Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья на тему
«Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.»
(Н. Нильсон)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе.
Сергеева Л.Е.
ГБОУ №117
.
«Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.»
(Н. Нильсон)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье человека определяется как состояние
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье-это право каждого»
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- отсутствие назидательности и авторитарности
- воспитание, а не изучение культуры здоровья
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти в школу
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
- Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
- Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа,
уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
- количество видов учебной деятельности
- их смена
- длительность и чередование
- отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
- просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
- Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
- Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
- речевая гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
- высота ножек стула должна равняться длине голени.
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
- при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
- позвоночник опирается на спинку стула.
- Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
- надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.
Приложение 1.
АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
- Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается | Да | Нет | Примечание |
1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете | |||
2) Кабинет проветрен | |||
3) Кабинет настраивает на рабочий лад |
- Ход урока
3.Психологический климат на уроке
4 Пожелания учителю.
Приложение 2.
План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий
В работе использованы материалы:
И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны
укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
Приложение 3.
Листок физического развития младшего школьника
Имя, фамилия _______________________________________ Дата рождения___________________
Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.
Подпись медицинского работника школы _____________________
Развитие двигательных качеств
Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.
Подпись учителя физической культуры____________________
Рекомендации для учителей и родителей учащегося
Ф.И.О.________________________________________ на 201__- 201__учебный год
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
В данном материале рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий, методик в урочной и внеурочной деятельности. Теоретические сведения сопровождаются примерами из практической дея...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения
Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В работе представлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в объединениях «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД», «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», «ШКОЛА ЮНЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ» СТО СПбЦД(Ю)ТТ, проведен ана...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных процессах
О практическом применении различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. ...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями з...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и дома
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...