памятки для родителей 4 класса
материал на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

В памятке даны советы родителям  о том как правильно формировать внимание, память, как правильно работать с книгой...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей младшего школьника

"Приемы эффективного запоминания учебного материала"

Уважаемые родители! С помощью перечисленных ниже приемов вы можете помочь ребенку запомнить новый учебный материал.

  1. Перед тем как приступить к совместной работе с ребенком над учебным материалом следует сформировать цель - что именно нужно запомнить.
  2. Лучше отделить существенную информацию от несущественной; существенную выделить карандашом или маркером; несущественную можно не повторять.
  1. Чтобы ребенок хорошо запомнил информацию, нужно задействовать не только зрение (прочитать текст), но и слух (прослушать текст).
  2. В зависимости от того, как быстро нужно подготовиться к уроку, учебный материал можно повторять с разными интервалами:
  • для подготовки материала в течение дня: через 15-20 мин после прочтения, затем через 30-60 мин после прочтения;
  • для подготовки материала в течение недели:
  • в первый день повторить дважды;
  • во второй день - один раз;
  • на третий день не повторять;
  • на четвертый, пятый, шестой и седьмой дни повторить по одному разу.
  1. Для некоторых детей эффективным бывает заучивание и повторение материала частями.
  2. Для лучшего запоминания учебного материала можно пользоваться следующим алгоритмом:
  • прочитать текст, подчеркнуть или выписать основную информацию;
  • еще раз внимательно прочитать текст;
  • повторить материал в обратном порядке;
  • вспомнить основную информацию;
  • еще раз внимательно прочитать текст.
  1. При работе с математическими данными полезным бывает прием "перестройки информации". Например, чтобы запомнить числовой ряд 3535130, его можно разложить на группы чисел: 35-35-130 или 3-53-51-30.
  2. Запоминание большого текста упростит"метод ключевых слов". Он подразумевает несколько этапов работы с текстом:
  • выделение основных разделов (абзацев, смысловых частей) текста;
  • подбор ключевого слова к каждому разделу;
  • запись ключевых слов в нужной для воспроизведения текста последовательности;
  • запоминание ключевых слов;
  • повторение текста.
  1. "Метод ассоциаций" поможет запомнить новые слова. Если у ребенка слово или его часть ассоциируется с каким-либо известным ему предметом или действием и если он заметит эту связь, ему будет проще вспомнить новое слово

Памятка для родителей по развитию внимания у детей

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов, который является весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание.

  1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
  2. Развивая внимание своего ребенка, читывайте круг его увлечений. Привлекайте внимание к другим процессам и явлениям, связанным с этими увлечениями.
  3. Используйте для тренировки внимания любую возможность: прогулки на свежем воздухе, поездки, походы.
  1. Не назидайте и не фиксируйте неудачи ребенка, делайте акцент на достигнутые успехи.
  2. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  3. В семейном кругу демонстрируйте даже малые достижения ребенка по развитию внимания.
  4. Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов.
  5. Используйте специальную литературу по тренировке внимания детей.

Рекомендации по развитию внимания ребенка:

•        Приступая к выполнению задания, ребенок должен научиться сначала анализировать задание

в целом. Лучше, если он расскажет кому-нибудь из взрослых или самому себе, что и как он будет делать, и лишь потом приступит к выполнению.

  • Все действия лучше выполнять под самодиктовку. Речевой самоконтроль помогает ребенку
  • меньше отвлекаться.
  • Обязательна работа на черновике.
  • Нельзя забывать про перерывы в работе. Утомленный ребенок допускает еще больше ошибок.
    Лучше, если в перерыве ребенок подвигается, сделает упражнения для глаз. Нежелательно

в перерыве смотреть телевизор, т. к. потом будет трудно снова переключиться на выполнение домашнего задания.

Рекомендации по обеспечению осмысливания ребенком сути правил, форму»:

  • Исключить механическое заучивание правил и формул.
  • Выполняя задание, ребенок должен обязательно объяснять свои действия. Ребенок ничего
    не должен делать "автоматически" без рассуждений.
  • Попросить ребенка самому придумать задание на данное правило или формулу.

Памятка для родителей младшего школьника

"Помощь ребенку в работе с учебником, книгой"

Уважаемые родители! С помощью перечисленных ниже приемов вы можете помочь ребенку запомнить новый учебный материал, научиться работать с учебной информацией.

