Воспитание положительной мотивации
консультация по теме

Ильенко Елена Владимировна

Воспитание положительной мотивации на уроках ИЗО и художественного труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михеева Е.В.

Выступление “Воспитание положительной мотивации на уроках ИЗО и художественного труда”

ВВЕДЕНИЕ

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

Актуальность данного опыта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.

Уровни развития учебной мотивации:

Отрицательное отношение к учению.

Нейтральное отношение к учению.

Положительное, но аморфное отношение к учению.

Положительное отношение к учению.

Активное, творческое отношение к учению.

Личностное, ответственное отношение к учению.

Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Направления деятельности:

Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.

Развитие общеучебных знаний и навыков.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитание личности в процессе обучения.

Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.

Развитие логического и образного мышления.

Задачи педагогической деятельности:

Развивать у учащихся умение целеполагать:

Обучать постановке целей и задач, их формулированию;

Обучать умению ставить промежуточные цели.

Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей:

Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;

Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.

Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;

Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:

Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения.

Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.

Организация совместной работы учителя и учащихся.

Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

Опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации – что знает ученик, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;

Оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.

Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика:

Разнообразие форм организации учебного процесса;

Создание комфортного рабочего места ученика;

Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;

Использование проектной деятельности;

Внеклассная работа по предмету.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).

Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.

Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).

Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН и т.д.).

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены все усилия педагога. В свете решения этой задачи планируется структура урока, используются различные формы обучения, тщательно продумываются методы и приемы подачи учебного материала. Решению этой проблемы помогает использование игровых технологий на уроке.

Как заметил замечательный педагог В.А.Сухомлинский, «игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра делает жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной». Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

Задачи и игры, предлагаемые учащимся на уроках, должны быть им доступны. Но что считать критерием доступности? Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для пятиклассников, то значит ли это, что каждый пятиклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других – доступной. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная задача, очень трудно, а иногда невозможно. Однако это относится не ко всем задачам, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении. В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

формирование положительной мотивации к изучению биологии

Выполнение исследовательских и творческих работ начинается, как правило, в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформровать их мотивации, активизировать их научно-познавательную деяте...

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...