Статья "Взаимодействие педагогов и родителей"
статья на тему

Петрова Елена Анатольевна

Проблемы взаимодействия педагога и родителей, рекомендации к проведению родительских собраний, правила сотрудничества с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_pedagoga_i_roditeley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                         Автор: Петрова Елена Анатольевна

                                                                                     тренер-преподаватель по плаванию

                                                                                 МБУДО «ДЮСШ по плаванию» г. Абакан

Родители - главные воспитатели ребенка, поэтому «воспитание детей надо начинать именно с родителей», так говорил В.А. Сухомлинский.

Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя: Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Сегодня условно можно выделить три группы родителей:

  1. Родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь;
  2. Родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать;
  3. Родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к педагогам, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
  • анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.

Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от педагога большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив - это большая опора, союзник и помощник педагога в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, начала работу с установления и поддержания здоровой связи, взаимопонимания с родителями.

Всегда помните, что родитель и педагог делают одно дело- воспитывают ребенка.

Правила сотрудничества с родителями:

  1. Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире;
  2. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности;
  3. Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка;
  4. Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению;
  5. Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее;
  6. Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет;
  7. Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию;
  8. Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии школы и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.

Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" . 1. Нравится ли вам наша школа? ДаНе совсемНет2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?...

Памятка для педагогов и родителей «Как поступить родителям, чтобы преедотвратить приобщение ребенка к наркотикам, алкоголю, табакокурению »

Лучшая методика недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика. Работа по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к алкоголю, наркотикам. табак...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...

Буклет для педагогов "Правила общения педагога с родителями"

Рассмотрены вопросы установления контакта и доверительного отношения между педагогом и родителями....