые раны или повязки, смоченные концентрированным 1-2% раствором новокаина.

Введение анальгетиков.

Первая врачебная помощь:

1. Дополнительно внутривенно переливаются кровезаменители (полиглюкин, реополиглюкин, 2-4% раствор соды).

Поверхностные ожоги свыше 10% поверхности тела, глубокие любой площади подлежат госпитализации па этапы квалифицированной или специализированной помощи.

ОТМОРОЖЕНИЯ

Механизмы повреждений: воздействие низких температур- Степень и тяжесть отморожений при холодовой травме зависит от: а) времени воздействия низких температур; б) влажности воздуха: в) теплозащитных свойств одежды.

Клиника:

1. Дореактивный период: на участке отморожений кожные покровы холодные, чувствительность отсутствует, в суставах пораженных сегментов нет движений.

2. Реактивный период развивается через несколько часов после отогревания больного. По глубине поражения тканей отморожения делятся на 4 степени:

I степень - гиперемия кожи, небольшой отек, боли;

II степень - отек мягких тканей, боль, пузыри с серозным содержимым;

III степень - гангрена кожи, образование серо-коричневых струпов;

IV степень - гангрена кожи и подлежащих тканей.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

В дореактивном периоде: а) активные движения в суставах, надувание щек (при легкой степени отморожения конечностей и лица), б) наложение теплоизолирующих повязок на отмороженные участки тела (кожа обрабатывается спиртом, накладывается многослойная асептическая повязка, поверх нее кладется вата и обертывается вощеной бумагой, целлофаном), в) вводятся анальгетики, г) вводятся спазмолитики (папаверин, Но-шпа), внутривенно 0,1% раствор новокаина до 100-200 мл; д) внутрь горячее питье.

ВНИМАНИЕ! В дореактивном периоде недопустимо быстрое ото­гревание отмороженных участков тела, растирание, массаж.

В реактивном периоде: а) Наложение асептических повязок на раны с антисептическими растворами (фурацилином, ацемином, хлоргексином), б) Спазмолитики, анальгетики.

Первая врачебная помощь:

1. Футлярные блокады.

Организация эвакуации и сопровождение больного на этап квалифицированной или специализированной хирургической помощи.

ЧЕРЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

Механизм травмы: Чаще удары головой при падении с высоты, нырянии, удары по голове.

Клиника: Потеря сознания, общемозговая симптоматика - головная боль, тошнота, рвота, ригидностъ затылочных мышц.

1. Сотрясение головного мозга характеризуется кратковременной потерей сознания, тошнотой, головной болью, рвотой, ретроградной амнезией.

2. Ушибы головного мозга сопровождаются длительной потерей сознания от 15 минут и больше; наличием очаговой симптоматики - анизокорией, сглаженностью носогубной складки, очаговой симптоматикой со стороны черепно-мозговых нервов; при тяжелых ушибах головного мозга возможны парезы конечностей.

3. Сдавление головного мозга чаще сочетается с ушибами головного мозга и вызывается: сдавленней мозга отломками костей при переломах черепа: эпи-, субдуральными и внутримозговыми гематомами. В клинике превалирует длительная потеря сознания, заторможенность больных, очаговая симптоматика со стороны черепно-мозговых нервов, парез конечностей и переход в коматозное состояние.

Черепно-мозговые повреждения могут быть закрытыми (ЗЧМТ) и открытыми (ОЧМТ) при нарушении целостности кожных покровов черепа.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Больного уложить в горизонтальное положение.

Голову повернуть на бок, во избежание западения языка.

При открытых повреждениях накладывается асептическая повязка с “бубликом”.

Внутривенно вводится 50% анальгин 2 мл с димедролом 2мл или кетанол 2 мл.

Сопровождение больного во время транспортировки до этапа специализированной помощи.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

Механизм травм: падение на спину, на ягодицы, на ноги; резкое сгибание позвоночника при наклоне к переди; хлыстковый при столкновении - резкое сгибание к переди с последующим опрокидыванием кзади.

