Статья для родителей
статья на тему

ХИЗГИЛОВА ЮЛИАНА НИСОНОВНА

Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлны ребенку с речевой патологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.

Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причём отставание равномерно в формировании всех компонентов речи:  ребёнок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью.

            Причины ЗРР разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин ЗРР следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций;  и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остаётся невостребованной, т.к. окружающие понимают ребёнка без слов и предупреждают все его желания. Зачем ребёнок будет говорить, если вы опережаете все его желания?

            Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и ребёнок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с ребёнком как с глухим, не жестикулируйте слишком активно.

            Крайне вредно пребывание ребёнка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речи и не придавать значения слову. В этом случае ребёнок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.

            Как правило, в семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.

 

         Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.

         Выполняя назначения специалистов, вы поможете своему ребёнку преодолеть все трудности.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным заключением.

 

            1) Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков. Например, ребёнок не умеет произносить звук [р'] и поэтому произносит слова Марина и малина одинаково – малина. Если предложить такому ребёнку поднять красный шар, когда он услышит слово Марина, и синий шар, когда он услышит слово малина, он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.

 

            2) Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп. Например, ребёнок будет допускать множественные ошибки при различении звуков [с] и [ш], [з] и [ж], [р] и [л] в парах слов, если вы предложите ему поднимать флажок жёлтого цвета на один из пары звуков и зелёного на другой из пары звуков.

каска – кашка                 мишка – миска              несу – пишу                 лежать – лизать

кожа – коза                     рак – лак                        полка – порка               вор – вол

 

            3) Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность. Например, такой ребёнок не определит на слух, сколько звуков в словах дом, стол, марка. Для него крайне сложным будет задание выделить из ряда слов те слова, в которых есть звук [р]: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот – [к], [о], [т].

 

            Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребёнок может произносить неправильно 15-20 звуков.

           

           

 

            Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у ребёнка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и др. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов.

Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

 

            При 1 уровне речевого развития речевые средства у ребёнка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов (ись – киска, ака – собака, нини – штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически (Ись иди. – Киска сидит.). Ребёнок общается, широко используя жесты и мимику. Ребёнок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребёнок не говорит, но понимает абсолютно всё, несостоятельно. И это легко можно доказать при обследовании ребёнка логопедом.

            Произношение звуков у ребёнка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков: [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р], [л], [р'], [л'], причём в разных ситуациях каждый из этих звуков произносится по-разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи детей с этим заключением практически отсутствуют звуки: [б], [в], [г], [д].

 

            При переходе ко 2 уровню речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. Он уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные, наречия, союзы), однако глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики и словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребёнка с 1 уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребёнок со 2 уровнем может использовать трёх- и даже четырёхсложные слова (асина – машина, ибуяська – Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи присутствуют простые предложения из двух, трёх, четырёх слов (Азя тоит а тое. – Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое – яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка – красная шапка), смешение падежных форм (ем оська – ем ложкой). Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребёнок понимает всё, о чём ему говорят. Звуковая сторона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков.

 

            3 уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространённые предложения, а не только короткие фразы, состоящие из 2-3 слов. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська – чашка, стакан; таны – брюки, шорты). Дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок – яблокиный, крыша из соломы – соломовая).

            Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причём замены могут быть нестойкими, т.е. в некоторых словах ребёнок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребёнок может повторять вслед за логопедом достаточно длинные слова (водопроводчик, велосипедист), но искажает их в свободной речи (Воповотик тинит воповот.). Понимание речи у детей с 3 уровнем ОНР приближается к норме, т.е. ребёнок понимает практически всё, о чём ему говорят.

 

            У детей с 4 уровнем речевого развития (или нерезко выраженное общее недоразвитие речи, НВ ОНР) нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различение звуков. Например, ребёнок произносит типлёнок вместо цыплёнок, шавель вместо щавель и т.п. У ребёнка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению (Мальчик чистит метлой двор. Вместо: Мальчик подметает метлой двор.), в смешении признаков (большой дом вместо высокий дом).

            Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов (домуща вместо домище, гнездко вместо гнёздышко, чайка вместо чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов (пчельник вместо пчеловод).

            В грамматическом оформлении речи детей данной категории тоже отмечаются отдельные ошибки: Дети увидели медведев, воронов. Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой. 

            И всё-таки речевые ошибки у детей с 4 уровнем речевого развития встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный вывод.

 

            Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных движений органов речи, нарушение голосообразования и дыхания.

            Дети-дизартрики поздно начинают говорить. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов (мять толом – мяч под столом), недоговаривание окончаний (зёни сяй – зелёный шар), что тоже связано с трудностями произношения многих звуков.

