Презентация "Дети с РАС"
презентация к уроку на тему

Колмакова Кристина Олеговна

В данной презентации представлена МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИРАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТОРА У ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras_prezentatsiya.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Выполнила: воспитатель: МБДОУ №65 «Фестивальный» Колмакова К.О.

Слайд 2

М Е Т О Д Ы И М Е Т О Д И К И TEACCH (Эрик Шоплер ) ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ ИППОТЕРАПИЯ

Слайд 3

TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read) Методика поддержки аутичных детей Eric Schopler (Эрика Шоплера)

Слайд 4

TEACCH TEACCH - сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children ( Лечение и обучение детей с аутистическими и другими нарушениями общения). Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler из Медицинской школы Чепел -Хилл при Университете Северной Каролины (группа психоаналитиков). Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США.

Слайд 5

TEACCH Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью.

Слайд 6

TEACCH Цель методики : формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам: • Имитация • Восприятие • Крупная моторика • Тонкая моторика • Координация глаз и рук • Элементарная познавательная деятельность • Речь • Самообслуживание • Социальные отношения

Слайд 7

TEACCH Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследования его возможностей, особенностей и интересов и работа по общей организации его поведения. При формировании установки у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности ребенка в этом выполнении, вначале часто приходится использовать простейшие естественные потребности ребенка; так например, если он хочет пить, можно попросить его сначала сесть на стул. Часто в ответ на попытку взрослого что-то потребовать от ребенка, он начинает капризничать, может закричать, ударить. Если взрослый отменяет свое требование в ответ на его крик, то такой способ добиться своего может закрепиться в сознании ребенка.

Слайд 8

TEACCH Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

Слайд 9

TEACCH Как любая коррекционная методика, TEACCH предполагает свою диагностику. В соответствии с ней ребенку может быть 3-4 года биологического возраста, а после проведенной диагностики у него будет выявлен 1 год развития. Т.е. у ребенка могут быть нарушены элементарные движения в пространстве, координация в системе «глаз-рука»… Первый уровень содержит диагностические задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту до 2 лет; второй – от 2 до 4 лет, третий – от 4 до 6 лет.

Слайд 10

TEACCH Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер , Р.Рейчл )

Слайд 11

TEACCH Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем ( втором ) этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.

Слайд 12

TEACCH Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности). Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм .

Слайд 13

TEACCH Плюсы методики: позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве последовательна, имеет широкий спектр наработок не требует стопроцентного включения в процесс коррекции родителей идеально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов (выраженная идиотия , тяжёлая и глубокая олигофрения, и т.п ) Минусы методики: опирается на утверждение, что ребёнку необходимо создать комфортную среду обитания хотя бы в рамках дома и заведения, которое посещает ребёнок. К сожалению, ребёнок начинает себя чувствовать себя спокойно только в знакомой среде не учитывает социальные потребности ребёнка, более того, старается ограничить общение ребёнка, делая его адаптацию к жизни в обществе малоосуществимой

Слайд 14

TEACCH Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии с тремя уровнями развития. При определении степени сложности задачи учитывают возраст и развитие ребенка. В соответствии с диагностикой, первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту до 2 лет; второй – от 2 до 4 лет, третий – от 4 до 6 лет.

Слайд 15

TEACCH Задания расположены в порядке усложнения, повышения требований к возможностям ребенка, что позволяет проводить поэтапное обучение по принципу «от простого к сложному». Упражнения в программе подобраны таким образом, что при формировании или развитии определенного навыка дополнительно предъявляются требования к способностям ребенка из других сфер (например, упражнение на сортировку способствует развитию координации движений).

Слайд 16

TEACCH Для выполнения упражнений используют обычные предметы, которые есть дома и в дошкольном учреждении. Благодаря этому достигают сразу двух целей: во-первых, осуществляется перенос приобретенных умений в новые условия (из учреждения домой и наоборот), а во-вторых, применяемый материал, как правило, недорогой.