Клиника: встречаются ушибы, вывихи (см. соответствующие разделы). При переломах тел позвонков - боль в месте перелома, боль по оси остистого отростка сломанного позвонка, боль в месте перелома при на­тяжении надостной связки легким сгибанием головы или поколачивании по пяткам.

ВНИМАНИЕ! При наличии признаков параличей конечностей, тазовых расстройств у пострадавших необходимо выставить диагноз повреждение спинного мозга, его корешков или спинномозговых нервов.

Первая медицинская и доврачебная помощь:

Придать больному горизонтальное положение на спине.

Ввести внутримышечно 50% анальгин 2 мл с димедролом 2 мл или кеторол, кетанол по 2 мл внутримышечно.

Транспортировать больного на щите до этапа специализированной помощи.

УТОПЛЕНИЕ

Механизм травмы: погружение человека, либо его головы, лица в воду и заполнение дыхательных путей и легочных альвеол водой; закрытие дыхательных отверстий водой и развитие стойкого рефлекторного спазма гортани; прекращение сердечной деятельности в связи с возникновением кардиовагальных рефлексов и прекращение газообмена организма с воздушной средой.

Клиника зависит от продолжительности пребывания тонущего под водой. Он может находиться в сознании и самостоятельно дышать, в бессознательном состоянии с признаками нарушения дыхания и кровообращения (частое или редкое дыхание, частый или редкий пульс, двигательное возбуждение, цианоз кожи), отсутствие дыхания, сердечных сокращений.

Первая медицинская и доврачебная помощь.

Объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния извлеченного из воды пострадавшего:

1. Если он находится в сознании и самостоятельное дыхание сохранено, то пострадавшего следует согреть и успокоить (показаны седативные средства, транквилизаторы).

2. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но сохранено самостоятельное дыхание и определяется пульс на периферических сосудах, то необходимо освободить его грудную клетку от стесняющей одежды, дать подышать парами нашатырного спирта, для активации дыхания можно применить способ подергивания за язык. Для поддержания проходимости верхних дыхательных путей пострадавшего укладывают на бок с опущенной головой.

3. Пострадавшим, находящимся в бессознательном состоянии при наличии признаков нарушения дыхания и кровообращения (частый или редкий пульс, частое или редкое дыхание, двигательное возбуждение, цианоз кожи) или при отсутствии самостоятельного дыхания, необходимо срочно начать искусственное дыхание. Предварительно очистить ротовую полость и глотку от инородных тел, рвотных масс.

Для удаления жидкости из верхних дыхательных путей и желудка пострадавшего поворачивают на бок и ладонями или кулаком энергично на­давливают на зпигастральную область, следя за истечением воды изо рта пострадавшего. После этого его кладут на спину и приступают к проведению искусственного дыхания рот в рот или рот в нос. Если при этом из дыхательных путей выделяется вода, нужно повернуть голову в сторону и приподнять его противоположное плечо. Искусственное дыхание необхо­димо продолжать до полного восстановления сознания.

4. Если у пострадавшего отсутствует пульс на крупных артериях, не выслушивается сердцебиение, расширены зрачки, кожа бледная или цианотичная, одновременно с искусственным дыханием ему проводится непрямой массаж сердца. После выведения из состояния клинической смерти пострадавшего согревают и проводят массаж верхних и нижних конечностей.

В связи с опасностью развития поздних осложнений пострадавшего после оказания первой медицинской помощи необходимо госпитализировать и наблюдать в условиях стационара.



Предварительный просмотр:

Учите детей играть!

В разных концах страны — на севере и юге, в шумных городах и тихих деревеньках — можно сделать одинаково грустное «открытие»: наши дети разучились играть и поражены всеобщей «игровой безграмотностью».