            При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается неврологом, оно может быть как медикаментозным, так и немедикаментозным. Последнее предполагает проведение общего, сегментарного, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики.

 

            Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определённых областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребёнка. Некоторые учёные отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии (кислородного голодания) новорождённых. Причём в большинстве случаев родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание (внутриутробную гипоксию). К возникновению алалии  могут привести также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

            Нельзя считать алалию просто временной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребёнка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе.

            Дети с алалией нуждаются в лечении у психоневролога, занятиях с логопедом и психологом. Коррекционная помощь в полном объёме таким детям может быть оказана в течение 3-4 лет.

 

            Ранний детский аутизм – это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, которое может развиться под воздействием разных факторов: инфекций, перенесённых матерью во время беременности; приёмом матерью токсичных для плода лекарств, воздействием на неё токсичных веществ; алкоголизмом и наркоманией матери и т.п.

            Ранний детский аутизм характеризуется отказом ребёнка от контактов с людьми, желанием оставаться в одиночестве и не использовать для общения речь. Ребёнок-аутист не хочет участвовать в диалоге, разговаривая с ним, даже близкие люди не могут обеспечить контакт «глаза в глаза». Ребёнок не тянет руки к матери, не отвечает на её улыбку. Симптомы раннего детского аутизма появляются в период до трёх лет. Признаками аутизма могут быть страхи, нарушения сна и привычек приёма пищи, приступы ярости, агрессия, приверженность привычному распорядку жизни и страх перед переменами, специфические расстройства речи. Дети-аутисты мало кричат, они малоподвижны, с удовольствием остаются одни. Игнорируя контакты с людьми, такие дети часто активно «общаются» с неодушевлёнными предметами. Ранними симптомами аутизма следует считать расстройства пищевого и игрового поведения. Дети отвергают густую пищу при отсутствии физиологических причин для этого или принимают только пищу определённого цвета. Игрушки не вызывают у них интереса – или, напротив, они вцепляются в них и не отпускают с необыкновенным упрямством. Когда аутисты становятся старше, отчётливо проявляется их нежелание участвовать в коллективных играх. В 30% случаях дети нормально развиваются до второго года жизни, затем наступает регресс (обратное развитие) приобретённых навыков и постепенное формирование аутизма. Родители часто вспоминают, что эти изменения произошли после эмоциональной или физической травмы, после прививки. У ребёнка развиваются повторяющиеся стереотипные движения, напоминающие похлопывание руками, кивание головой и т.п. Также типичны ходьба на носочках, хождение по кругу, раскачивание, которые усиливаются при беспокойстве или в новой ситуации.

            Речевые нарушения у аутистов разнообразны: от полного отсутствия речи (у трети детей-аутистов речь не развивается вообще) до отказа использовать речь для общения. Ребёнок-аутист не всегда откликается на своё имя.

 

            Ринолалия – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого нёба).

            Специалисты выделяют две формы ринолалии:  открытую и закрытую.

            При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков [ш] и [ж] прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. Речь ребёнка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.

              При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает прежде всего произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].

           

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребёнка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие лекарственных препаратов, ядовитых веществ, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление матерью алкоголя и наркотиков, её курение.

Ребёнку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему нужна помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невролога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляется до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов – до 16 лет.

 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений.

В настоящее время выделяют две группы причин, вызывающих возникновение заикания: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость), конституциональную предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наследственную отягощённость (врождённая слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга; заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающемуся и т.п.) факторы.

Выделяют физиологические и психологические симптомы заикания. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим – речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т.п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя ряд медико-педагогических мероприятий:

- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

- психотерапевтическое воздействие;

- коррекционные занятия с логопедом;

- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как стать хорошими родителями"Родительское собрание

Предлагаю сценарий родительского собрания.(тесты для родителей;ситуации из жизни). Моим родителям моего класса это собрание пришлось по душе....

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Памятки "Как стать хорошим родителем"

Памятки "Как стать хорошим родителем"...

Статья "Советы родителям"

Статья "Советы родителям"  предназначена для родителей младшего школьного возраста.  В ней предлагается несколько простых, житейских советов по воспитанию ребёнка....

Статья для родителей "Волшебный мир чтения"

Что значит чтение в жизни человека? Как вызвать интерес к урокам литературы у современных пятиклассников? О важности семейного чтения, общения родителей и детей пойдёт разговор  на родитель...

Консультация для родителей. Как стать хорошим родителем.

Быть хорошим родителем нелегко, и никакие семьи не идеальны. Хотя не существует правил для воспитания детей, ниже даны некоторые рекомендации, которые облегчат вам воспитание детей и...