Слайд 17

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Слайд 18

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии . Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Слайд 19

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Слайд 20

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Задачи песочной терапии ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Слайд 21

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Слайд 22

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Слайд 23

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Слайд 24

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Слайд 25

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен исполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога – это «активное присутствие», а не руководство процессом .

Слайд 26

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ

Слайд 27

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими.

Слайд 28

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта.

Слайд 29

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ Для психолога очевидно, что нормальное, полнокровное развитие ребенка невозможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом.

Слайд 30

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не принимает позу готовности при взятии на руки, не улыбается в ответ на улыбку матери и т. п. Поэтому аутичный ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт.

Слайд 31

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как: агрессия аутоагрессия тиранические наклонности гиперактивность непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное) снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых) нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований.

Слайд 32

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ Холдинг-терапия осуществляется по следующей схеме: сеансы должны проводиться ежедневно и занимать не меньше 1 ч; во время сеанса мать (или другой близкий человек) крепко обнимает ребенка, прижимает его к себе, и в таком положении они находятся длительное время. Если ребенка не удается удержать на руках, мать может лечь рядом с ним, прижимая его не только руками, но и всем телом к стене или спинке дивана; в течение всего сеанса нельзя уступать нарастающему сопротивлению ребенка: с ним необходимо пытаться установить и зрительный, и эмоциональный, и вербальный контакт. Не следует прерывать сеанс даже в тех случаях, когда ребенок выглядит несчастным, подавленным и отрешенным от происходящего вокруг него; ребенка следует удерживать до появления стадии истощения, несмотря на любые его протесты; его отпускают только при появлении выраженной релаксации, когда можно будет общаться с ним.

Слайд 33

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ В настоящее время определены следующие противопоказания для использования холдинг-терапии: астматические приступы; выраженные кожные заболевания; диабет; сердечнососудистые заболевания родителей. Не следует проводить терапию, если родители не могут (или не хотят) достаточно длительно и систематически работать в контакте с врачом- пихотерапевтом и психологом. В таком случае метод не принесет желаемых результатов.

Слайд 34

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ

Слайд 35

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ Благотворное влияние общения детей с этими морскими животными было установлено в 1978 году учеными из Великобритании, а широко стало применяться в начале 90х. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинов началось в Нюрнберге (Германия). В настоящее время лидером по масштабам применения являются США.

Слайд 36

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ По сути своей дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности и мощного психологического воздействия. Сам по себе ультразвук давно применяется в медицине ( сонофорез и фонофорез ), производя массаж на клеточном уровне. Ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому продвижению ее в тканях тела.

Слайд 37

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ Общение с дельфином позволяет: Восполнить дефицит положительных эмоций Вытащить ребенка из плена самоизоляции, стимулируя тем самым интерес к внешнему миру Через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального реагирования Выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур

Слайд 38

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ Курс дельфинотерапии обычно составляет 10 сеансов ,продолжительностью по 20-30 мин, один раз в день. Повторяемость курса 4-6 месяцев .

Слайд 39

ИППОТЕРАПИЯ

Слайд 40

ИППОТЕРАПИЯ Этот метод известен еще с древних времен, хотя активно ею стали заниматься только в начале 90х годов прошлого века. При верховой езде лошадь переносит на всадника за минуту более ста колебательных импульсов, оказывая тем самым массирующее и разогревающее действие, что в свою очередь улучшает питание клеток головного мозга.

Слайд 41

ИППОТЕРАПИЯ При передвижении верхом всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Иппотерапия помогает развитию памяти, мышления, внимания .

Слайд 42

ИППОТЕРАПИЯ Также иппотерапия предоставляет возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Лошади обладают очень сильным биополем и способны заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже при нахождении рядом с лошадью.

Слайд 43

ИППОТЕРАПИЯ Все-таки иппотерапия не так эффективна для лечения РДА, как для лечения заболеваний, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Однако для некоторых детей с диагнозом РДА, именно иппотерапия позволяет добиться хороших результатов.

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!