Мы спрашивали: «Что такое лапта?» — и в ответ слышали, что это нечто вроде скалки, которой раскатывают тесто.… Или что это такая запасная часть… для лошади… чтобы в телегу запрягать. Не только дети, но и взрослые путали рюхи с рюшами, а чехарду с мясным блюдом куырдак…

Что же происходит? Почему стали забываться веселые подвижные игры — салки, прятки, чиж, городки? Однозначного ответа, наверно, не существует. Но «игровая проблема» волнует сегодня многих. Вот, например, наблюдения известного артиста кино Вахтанга Кикабидзе: «Я рассказываю об игре в казаки-разбойники своему сыну, а он меня не понимает. Это как пятиборье, говорю я ему: надо бегать, лазать по деревьям и крышам, прыгать в высоту, плавать.… В казаках-разбойниках в первую очередь ловили тех, кто был неловок и малоподвижен. И тех, кого ловили, немножечко лупили. Забыть эту игру не могу, в ней все мое детство…».

Нет, нельзя допустить, чтобы замечательные игры забылись, затерялись. Учите детей играть! И учитесь вместе с ними! Ведь игры не просто детская забава, но, как сказал известный советский педагог В. А. Сухомлинский, и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

Итак, выходите играть во двор!

СОВЕТЫ НОВИЧКАМ

Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие, сговариваясь между собой, берут названия (птиц, растений, животных, городов, рек и т. д.) и, разобравшись по парам, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Выбирать партнера в пару желательно своего роста и веса.

Тогда разделившиеся команды будут примерно равными.

Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно конаться. Для этого берут палку или веревку, и один из тех, кто конается, захватывает конец, другой берется рядом, третий опять рядом и т. д. Чья рука захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.

Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал — его правда, спору конец.

Играя, полностью подчиняйся требованиям капитана; действуй в интересах команды, а не в своих личных.

Не мешай другим и не допускай никакой грубости. Старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно.

Чтобы играть не надоедало — предлагайте и вносите в игры новые правила, знайте различные варианты игр.

Начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.

Подготавливая место для игры, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Помните о законе всех игр: один — за всех, и все — за одного. Ставьте интересы команды выше своих.

Не горячитесь, проявляйте больше выдумки и смекалки.

Никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толк­нули или наступили на ногу.

Играйте смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

Приведем несколько игр, которые сами по себе, возможно, и не особенно увлекут вас, но станут хорошей разминкой перед какой-либо другой игрой. Они прекрасно взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.

В. Володченко В. Юмашев

Задорные уличные игры для детей: Чехарда, Тяни-Толкай и др.

Чехарда

Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами согнитесь, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Достань камешек

Для игры требуется крепкая веревка длиной в два-три метра и два небольших камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.

Перетяни за черту

Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам — обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника.

Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Борющаяся цепь

Команды становятся на линии (между линиями — 10 шагов) лицом друг к другу. Затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся под руки.

Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную от другой команды сторону. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине.

Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

Кто останется в круге?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом один другого из круга или заставить встать на обе ноги.

Кто не сумеет удержаться — выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге оказываются два самых сильных и ловких участника.

Тяни-толкай

Соревнуются пары ребят в беге на 20—30 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами, друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую — пятится спиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о спорте для детей (Зимним ОЛИМПИЙСКИМ играм в СОЧИ в 2014 году посвящается ...)

Олимпиада в Сочи - событие, которого ждут и взрослые, и дети. О видах спорта зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году  презентация для детей в форрме загадок, подготовленная мной и моим коллегой...

Из опыта сотрудничества Ледового дворца спорта для детей и юношества "ТРУД" и Федерации хоккея Ненецкого автономного округа

Ледовый дворец спорта "ТРУД" активно сотрудничает с Федерацией хоккея в организации спортивных праздников и спортивных мероприятий...

Сценарий спортивного праздника "Спорт. Здоровье. Дети."

Сценарий общешкольного  спортивного праздника....

« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»

Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....