  1. Попросите ребенка рассказать, что нового он узнал на уроке - это активизирует его знания и настроит на восприятие учебного материала.
  2. Перед тем как приступить к работе с учебником, определите вместе с ребенком цель самостоятельного чтения учебного материала, например:
  • просмотр учебного материала;
  • чтение отдельных глав учебника;
  • поиск ответов на определенные вопросы;
  • изучение дополнительного материала;
  • решение примеров и задач;
  • выполнение контрольных тестов;
  • заучивание текстов (правил, стихов, басен и т. д.) наизусть.

3. При изучении или закреплении изученного на уроке нового материала следует руководствоваться следующими правилами:

  • сначала выявите цель чтения, можно проговорить вместе с ребенком, что и зачем нужно читать, например:"Мы читаем один абзац и пересказываем...","Мы читаем стихотворение и учим по одной строчке...", "Мы читаем вопросы и ищем ответы на них в тексте...", "Мы выделяем в тексте незнакомые слова и их значение...";
  • прочитайте вместе текст;
  • еще раз прочитайте текст, разбейте его на смысловые части;
  • сделайте перерыв: попросите ребенка пересказать то, что он запомнил; сравнить, сопоставить полученную информацию с тем, что он уже знает;
  • попросите объяснить ребенка, что нового он узнал;
  • если запоминание вызывает у ребенка сложности, составьте вместе с ним логическую схему изложения информации в тексте или выучите опорные слова;

попросите ребенка воспроизвести изученный материал по памяти.

Рекомендации по развитию у ребенка навыка чтения:

  • Важнее всего обеспечить понимание смысла прочитанного. Поэтому тексты должны быть небольшие, фразы простые, слова знакомые, шрифт крупный, желательно наличие иллюстраций.
    Сам текст должен быть для ребенка интересен.
  • Иногда помогает следующий прием коррекции навыка чтения, С ребенком заключается договор:
    родители читают ему то, что требуется по школьным предметам, если он сам будет читать то, что
    ему интересно, но каждый день, и чтобы в первые дни суммарный объем прочитанного был

не меньше половины страницы (а постепенно и больше).

•        Лучше не требовать от ребенка чтения вслух. Пусть сначала ребенок прочитает текст про себя

и только потом вслух, если это необходимо. Дело в том, что чтение вслух и понимание прочитанного -две независимые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они сливаются, и кажется, что понимание происходит одновременно с произношением. Если ребенок испытывает сложности в чтении, а мы просим его читать вслух, то он выбирает озвучивание и иногда осваивает эту операцию настолько, что вполне успешно проходит проверку на технику чтения.

•        Лучше просить ребенка ответить на вопросы по тексту, а не пересказывать его. Если у ребенка
хорошо развита механическая память, то он может пересказать прочитанное близко к тексту,
но не понимать его смысл.

Рекомендации по развитию у ребенка умения пересказывать:

  • « При подготовке к пересказу следует составлять план текста. Читать текст лучше небольшими частями, абзацами. Выделять основную мысль каждой части своими словами. Если не получается, найти подходящее предложение или словосочетание в тексте.
  • "Рассказ вразбивку" Просить ребенка рассказать, о чем говорилось в разных частях текста,
    только потом пересказать в прямой последовательности.
  • Чтобы помочь ребенку научиться делить текст на смысловые части, можно проделать с ним
    специальные упражнения. Например» озаглавить короткий текст. Название - это и есть суть,
    самое главное, сжатая до нескольких слов мысль текста. Сделать это достаточно трудно, поэтому
    сначала можно предложить ребенку выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящее,
    на его взгляд, название.
  • Прочитать вопросы параграфа, а потом начинать знакомиться с текстом. Необходимо, чтобы
    ребенок, знакомясь с текстом, уже пытался найти ответы на поставленные вопросы.

(по материалам журнала «Управление начальной школой 2011, № 9, № 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка ученика 5 класса

Памятка о правах и обязанностях учеников в школе, буклет....

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 5 КЛАССА

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ5 КЛАССА !!! Напоминаю родителям пятого класса о том, что Ваш ребенок переживает сложный период адаптации к новым условиям.ПОМОГИТЕ ЕМУ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО НАПИСАНО В ПАМЯТ...

Памятка для 5 класса "Проценты"

В памятке представлены основные теоретические понятия, направленные на изучение темы "Проценты"...

Памятка для 2 класса -Чтение согласных

Помогает запомнить звуки,которые при чтении дают согласные....

Personal letters(ПАМЯТКА ДЛЯ 5 КЛАССА)

Personal letters(ПАМЯТКА ДЛЯ 5 КЛАССА)...

Памятка для 5 класса

Памятка для 5 класса...

Памятки для 5 класса

Образцы разборов, значение частей речи - правила для 5 класса...