Эссе "Читай, мама!"
материал по теме

Калашникова Татьяна Игоревна

Советы для родителей, как вызвать у ребенка интерес и любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_chitay_mama_-_kopiya.docx178.97 КБ

Предварительный просмотр:

C:\ок\фотографии\Фотографии\Семья\IMG_20160301_204835.jpgC:\ок\@@@STOP@@@\Разное\Фоны для презентаций2\ee892ae31eea.jpg

Эссе «Читай, мама!»


Как привить детям любовь к чтению?

Таким вопросом задается каждый родитель в определенное время развития своего ребенка. Я считаю, что прививать эту любовь нужно как можно раньше, как только ребенок родился на свет. Недаром многие будущие мамы этим занимаются еще в период беременности, но это такого рода звуковая стимуляция на состояние будущего ребенка, это поддерживание эмоционального контакта мамы и малыша.

А если говорить об осознанном чтении, смысловом, то здесь, конечно, нужен труд и только труд. Мы говорим «любовь к чтению», и наша первостепенная задача как родителей хотя бы просто заинтересовать ребенка чтением. Давно стало понятно, что мы живем в мире, где визуализация для дошкольников, школьников и любого взрослого человека выступает на первый план. Все в нашей жизни пестрит рекламами, красочными баннерами. И это тоже своего рода чтение. А в данный момент проблема кроется как раз таки в этом – мы стали мало читать книг, бумажных, в переплете, как раньше, когда мы были маленькими.

Мир художественных произведений… как же он прекрасен! Моему ребенку всего 4 года, но уже давно я поняла, что чтение художественных книг это лучший путь к созданию творческого мышления, путь в мир фантазий. И здесь возникает главный вопрос: а с чего начать? Как выбрать книгу правильно, что бы она была полезна и нашла оклик в сердце ребенка?

Я всегда говорю, что лучший пример – это собственный пример. И если мы сами любим именно такое полезное времяпровождение, хотя бы не каждый день, а несколько часов в неделю, то и наши дети последуют такому примеру, вместо того, чтобы бесконечно смотреть мультики.

И здесь возникает главный вопрос: с чего начать?

Хотелось бы поделиться опытом, как этот сложный, требующий большого терпения процесс продвигается у нас. Читать мы начали  с самого рождения. Это были потешки, колыбельные, шутки-прибаутки («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается» и другие). Вся эта «материнская» литература играет важную роль при звуковом оформлении нашей речи: громкость, тембр, темп… и это оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу маленького читателя. Конечно, очень важны и иллюстрации к произведениям, которые помогают ребенку более детально представить всю картину.

Важно и место, в котором осуществляется чтение. Мы с сыном читаем в тишине, в уютном домашнем уголке… но читать нужно размеренно, с выражением, только тогда ребенок проникнется тем, что вы читаете. А после того как вы закончите читать побеседуйте о прочитанном. А главное обсуждать произведение можно и нужно не только с папой и мамой, но и с бабушками, дедушками, с ребятами, воспитателями в детском саду и на площадке. Это создаст дополнительный стимул в дальнейшем прочитать как можно больше книг и обсудить их со взрослыми. И надо отметить, что проанализировать произведение с ребенком 4 лет можно не только словесно, но и через инсценирование отдельных сюжетов, можно устроить целый концерт. Также для закрепления можно слепить героев сказки из пластилина. Здесь стоить понаблюдать, какой цвет возьмет ребенок для лепки, таким образом можно проследить его настроение, понимание и отношение к прочитанному. Также может помочь настольный кукольный театр, к примеру, у нас это «Колобок».

Какие книги читаем мы с сыном? Да самые разнообразные. По тематике это и произведения о добрых, хороших и злых поступках, дружбе, гигиене, о космосе… это и зарубежная литература, и русская; по объему это и истории на полстраницы, и длинные сказки с «клубком» событий. Любимые произведения нашего ребенка: С. Маршак «Жил человек рассеянный», русские народные сказки: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». К. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотух», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и, конечно же, стихи А. Барто.

Для дошкольного возраста характерно то, что ребенок хочет читать одну и ту же книгу несколько раз – ни в коем случае не надо ему отказывать в этом. У нас часто такое бывает, что наш сын видит себя в одном из героев сказки, потому и просит перечитывать и перечитывать ее. Ведь только тогда можно говорить о плодотворном, смысловом чтении, когда читатель на подсознательном уровне проецирует прочитанное на свой жизненный опыт. Это значит, что он смог уловить замысел автора и правильно понять текст.                  

Приятно было наблюдать однажды за сыном, когда мы с мужем включили аудиозаписи сказок на диске. Мы с сыночком в этот момент играли на ковре, но потом он стал рассказывать одну из сказок по памяти после нескольких раз прослушивания. Это говорит о том, что еще при такого рода изучении художественного текста развивается аудиальная память, которая в дальнейшем поможет и при сдаче экзаменов, например, по русскому и иностранным языкам.

В завершение хотелось бы сказать, что чтение – это не только волшебное времяпровождение, но и огромное и необходимое эмоциональное и интеллектуальное развитие. Оно влияет на формирование грамотной речи и письма. А при правильном процессе чтения, в соответствии с возрастными особенностями ребенка, это и облегчает в целом процесс обучения. А начинать прививать эти навыки, в чем я убеждена, нужно с самого рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И все-таки лучше всех на земле -мама. Моя мама". Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

"И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама". (Р. Рождественский) - это конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Сценарий включает в себя подборку стихотворений, представляемых на конкурсе. В нем ...

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама"

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама" (Р. Рождественский) посвящен Дню матери. Стихи подобраны таким образом, что позволяют охватить всех учащихся школы - от самых маленьких...

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Классный час "Мама, милая мама моя"

Сценарий для проведения классного часа в 9 классе ко Дню матери....

Внеклассное мероприятие-утренник "Мама, милая мама моя"

В данной  папке  собран весь материал для проведения  внеклассного  мероприятия, посвящённого Дню Матери (стихи, сценарий утренника и подборка песен)....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный «И все-таки лучше всех на земле – МАМА. МОЯ МАМА.»

Этот материал поможет в подготовке к конкурсу чтецов, к празднику " День Матери"....